Войти в почту

Власти ужесточают долговую политику регионов и муниципалитетов

Москва, 17 декабря - "Вести.Экономика". Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на ужесточение долговой политики для регионов и муниципальных образований, сообщается на правительственном сайте. В соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса обязательства субъектов Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, которые возникают в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов, относятся к внутреннему долгу таких публично-правовых образований. В соответствии с законопроектом такие обязательства будут относиться к внешнему долгу, так как по этим обязательствам заемщик несет валютные риски. Законопроектом также совершенствуется система оценки долговой устойчивости субъектов Федерации и муниципальных образований. В целях сохранения долговой устойчивости региональных и местных бюджетов должны быть созданы условия для проведения субъектами Федерации и муниципальными образованиями ответственной долговой политики. В связи с этим законопроектом предлагается расширить перечень показателей долговой устойчивости, скорректировать установленные пороговые значения применяемых показателей и ввести правила классификации публично-правовых образований по группам долговой устойчивости. В частности, для субъектов Федерации и муниципальных образований предлагается ужесточить ограничение объема расходов на обслуживание долга, снизив его предельное значение с 15% до 10%, ограничить годовую сумму платежей по погашению и обслуживанию долга на уровне до 20% общего объема налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов всех уровней. Предусматривается, что Минфин России и финансовые органы субъектов Федерации будут оценивать состояние долговой устойчивости субъектов Федерации и муниципальных образований по установленному перечню показателей долговой устойчивости и классифицировать их по группам риска: заемщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. Такая классификация будет основанием для предъявления к заемщикам требований различной степени "жесткости". Заемщики с высоким уровнем долговой устойчивости будут освобождены от необходимости согласования программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, со средним уровнем долговой устойчивости будут обязаны согласовывать с соответствующим финансовым органом программы государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, а также представлять в этот орган проект основных направлений долговой политики, а заемщики с низким уровнем долговой устойчивости будут вправе осуществлять рыночные заимствования только в целях рефинансирования долга и помимо обязанности согласования программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий и представления проекта основных направлений долговой политики должны будут утверждать и реализовывать согласованный с финансовым органом план восстановления платежеспособности. В целях консолидации бюджетного законодательства законопроектом предполагается ввести в Бюджетный кодекс новую главу "Эмиссия и обращение государственных (муниципальных) ценных бумаг", в которую будут перенесены положения Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". При этом уточняется, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены только в виде облигаций, и исключается понятие "транш". Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" предлагается признать утратившим силу. Законопроектом также регулируются вопросы предоставления государственных и муниципальных гарантий. По итогам анализа многолетней практики предоставления государственных гарантий Российской Федерации предлагается в Бюджетном кодексе закрепить сформированные и отраженные в нормативных правовых актах правительства подходы к порядку и условиям оказания государственной гарантийной поддержки, сделав их едиными для гарантий всех публично-правовых образований. Эти изменения позволят минимизировать риски наступления гарантийных случаев, соразмерно распределению рисков неисполнения принципалами своих обязательств между всеми участниками гарантийной поддержки, повысить их мотивацию и ответственность за решения, принимаемые при совершении соответствующих сделок. Исполнение государственных и муниципальных гарантий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В связи с этим особое внимание уделяется обеспечению защиты интересов гаранта, в том числе от недобросовестного поведения принципалов и бенефициаров. В части правового регулирования в сфере денежных обязательств перед Российской Федерацией законопроектом предусматривается разграничение регулирования вопросов признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и списания с учета задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием. Предлагается также закрепить право Правительства России устанавливать правила списания и восстановления в осуществляемом Внешэкономбанком учете задолженности по валютным кредитам Внешторгбанка СССР и Внешэкономбанка СССР, предоставленным до 1992 г. включительно. Это создаст правовые основания и регламентирует процедуру принятия решений о списании с учета и восстановлении в учете этой задолженности, что необходимо для обеспечения актуальности и достоверности ее учета. Кроме того, предлагается уточнить требования, предъявляемые к обеспечению исполнения обязательств заемщика и к проведению оценки качества (надежности, ликвидности) предоставляемого им или третьим лицом обеспечения. Предусматривается также устранить правовой пробел в части определения денежных обязательств перед публично-правовым образованием, установить единые подходы к условиям и порядку реструктуризации задолженности по таким обязательствам. Законопроектом также предлагается урегулировать вопросы внешних долговых требований Российской Федерации. Одна из форм содействия международному развитию на двусторонней основе – предоставление кредитов на льготных условиях. Законопроектом в бюджетное законодательство вводится новое понятие – "государственный кредит на цели официального содействия развитию". Закрепление этого понятия позволит оказывать финансовую помощь за счет средств федерального бюджета для содействия развитию иностранных государств и классифицировать ее в соответствии с установленными нормами. При этом предлагается исключить возможность предоставления государственных кредитов иностранным юридическим лицам в связи с высоким риском их невозврата, а также с тем, что оформление таких договоренностей сопряжено с организационными издержками, поскольку возможно только при условии предоставления гарантии правительства соответствующего государства. Предусматривается, что финансовые условия государственных кредитов будут определяться в соответствии с установленным правительством России порядком предоставления государственных кредитов, целью разработки которого является регламентация процесса предоставления Российской Федерацией государственных экспортных и финансовых кредитов, включающего несколько взаимосвязанных этапов принятия управленческих решений и предполагающего взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и организаций.