Войти в почту

На смерть телекома: как индийская компания стала стала интернет-гигантом

Пока телеком-компании по всему миру цепляются за доходы от голосовой связи и грезят о цифровом рае, индийский мобильный оператор Jio воплощает на практике будущее всей индустрии. Что ждет операторов и не погубят ли инновации первопроходца? Создание Jio заняло 6 лет и потребовало более $35 млрд инвестиций. За время строительства сети Jio на рынке появилось немало скептиков, считавших проект обреченным. Теперь же с более 250 млн пользователей за первые два года работы, Jio стала первой компанией в истории, пробившей отметку в 200 млн пользователей так быстро. Быстрее не росли ни мессенджеры, ни социальные сети: до этого самым быстрорастущим был китайский мессенджер WeChat. Основатель Jio, самый богатый человек Индии Мукеш Амбани — не новичок в телекоме. В начале 2000-х он руководил запуском оператора RComm, который в 2006 г. уступил младшему брату при разделе активов после смерти отца. И как только закончило свое действие соглашение о неконкуренции, подписанное при разделе активов, Амбани-старший объявил о планах запуска нового оператора. Первые несколько лет прошли в экспериментах: Амбани не хотел строить очередного «голосового» оператора, но найти способ качественной передачи голоса по сетям данных у него не получалось. Услышав в 2013 про новый формат VoLTE — передачу голоса через сети данных 4G — Амбани осознал, что его час пробил. В октябре того же года он купил универсальную лицензию, которая позволяла ему делать все, что угодно, на 4G-частотах, в том числе передавать голос, что на тот момент все еще казалось лишь теорией. Но уже к 2014 AT&T и Verizon в США начали экспериментировать с передачей голоса по 4G каналам. Стало понятно, что VoLTE по праву может стать будущим индустрии мобильной связи. Осознав преимущества VoLTE (высокое качество связи, меньшее потребление энергии и укороченное время соединения), Амбани продолжил скупать спектр и начал готовиться к началу строительства самой крупной в своем роде сети. Эффект Jio После нескольких переносов сроков сеть Jio была запущена в октябре 2016. Предложив пользователям полгода бесплатного обслуживания, Jio произвела фурор на рынке мобильной связи. После окончания льготного периода пользователи получали вечные бесплатные голосовые звонки и очень низкие тарифы на передачу данных. И все это на фоне самого высокоскоростного интернета в стране. Стоимость передачи данных в Индии и рост потребления трафика Индия является уже вторым по размеру интернет-рынком после Китая с 500 млн пользователей, но проникновение вне городов, где проживает почти миллиард жителей, все еще находится на уровне 20%. И Jio стал игроком, впервые позволившим многим пользователям выйти в онлайн. Если в предыдущие годы рынок потребителей мобильной связи в Индии прирастал на 50 млн в год, то в первый год работы Jio он взлетел сразу на 150 млн. Выход Jio повлек за собой незамедлительные структурные изменения индийского рынка мобильной связи. Противопоставить что-либо бесплатным тарифам при кардинально более высоком качестве услуги другим операторам было просто нечего. В итоге последние два года в Индии прошли под знаком консолидации и закрытия мобильных операторов. В этот период страну покинули такие крупные компании, как Telenor, Tata и Docomo. Некоторые компании, включая Aircel, входившего в 2015 в Топ 5, подали на банкротство. Бессменный лидер рынка Airtel резко замедлил рост и в начале этого года отрапортовал о первых за последние 15 лет своих убытках в Индии. Два других игрока из Топ 3 — Vodafone и Idea — вынуждены были объединиться на фоне больших убытков и многомиллиардных списаний. Амбани также выкупил у своего брата RComm, который из-за влияния Jio был вынужден сократить почти весь персонал в 50 000 человек. Лучшим индикатором разницы в подходах двух братьев в бизнесе является последняя оценка состояния каждого из братьев. Амбани-старший «весит» сейчас $43 млрд, тогда как состояние младшего брата оценивается всего в $1,5 млрд. Все было совсем иначе еще 10 лет назад, когда Амбани-младший попал в Топ-3 индийского рейтинга Forbes с $45 млрд, а RComm составлял основу его империи. Ответ конкурентов Другие операторы обвиняют Jio в нечестной конкуренции и использовании