Войти в почту

Сохиев: у "Путешествия в Реймс" большая жизнь на сцене Большого

На Исторической сцене Большого театра состоится премьера оперы Джоаккино Россини "Путешествие в Реймс". Это второе произведение великого итальянского композитора, после оперы "Севильский цирюльник", которое украсит афишу 243 сезона Большого театра. О полноценной постановке в режиссуре и сценографии в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Чичериной рассказывает музыкальный руководитель Большого и главный режиссер Туган Сохиев. - Туган Таймуразович, почему было выбрано именно это произведение для постановки на сцене Большого? - Год назад мы осуществили концертную редакцию этого произведения на площадке "Филармонии-2" и на нашей Исторической сцене и были приятно удивлены с каким энтузиазмом зритель воспринимал этот материал. Тогда было принято решение осуществить полноценную постановку. Вместе с этим отмечу, что история этого произведения такова, что эта опера была написана по случаю коронации французского короля Карла X и поэтому в ней фактичсеки отсутсвует сюжет Нам очень повезло, что один из самых востребованных современных оперных режиссеров итальянец Дамиано Микъелетто делает у нас эту постановку. "Путешествие в Реймс" - это копродукция Большого театра, Недерландской национальной оперы, Королевской Датской оперы и Оперы Австралии. Премьера этого спектакля состоялась в Амстердаме в 2015 году. - Будут ли отличия постановки на российской сцене от той, что была в Нидерландах? - Несомненно, вариант Большого театра ‒ не гастрольный. У нас используются свои декорации, костюмы. Спектакль будет жить здесь, на сцене Большого театра, и мне кажется, что молодому, яркому итальянскому режиссёру будет весьма интересно узнать реакцию российских зрителей на этот спектакль. Сложность, а может и находка оперы в том, что как такового сюжета в ней нет: все гости собираются на коронацию, но в связи с рядом обстоятельств они на нее отправиться не смогут. В постановке важны человеческие отношения, романтические любовные связи, которые возникают и проходят через всю оперу. Мне кажется, что при написании этой музыки Россини превзошел сам себя. Не даром он использовал эту музыку в дальнейшем для комической оперы " Граф Ори", которая считается одним из лучших произведений композитора. В постановке на сцене Большого театра много юмора, интересных находок. Яркая работа! - Было ли сложно реализовать эту постановку? - Большой театр впервые ставит эту оперу Россини полномасштабно. " Путешествие в Реймс" стало настоящим испытанием для состава оперных певцов. Работа требовала исполнителей, виртуозно владеющих колоратурами автора. Представьте ситуацию, когда на сцене поет квартет – прислушаться даже к четырём солистам нелегко, а когда на сцену выходят около двух десятков солистов и они все вместе поют… Сложность в том, что солист с одного края не слышит то, что поют с другой стороны сцены. Здесь необходимо мастерство всего состава певцов. Надеюсь, что наш зритель увидит лёгкость исполнения музыкального материалаНо чтобы ее достичь надо очень много рабоать. Россини – это, в первую очередь, игра, и в данном случае, музыкой надо играть. Расскажу Вам еще об одном моменте, свидетельствующем о мастерстве исполнителей: в самом конце оперы, когда уже близится развязка , звучит ария Коринны. Сложность заключается в том, что ее продолжительность порядка десять минут и все это время внимание зрительского зала будет сконцентрировано на трех элементах – сопрано, звучащее под аккомпанемент арфы и флейты. Это очень сложная задача, которая решается благодаря виртуозности всего коллектива, задействованного в опере. - Перед генеральной репетицией режиссер признался журналистам, что на сцене происходит Любовь. Какие эмоции переживает оркестр? - Музыка Россини – это волны эмоций, в ней много французской лирики, открытая и у нее очень свежее звучание. Все очень искренне, по-человечески просто и этим притягательно. Россини как никто умел за счет оркестровки, ритма, гармонии и сочетания тембров инструментов вложить в оркестр определённый смысл и передать то, что происходит в тексте, сюжете и либретто на сцене. На репетициях я сравнивал всех исполнителей с драгоценностями. Но среди героев нет ни одной звезды, в спектакле все равнозначны. Русский генерал, граф Либенскоф , польская дама маркиза Мелибея, немецкий офицер, барон Тромбонок, испанский гранд и адмирал Дон Альваро и многие другие – все они бриллианты, которые в едином ансамбле должны сверкать. Думаю, что постановка оперы " Путешествие в Реймс" – это серьёзный шаг вперед для российских вокалистов. На сцене зритель увидит состав оперных певцов, который на 95 процентов состоит из россиян. Это означает, что на сегодня в России есть артисты, которые могут исполнять самые сложные партии. - Во время спектакля будет сюрприз для всех зрителей - вы тоже становитесь участником оперы… - По задумке режиссера, дирижер участвует в аукционе, и борется за лоты. Моей удачей становится приобретение прусского шлема (смеется). - Вы бы хотели "приобрести" что-то другое? - Я – российский дирижер. Возможно, моим выбором стало бы что-то русское. Но режиссёр посчитал, что мне необходим, головной убор главнокомандующего. - Каждая новая работа подобна ребенку. Каким вы видите "Путешествие в Реймс" ? - Большой театр получил замечательный спектакль. Я, в данном случае, как дирижер могу сказать, что в нем всем комфортно и интересно работать. Опера Россини может иметь большой успех у публики, ведь в ней есть своя история, которая очень логично развивается и будет близка современному зрителю. Хочу поблагодарить весь состав участников, которые работали над этим уникальным материалом, а также выразить благодарность банку ВТБ, который на протяжении многих лет оказывает помощь и поддержку Большому театру.

Сохиев: у "Путешествия в Реймс" большая жизнь на сцене Большого
© РИА Новости