Войти в почту

Стоимость бытия. Во сколько обходится жизнь

В России треть расходов приходится на продукты питания. Сайт «360» уже опубликовал эти цифры, но теперь мы попробуем разобраться, как формируются такие исследования и насколько им можно вообще доверять. Все дело в том, что цифры, несмотря на их видимую объективность, все же весьма лукавы, так как подобного рода расчеты всегда производятся по жесткой методике: продукт — цена — спрос. Однако за каждой позицией стоят еще очень многие статистические данные, которые далеко выходят за сухую цифру ценников на прилавках. Это и стандарт жизни в стране; и экономическая политика в области экспорта сырья, то есть продуктов без обработки; и цена полуфабрикатов, консервированных или замороженных готовых продуктов; и стоимость складских помещений — от самых простых до технически сложных и затратных (а тут еще важно учесть времена года, средние температуры и сроки хранения продуктов); и цены на доставку товара к прилавку (а это еще и стоимость горючего и эксплуатационных затрат на средства перевозки); и налоговая база в разных категориях товаров; и оценка сантехнических норм; и ограничения санкционных списков; и уровень фабричных затрат переработки, упаковки, консервирования; и оплата труда, а также плотность населения; и конкурентные показатели в связи с этим да и со многим другим. У каждой страны из списка свои особенности и свои, если хотите, предпринимательские хитрости, которые находятся в прямой или косвенной зависимости от санкций надзорных органов и их соответствия определенным правовым стандартам. Это далеко не полный перечень того, что нужно учитывать. Показатели же приведены не за прошедший год, а за 2017-й. Сравнение в области динамики цен видно по исследованиям за 2015 год, например. Что касается России, то тут многое изменилось из-за ужесточения санкционных норм. Показатели позапрошлого года для нашей страны (в отличие от других государств) претерпели серьезные изменения. Разница же указана всего в каких-то полтора процента. И все же в основе сухая статистика. А она, напомню, вот какая: на долю россиян в области покупки продуктов питания приходится 31,2% от бюджета средней семьи. Почти столько же тратят жители Черногории, Латвии и Турции. Кроме уже перечисленных стран, в сравнительные списки МВФ и национальных институтов попали еще 40 европейских государств. Мы оказались на 31-м месте в последнем десятке по продуктовым тратам. Источник фото: Pixabay Граждане Черногории расходуют на свои желудки 29,7%, литовцы — 31,5%. По этим показателям видно, насколько все же трудно сопоставить данные по небольшим государствам (с высокой плотностью населения) с такой страной, как Россия. Причем речь ведь должна идти о том, возможна ли сопоставимость стран ЕС с «санкционной» страной Россией. Различие между жителями провинций в странах, подобных Черногории и Литве, с их возможностью приобрести продукты питания в ближайшей торговой точке — и с тем, как дело обстоит на просторах большой страны, в которой закупка продуктов большой частью населения производится в оптовом варианте (из-за отдаленности от магазинов и торговых центров). А это уже другие цены и иные затраты. Оценки в России можно вести только в гигантских мегаполисах, в которых конкурентная платформа очень чувствительна. Но это вовсе не означает, что продукты становятся дешевле. Даже напротив, здесь за демпинг спрашивается куда строже, чем в небольших селениях. Отсюда и высокие показатели затрат. Следует говорить не о частных случаях, а об очень негибкой системе отношений. Да еще со своими традициями, идущими от страха перед острым дефицитом продуктов, как было в России десятилетия подряд. Хуже всех из списка положение на Украине. Там на питание уходит 50,9%. Почти сразу за Украиной следует Казахстан, в котором семьи тратят 46%, а далее Молдавия с затратами 43,4%. Цифры вызывают изумление, потому что при всех политических проблемам все же и Украина, и Казахстан, и тем более Молдавия всегда были сельскохозяйственными странами, а в том же Казахстане преобладало щедрое животноводство. Они всегда сами производили необходимое для пищевой промышленности сырье. Но, по расчетам МВФ и по собственным статистическим данным, попали в самый хвост рейтинга. Да еще по соседству с Турцией, всегда кормившей себя саму и занятой широким экспортом своих продуктовых товаров. Источник фото: Pixabay Лучше всего дело обстоит в таких странах, как Люксембург (здесь траты не превышают 8,7%), далее следуют Великобритания (10%) и Нидерланды (10,6%). В лидерах наименьших затрат числятся Финляндия, Австрия, Норвегия и Швейцария. Их расходы не превышают 12% от семейного бюджета. Очень показательно то, как почти те же траты выглядят для потребителя не в магазинах, а в местах общественного питания, то есть в ресторанах. Тут у России всего 3,3%. Но вот как выглядят другие государства из того же списка: Швейцария — 10,8%, Греция — 10,5%, Испания — чуть более 10%. В этом рейтинге Россия упала всего на одну десятую в сравнении с 2015 годом. Цены в ресторанах для большинства семей слишком высоки. А это уже стандарт жизни и следствие санкционных мер, коснувшихся общепита. Показатели же затрат на культуру таковы. Лидерами признаны шведы. На их долю приходится 18,7% расходов. В середине списка, на 21-й позиции, — Россия (6,9%), а на последнем месте молдаване — 1,3%. Это при том, напомню, что на питание они тратят близко к тридцати процентам семейного бюджета. И, наконец, показатели в сфере расходов на алкоголь и табак. Здесь все очень традиционно. На первом месте в Европе румыны — 8,2%, далее болгары — 5,1% и сербы — 4,7%. Самыми экономными в этом смысле являются благополучные во всех отношениях жители Люксембурга — 1,3%, потом следуют молдаване — 1,5%, замыкают список киприоты — 1,3%. Вот и в этом расчете есть свое лукавство. Оно состоит в том, что, кроме традиционных привычек местных жителей употреблять вина, крепкие напитки и выкурить сигарету за крепким кофе много раз в течение дня, есть еще такой массивный показатель, как туризм. Жители Европы и приезжие с других континентов, прибывая сюда в летний период и на зимне-весенние лыжные спуски, добавляют свою весомую долю в лидерскую цифру весьма и весьма значительно. На том же Кипре, несмотря на большой поток туристов, употребление крепкого алкоголя из-за высоких температур также традиционно низко. А цены на табак столь высоки по европейским стандартам (своего же не производят в отличие от жителей Балкан), что доступны не всем — и туристы привозят с собой сигареты из своих стран с запасом. Эти траты попадают в другую статистику. Поэтому расчет стоимости жизни весьма относителен, хотя ценна в нем прежде всего тенденция к росту или падению в том или ином сегменте. Но тут одними сухими цифрами не обойдешься. Здесь главное — ощущения тяжести или, напротив, легкости семейного кошелька. Андрей Бинев, журналист, аналитик