административного ресурса. То, что на Западе было бы расценено как демпинг и быстро запрещено, продолжается в Индии уже два года. Закон в Индии ограничивает конкуренцию только для двух крупнейших операторов, которые не могут снижать цены ниже рынка. Но конкуренты справедливо считают, что Jio тоже должен попадать под определение доминантного игрока. Сложно считать несущественным оператора с долей трафика в стране более 90% и общей ёмкостью сети данных в 35%. С Jio регулятор Индии попал в очень неудобное положение. С одной стороны, Jio однозначно ведет деструктивную для рынка войну — с ее выходом доходы индустрии, росшие все годы до этого, снизились более чем на 20%. С другой стороны, Jio стал главным катализатором исполнения указов правительства о цифровизации страны. Нацеленный в первую очередь на бедные слои населения, оператор дал доступ в высокоскоростной интернет сотням миллионов жителей в рекордно кратчайшие сроки. Ни одна государственная инициатива не могла бы достичь такого результата. Осознать масштаб деятельности Jio можно хотя бы по тому факту, что ее сеть уже пропускает больше данных, чем все мобильные операторы США вместе взятые. За два года Jio стала самым крупным оператором в мире по объему трафика. Аналитики ожидают рост базы Jio до 400 млн пользователей уже к марту 2020. А к 2021 компания может стать лидером рынка, сумев привлечь более, чем полмиллиарда пользователей. Экосистемная стратегия компании С самого начала Амбани позиционировал Jio как цифровую платформу. Платформенный подход — любимая тема многих современных корпораций. Идея делать самому меньше и зарабатывать больше на экосистеме прельщает не только телеком-компании, но и банки, и ретейлеров, повсеместно запускающих маркетплейсы. Но именно для операторов с их огромными базами пользователей и доступом к ценным данным, такая стратегия должна, по идее, быть наиболее эффективной. Это, однако, в теории, а на практике мы не пользуемся почтой или приложениями от оператора и вообще обычно вспоминаем о его существовании лишь тогда, когда испытываем очередные проблемы со связью. Операторы страдают от плохого качества развиваемых ими сервисов и, как следствие, низкого проникновения таких услуг даже по своей базе. Но сделав изначально ставку на дополнительные сервисы и построив вокруг этого всю свою сеть, Jio смогла прорвать этот порочный круг. Компания может стать первым мобильным оператором, приложения которого пользуются широким спросом: их использует подавляющее большинство аудитории оператора. Уже сейчас у Jio есть десятки приложений, которые в основном сосредоточены вокруг потребления контента: JioTV, JioCinema, JioMusic, JioChat и многие другие. Но экосистема приложений — это лишь промежуточный этап. Будущее Амбани видит в применении технологий искусственного интеллекта. Одним из направлений, развиваемых Jio, является удаленный анализ рентгеновских снимков и МРТ. Каждый такой снимок может занимать гигабайты, и если с помощью машинного обучения получится делать анализы на уровне, не уступающем настоящим врачам, то сеть Jio будет востребована еще больше. Когда на дорогах появятся самоуправляемые автомобили, наличие качественной высокоскоростной связи также станет решающим моментом. И сеть Jio, готовая, по словам Амбани, даже к 6G, может стать основой успеха не одного бизнеса. В Индии говорят, что Ambani — это акроним от слов ambition и money, — амбиции и деньги. В истории с Jio много и того, и другого. В какой-то степени Jio ещё стартап. Вернуть занятые на строительство сети почти $40 млрд будет не просто, но первые результаты внушительны. Летом 2018 Reliance Industries преодолела отметку в $100 млрд капитализации, став второй за последние 10 лет индийской компанией после Tata, достигшей такого результата. При этом Jio даже еще не дает существенного результата, но инвесторы уже оценивают стоимость компании в $25 млрд. Интернет-экономика Индии к 2025 будет стоить более $1 трлн — в 20 раз больше, чем размер телеком-индустрии. И если Jio действительно станет цифровой платформой, то мы увидим становление крупнейшего мобильного оператора в мире. Читайте также Битва за интернет: как Google и Facebook отбирают у операторов связи рекламу

На смерть телекома: как индийская компания стала стала интернет-гигантом
© Forbes.ru