Войти в почту

Украина в российском ТВ. Как ее увидели режиссеры телесериалов

В последнее время российские сериалы из феномена культурной жизни превращаются в один из факторов политической жизни. В 2017 году после премьеры сериала «Спящие» либеральная общественность России начала травлю режиссера Юрия Быкова, в результате чего он вынужден был оправдываться. «Я не могу сказать, что не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против «оранжевой революции» в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен», — каялся доведенный «борцами за свободу» Быков. Упоминание «оранжевой революции» не случайно. В сериале рассказывается, как в России американцы пытаются раскачать ситуацию и довести дело до смены власти путем массовых протестов. Отсылок к тому, что происходило на Майдане 2013-2014 годов, в сериале с избытком. Да и в конце первого сезона главный герой — полковник ФСБ Андрей Родионов — узнает о своем новом задании. «Послезавтра улетаешь в Киев. Чем будешь заниматься, я не знаю, но контора тебя не знала и не знает», — говорит полковнику его начальник — генерал-лейтенант ФСБ Александр Нефедов. Спустя год тема Украины прямо или косвенно по-прежнему присутствует в российских сериалах. Борьба с коррупцией как насущная потребность В конце лета начался показ сериала «Домашний арест», рассказывающего о нелегкой судьбе мэра-коррупционера Аркадия Аникеева, возглавлявшего вымышленный город Синеозерск. В фильме высмеивалась коррупция, пронизавшая все уровни власти: ей оказался подвержен и губернатор неназванного региона. Сериал произвел фурор. Некоторые СМИ назвали его неожиданно смелым, ведь он высмеивает власть. Авторы подобных публикаций обратили внимание на то, что сериал не транслировали по телевидению, а доступен он был лишь платным подписчикам сервиса ТНТ, подразумевая, что фильм не рискнули показывать людям, чтобы не вызвать гнев власти. С этой точкой зрения не согласен российский политолог Дмитрий Абзалов, который отмечает: борьбу с коррупцией в РФ не замалчивают, да и на Украине проблемы в этой сфере вдохновляют создателей сериалов. «В России нет никаких проблем, связанных с борьбой с коррупцией. Те же самые чиновники активно сажаются. Антикоррупционная тематика поднималась во многих сериалах, которые выходят в последние два года, никаких ограничений по ее показу не существовало. Очевидно, что важное направление. Что касается Украины, то там борьба с коррупцией более политизирована, на этом строятся политические программы. Вспомнить того же Владимира Зеленского и его сериал «Слуга народа», который зарегистрировал даже такую партию», — отмечает он в комментарии изданию Украина.ру. Шутки шутками, но после выхода фильма СМИ сообщили о проверке, устроенной властями Ярославской области, где и снимался фильм. В Ярославле обратили внимание на ряд совпадений и посчитали, что сериал на самом деле описывает не такие уж и вымышленные события. В «Домашнем аресте» об Украине прямо не говорилось, а из украинского в нем был самолет — Ан-148, — на котором в город прилетели сотрудники ФСБ из Москвы. Но вот в другом антикоррупционном сериале отсылка к Украине идет в первой же серии. Как украинские коррупционеры на весь мир ославились После ошеломительного успеха «Домашнего ареста» в конце осени на российских телеэкранах появляется другой сериал — «Год культуры». Сюжет прост: после того как на прямой линии с российским президентом Владимиром Путиным заместитель заведующей кафедры русской литературы Верхнеямского филологического института Софья Белозерова жалуется на главу департамента образования Министерства образования и науки РФ Виктора Сычева, роль которого исполнил Федор Бондарчук, его начальство «ссылает» чиновника в Верхнеямск, чтобы тот исправил положение дел в институте. Чиновнику ссылка не по нутру. Он в сумке заносит $3 млн своему покровителю — Седому. При этом в кабинете у последнего красуются его портреты в облике Юлия Цезаря или Наполеона. Более прямой отсылки к экс-генпрокурору Украины Виктору Пшонке сложно и вообразить. «Ничто человеческое сценаристам не чуждо. Не исключаю, что они могли быть хорошо знакомы с украинскими реалиями. Фактура у нас красочная, живая. Отчего бы не воспользоваться?» — со смехом отвечает на вопрос издания Украина.ру о возможном «украинском следе» в сериале политтехнолог Андрей Золотарев. Он отмечает, что коррупция — это одно из «родимых пятен» и нынешней украинской власти — тех, кто сверг и подверг осмеянию того же Пшонку, интерьеры дома которого российские сценаристы вольно или невольно воспроизвели в «Годе культуры». При этом и сам протагонист сериала, и его покровитель «Седой», и губернатор региона, куда прибыл герой Бондарчука, показаны циничными коррупционерами. Появление «Домашнего ареста» и «Года культуры» совпало с усилением борьбы с коррупцией в РФ. 30 июня 2018 года Путин своим указом утвердил «Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы», согласно которому правительство РФ должно было ввести критерии оценки эффективности и выполнения плана противодействия коррупции в федеральных государственных органах. Кроме того, в правительстве должны были назначить ответственным за разработку и реализацию политики в области противодействия взяточничеству. Реакция Госдумы не заставила себя ждать. Депутаты внесли ряд антикоррупционных законопроектов. При этом утверждать, что фильмы были сняты к указу нельзя: тот же «Домашний арест» снимали два года, а пилотная серия проекта и вовсе была представлена публике в 2015 году. Да и «Год культуры» снимался не за пару месяцев. Тем не менее и сами эти сериалы, и грустные реалии украинской жизни красочно демонстрируют россиянам, что коррупция — это зло, которое необходимо победить.

Украина в российском ТВ. Как ее увидели режиссеры телесериалов
© Украина.ру