Войти в почту

Цена ошибки: 11 катастроф, которые произошли по вине человека

Москва, 14 декабря - "Вести.Экономика". Иногда катастрофы происходят по чистой случайности. Тем не менее, зачастую бывает и так, что к катастрофе приводят неверные решения людей, которые не смогли в нужное время правильно оценить ситуацию. Ниже мы расскажем об 11 шокирующих катастрофах, к которым привело решение человека. 11. Крушение лайнера Costa Concordia Фото:Wikimedia Итальянский круизный лайнер Costa Concordia затонул в Тирренском море близ острова Джильо у побережья итальянской области Тосканы в ночь на 14 января 2012 года. В момент трагедии на судне находились более 4,2 тысячи человек, из них жертвами стали 32 человека. Гигантский лайнер длиной 290 метров с 17 палубами, на которых разместились 1,5 тысячи кают, двухуровневая фитнесс-зона площадью более двух тысяч квадратных метров, концертный зал, 4D кинотеатр, художественная галерея и небольшая библиотека, а также казино, бутики, рестораны и бары, вышел из порта Чивитавеккья 13 января 2012 года в круиз по Средиземному морю и направлялся в Савону. Через несколько часов после отправления, когда пассажиры ужинали в ресторанах, Costa Concordia напоролся на мель, в результате чего получил на левой стороне пробоину, длина которой составляла около 70 метров. Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия суда береговой охраны и спасательные шлюпки, а также был задействован вертолет. Во время проведения спасательной операции многие пассажиры оставались заблокированными в каютах лайнера. Кроме того, в момент аварии несколько пассажиров упали за борт. Первоначально сообщалось, что в результате крушение лайнера погибли три человека, однако с каждым днем эта цифра возрастала. Ход поисково-спасательной операции неоднократно приостанавливался из-за ухудшения метеоусловий, подвижек судна и роста опасности для спасателей. На лайнере находилось 108 российских пассажиров, все они были спасены. Вечером 14 января власти Италии объявили о задержании капитана круизного лайнера Costa Concordia Франко Скеттино. Представители компании-судовладельца заявили о том, что Скеттино самовольно принял решение отклониться от намеченного курса. Капитан отдал команду подойти максимально близко к острову Джильо, чтобы порадовать главного стюарда корабля, уроженца тех мест. Прокуратура тосканской провинции Гроссетто возбудила уголовное дело по факту кораблекрушения и гибели людей. Правоохранительные органы Италии после допроса задержали Скеттино по подозрению в непреднамеренном убийстве, а также в том, что он покинул судно до завершения эвакуации пассажиров. 15 января 2012 года водолазы Costa Concordia. Его расшифровка подтвердила сообщения о том, что капитан слишком поздно начал эвакуацию, не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблем), что задержало начало спасательной операции. 10. Первая катастрофа самолета Airbus A320, Франция Фото:Wikimedia Катастрофа A320 в Абсайме — авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 26 июня 1988 года в Абсайме. Авиалайнер Airbus A320-111 авиакомпании Air France в рамках проходившего на аэродроме Мюлуз-Абсайм авиасалона должен был выполнить показательный полёт (рейс ACF 296 Q Париж—Мюлуз) на небольшой высоте, тем самым впервые представив широкой публике новую модель A320. Но во время посадки самолёт оказался на критически низкой высоте и на глазах сотен зрителей на трибунах рухнул в лес в конце взлётной полосы, при этом полностью разрушившись. В результате катастрофы погибли 3 пассажира, ещё 50 получили ранения. Это первая катастрофа в истории самолёта Airbus A320. Командира рейса 296 Мишеля Асслина посадили в тюрьму на 10 месяцев 9. Катастрофа на плотине Вайонт, Италия Фото:Wikimedia Трагедия на плотине Вайонт – яркий пример того, как сочетание множества малозаметных природных факторов, ошибок людей и элементарной человеческой жадности может привести к катастрофе со страшным исходом. Причины аварии на плотине Вайонт условно можно разделить на две категории: чисто «технические» и «человеческие». Все началось с того, что люди не совсем верно выбрали место для строительства плотины, затем выяснилось, что это место геологически нестабильно (здесь часто происходили слабые землетрясения и оползни). Но компания, строившая плотину, закрывала на все глаза и продолжала работы, так как это сулило немалые деньги. Наконец, наступило дождливое лето 1963 года, и к осени вода с неба вызвала никем непредвиденные последствия: случился оползень. И не просто оползень – в воду сползла часть горы Монте Ток, которая заполнила чашу водохранилища, и колоссальное количество воды буквально «выплеснулось» из плотины. Так что непосредственная причина трагедии – чудовищный по масштабам оползень, возникновение которого было обусловлено геологическими особенностями местности и обильными дождями. А люди ради своих выгод уверяли, что никакой опасности нет. Всего за семь минут вода произвела чудовищные по масштабам разрушения. Волна полностью разрушила пять деревень в долине реки Пьяве (Вилланова, Лонгароне, Пираджо, Ривальта и Фаз), а также подвергла серьезным разрушением еще несколько населенных пунктов. В потоках грязи, камней и воды погибло от 1900 до 2500 человек (некоторые источники говорят о 3000 жертв). 8. Катастрофа судна «Queen of the North», Канада В 2006 году паром «Queen of the North» отклонился от обычного маршрута вдоль побережья Британской Колумбии, налетел на подводные камни и быстро затонул. Благодаря исключительно своевременной помощи спасателей и в особенности жителей индейского рыбацкого поселка большинство пассажиров и членов экипажа – в общей сложности 99 человек – были спасены. Погибли лишь двое пассажиров – точнее, пропали без вести. Вероятно, их останки покоятся на морском дне вместе с паромом. Штурман судна Карл Лилгерт был арестован и признан виновным, после чего его осудили на 4 года тюремного заключения. Именно его признали виновным в преступной халатности, которая привела к гибели людей. 7. Чернобыльская катастрофа, СССР Фото:Wikimedia/Ingmar Runge Авария на Чернобыльской АЭС - разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной близ города Припять. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести. Более 115 тысяч человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тысяч человек участвовали в ликвидации последствий аварии. В течение первых трёх месяцев после аварии погиб 31 человек, ещё 19 смертей с 1987 по 2004 год предположительно можно отнести к её прямым последствиям. Высокие дозы облучения людей, в основном из числа аварийных работников и ликвидаторов, послужили или могут послужить причиной четырёх тысяч дополнительных смертей от отдалённых последствий облучения. Тем не менее эти цифры существенно меньше того количества жертв, которое приписывается чернобыльской катастрофе общественным мнением. Первоначально утверждалось, что в процессе подготовки и проведения эксперимента эксплуатационным персоналом был допущен ряд нарушений и ошибок и что именно эти действия и стали главной причиной аварии. Однако затем эта точка зрения была пересмотрена и выяснилось, что большинство из указанных действий нарушениями не являлись либо не повлияли на развитие аварии. 6. Катастрофа Boeing 747 под Токио, Япония Фото:Wikimedia Катастрофа Boeing 747 под Токио — одна из крупнейших авиационных катастроф, произошедшая 12 августа 1985 года. Авиалайнер Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Air Lines (JAL) совершал внутренний рейс JAL 123 по маршруту Токио—Осака, но через 12 минут после взлёта лишился вертикального хвостового стабилизатора. Экипаж продержал неуправляемый самолёт в воздухе 32 минуты, но он врезался в гору Оцутака в 112 километрах от Токио. Из находившихся на его борту 524 человек (509 пассажиров и 15 членов экипажа) выжили только 4. В процессе проведения ремонта не были выполнены технические условия, предусмотренные компанией «Boeing», согласно которым предписывалось произвести укрепление повреждённых половинок гермошпангоута с помощью цельной пластины-усилителя, закреплённой тремя рядами заклёпок. Проводившие ремонт техники вместо установки единого усилителя с тремя рядами заклёпок применили два отдельных усиливающих элемента, один из которых был закреплён двойным рядом заклёпок, а второй всего лишь одинарным. Под воздействием переменных нагрузок во время циклов «взлёт-посадка» металл толщиной 0,9 см в местах сверления постепенно разрушался и в конце концов не выдержал. При наборе высоты в роковом рейсе ослабленный гермошпангоут не выдержал давления и разрушился. При этом он перебил трубопроводы гидравлических систем. Вырвавшийся из салона под большим давлением воздух поступил в полость вертикального хвостового стабилизатора, не рассчитанного на такую нагрузку. Это привело к отрыву стабилизатора и повреждению горизонтального оперения. Самолёт стал практически неуправляем. 5. Обрушение здания Rana Plaza, Бангладеш Фото:Flickr/rijans Обрушение восьмиэтажного здания Рана-Плаза в городе Савар произошло 24 апреля 2013 года в 08:45 по местному времени. Поиски тел прекращены 13 мая, в результате катастрофы погибшими числятся 1129 человек, ранены около 2500 человек. Из-под завала спасены около 2500 человек. Десятки извлечённых неопознанных тел были похоронены в общих могилах без идентификации личностей. Накануне происшествия, 23 апреля, на фасаде здания были обнаружены крупные трещины, и было приказано эвакуировать из него людей и закрыть все находящиеся в здании учреждения. Приказу подчинились банк и почти все магазины Рана-Плазы, находящиеся на нижних этажах, в то время как одёжные предприятия продолжили работу. На следующий день в утренний час пик произошло обрушение здания, уцелел только первый этаж. По заявлению президента Ассоциации производителей и экспортеров одежды Бангладеш в этот момент в здании находилось 3122 рабочих. Среди погибших, которых по окончанию поисковых работ насчитывалось 1127 человек, много работниц и их детей. 25 апреля против владельца здания, Сохела Рани, и владельцев пяти одёжных производств, находившихся внутри, было возбуждено уголовное дело. 6 апреля премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина подписала ордер на арест Рани и четырёх владельцев одёжных производств. Двое из них были арестованы уже спустя несколько часов, сам Рани скрывался от правосудия, но уже 28 апреля был арестован в Бенаполе, на границе с Индией. 4. Обрушение торгового центра Сампун, Южная Корея Фото:Wikimedia/최광모 Обрушение торгового центра Сампун произошло 29 июня 1995 года в районе Сочхогу в Сеуле, Республика Корея. Это самая крупная катастрофа мирного времени в истории Южной Кореи, погибло 502 человека, 937 получили ранения. В 1994 году расположенный на втором этаже напротив спортивного центра финансовый сектор был перенесён на первый этаж, а на его месте 5 января 1994 года был открыт книжный магазин. Из-за веса огромного количества книг в холле спортивного центра начали появляться трещины, постепенно расширявшиеся. В итоге 3 марта 1995 года книжный магазин закрыли, но рост трещин это не остановило. В апреле 1995 года над ресторанами северного крыла появились трещины в потолке. С мая из них начал сыпаться песок, а пол 5-го этажа начал медленно проседать. Лим Хён Чжэ, супервизор, представитель стороны, перекрывшей газ, говорил о необходимости эвакуации людей и срочном ремонте. Инженером Ли Хак Су было высказано мнение, что кризис можно преодолеть текущим ремонтом без остановки работы ТЦ. Руководство склонилось к этой версии, затем началось обсуждение необходимых мер. Через час после чего Лим уехал в свой офис за чертежами. Технические же специалисты Сампуна закрыли второй этаж спортивного центра и проход по нему согласно плану ремонта центрального холла. В 17:50 не руководство, а сотрудники второго и третьего этажа начали выкрикивать просьбы об эвакуации. Эти выкрики не были слышны внизу, тем более, на подземных четырёх этажах. Примерно в 17:57 крыша обвалилась, и системы кондиционирования оказались на уже перегруженном полу 5-го этажа. Затем обрушились основные несущие колонны. В течение 20 секунд южное крыло полностью обрушилось, убив 502 человека и завалив обломками ещё 1500. 3. Взрыв в Галифаксе, Канада Фото:Wikimedia Взрыв в Галифаксе — взрыв, произошедший 6 декабря 1917 года в гавани канадского города Галифакса. Французский военный транспорт «Монблан», загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой), столкнулся с норвежским кораблём «Имо». На судне начался пожар, приведший к взрыву, в результате чего порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 тыс. человек погибли под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 тыс. человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Международный суд, рассматривая иски обеих судоходных компаний, пришёл к выводу, что в столкновении в равной степени виноваты капитан «Имо» (погибший при взрыве) и «Монблана». Однако французское правительство такое решение не признало. 2. Катастрофа парома «Herald of Free Enterprise», Бельгия Фото:Wikimedia 6 марта 1987 года английский пассажирский паром при выходе из Зеебрюге опрокинулся на борт. Погибли 197 человек. Вечером 6 марта 1987 года в бельгийском порту Зебрюгге, когда пассажиры уже заняли свои места в каютах теплохода, завершалась погрузка автомашин на две автомобильные палубы. Чтобы ускорить погрузку автомашин на верхнюю палубу, в носовые танки был принят балласт (более 300 тонн), а поскольку балластный насос имел небольшую производительность, то за полчаса до выхода из порта успели откачать только 40 тонн. Поэтому паром вышел в рейс с большим дифферентом на нос. Позднее, расследуя причины крушения, ученые и специалисты установят, что на верхнюю автомобильную палубу был принят груз массой 500 тонн при допустимой нагрузке 400 тонн, а средняя осадка превышена на 13 сантиметров. Однако не эти факторы оказались решающими. В основе цепи нарушений, халатности и грубейших ошибок лежал «человеческий фактор». В переполненных пассажирами барах, ресторанах, беспошлинном магазине, каютах и палубах началась паника. Тех, кто находился у открытых иллюминаторов, просто выбросило в море. Часть пассажиров сумела разместиться на выступающей из воды корме. Из ледяных объятий Северного моря удалось спасти 408 человек. К моменту прибытия спасательных катеров на поверхности уже плавало 50 трупов, еще 123 утопленника извлекли из внутренних помещений «Herald of Free Enterprise». 1. Трагедия в отеле Hyatt Regency, США Обрушение подвесных галерей в отеле «Hyatt Regency» — техногенная катастрофа, произошедшая в Канзас-Сити 17 июля 1981 года. В атриуме гостиницы две подвесные галереи обрушились на людей, пришедших на танцевальную вечеринку в стиле 40-х годов. В результате катастрофы погибли 114 человек, 216 человек получили ранения разной степени тяжести. До 2001 года это было самое смертоносное в истории США разрушение рукотворного объекта; больше людей погибло только во время обрушения южной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 2001 году. Причиной катастрофы стали ошибки при проектировании конструкции галерей, вследствие которых крепления верхней галереи не выдержали веса конструкций и стоящих на галереях людей, прогнулись и разрушились.

Цена ошибки: 11 катастроф, которые произошли по вине человека
© Вести Экономика