Сергей Ступарь: чешским фирмам интересны на Камчатка, Чукотка и Сахалин
Главы министерств промышленности и торговли России и Чехии Денис Мантуров и Марта Новакова в пятницу проведут переговоры в Казани. В преддверии встречи торговый представитель России в Праге Сергей Ступарь рассказал в интервью РИА Новости, почему Россия поставляет собранные на заводе в Нижнем Новгороде автомобили Skoda на их исконную родину и появятся ли в российских городах новые трамваи чешского производства. — Почему переговоры глав минпромторгов России и Чехии на сей раз пройдут в Казани? — В Казани открылась крупная международная выставка "Машиностроение и металлообработка", которая традиционно собирает множество гостей из десятков стран. Приезжает на нее и возглавляемая министром Мартой Новаковой делегация из Чехии, в которую входят представители многих ведущих фирм и предприятий республики. Поэтому обоим министрам грех было не воспользоваться такой возможностью, чтобы не встретиться и не обсудить предварительные итоги успешного в целом для нашего сотрудничества 2018 года, а также поговорить о предстоящем заседании межправкомиссии. На переговорах предполагается наметить новые направления сотрудничества, обсудить его наиболее интересные формы и следующие конкретные проекты партнерских связей. Словом, встречу на выставке оба министра посчитали очень подходящей для такого откровенного и делового разговора. Тем более что лично они прежде еще не общались. Госпожа Новакова была назначена на свой пост в конце июня этого года. — Вы назвали 2018 год в целом успешным для сотрудничества обеих стран. Какими цифрами вы можете подтвердить эти слова? — Пока мы располагаем результатами за 9 месяцев этого года, берем данные чешского статуправления. По сравнению с тем же периодом 2017 года товарооборот между нашими странами вырос на 13,3% и составил 7,2 миллиарда долларов. При этом экспорт из РФ в Чехию возрос на 9%, достигнув 4,2 миллиарда долларов, а наш импорт вырос на 20% и составил 3 миллиарда долларов. Необходимо отметить, что экономическое сотрудничество России и Чехии интенсивно развивается уже второй год подряд, в результате чего практически преодолен тот спад, который по известным причинам наступил в 2014 году. — Заметное место в российском экспорте в Чехию традиционно занимало минеральное топливо – нефть и газ. Прага не собирается сокращать их поставки, следуя примеру некоторых других европейских стран? — Наоборот, поставки минерального сырья в Чехию в этом году возросли на 16,3%, составив чуть более 3 миллиардов долларов. При этом экспорт нашей нефти вырос на 25,7% (1,5 миллиарда долларов), а газа – на 5% (около 1,7 миллиарда долларов). Вторую товарную группу составляют обработанные изделия, имеются в виду различные виды продукции из металла, стали и цветметов. Они составили 13% всего нашего экспорта в Чехию или в стоимостном выражении почти 540 миллионов долларов. Наконец, в третью товарную группу входят химические продукты, поставки которых возросли в стоимостном выражении на 80%. — Обычно красой и гордостью экспорта считаются поставки высокотехнологичного оборудования – станков, машин, транспортных средств. Как с этим обстоят у нас дела? — Поставки подобного оборудования составляют 5,2% от всего российского экспорта в Чехию, в денежном выражении – на 217 миллионов долларов. В этой категории я бы обратил внимание на поставки топливных элементов для двух чешских АЭС, а также на недавно начавшиеся поставки в Чехию с нижегородского завода автомобилей Skoda… — Вот те раз – машины Skoda поставляются из России на свою исконную родину?! — Да, за три квартала этого года около 4,5 тысячи автомобилей, собранных на заводе в Нижнем Новгороде, были отправлены в Чехию, причем они рассчитаны не только для здешних потребителей, но и продаются в другие европейские страны. В денежном выражении эти поставки составили 59 миллионов долларов. — Какой смысл в подобной затее? — Ларчик открывается весьма просто. Чехия является одним из мировых лидеров по производству автомобилей на душу населения, идет на втором месте вслед за соседней Словакией. В свою очередь, автомобильная промышленность – это в целом флагман чешской экономики. Но ей для развития уже порой, так сказать, не хватает дыхания, а точнее – производственных мощностей и рабочих рук. Одним из выходов из подобной ситуации и является локализация производства по выпуску машин Skoda на заводе в Нижнем Новгороде. — Можно ли этот завод назвать всего лишь сборочным цехом для машин Skoda? — Ни в коем случае. Выходящие со здешнего конвейера машины Skoda не собраны, а именно произведены руками российских рабочих, потому что двигатели для этих машин производятся на месте, некоторые компоненты – на заводе Skoda в Калуге, иные — на других российских предприятиях. Одним словом, здесь мы видим наглядный пример локализации производства, но никак не чистой сборки, как это когда-то практиковалось с иностранными машинами на ряде российских предприятий. Причем на Нижегородском заводе производится отнюдь не самая простая из моделей Skoda — внедорожник Kodiaq. А недавно к ней прибавилась еще одна – Octavia. — В 2017 году мы с вами были свидетелями, как на международной промышленной выставке в Брно подписывали соглашение о сотрудничестве руководители местного предприятия Zetor и Ковровского электромеханического завода. Можно ли уже говорить о практическом осуществлении тех договоренностей? — Да, на Ковровском заводе уже произведено более 150 тракторов марки Zetor. Правда, здесь пока идет в основном процесс сборки этих машин из компонентов, получаемых с чешского предприятия, но процесс локализации производства потихоньку начинается, часть деталей выпускается на месте. В нынешней выставке в Казани примут участие две известных чешских станкостроительных фирмы – TOS Varnsdorf и ALTA Invest. Первая планирует, может быть, даже в присутствии министров подписать соглашение о передаче передовых технологий по производству металлообрабатывающих станков своему российскому партнеру, компании "ГРС-Урал". Вторая фирма, ALTA Invest, только что завершила сделку по приобретению 100%-ной доли Ульяновского завода по производству тяжелых станков и намерена локализовать здесь выпуск продукции чешских заводов "ТОС-Куржим" и "ЧКД Бланско". Это будут тяжелые портальные, продольно-фрезерные и горизонтально-фрезерные станки, а также карусельные и товарно-фрезерные обрабатывающие центры. Размер первоначальной инвестиции в данный проект составляет 5 миллионов евро. Неподалеку от Казани, в свободной экономической зоне "Алабуга" чешская компания "Югострой" намерена вскоре начать производство шестеренчатых гидравлических насосов для авиа- и автомобильной промышленности. В том же Приволжском регионе, под Самарой, уже третий год успешно развивается построенный на пустыре завод всемирно известного чешского производителя свечей зажигания для автомашин – "БРИСК Табор". Его продукция занимает уже около трети российского рынка в данном сегменте, а теперь компания готова начать еще и производство автоматических датчиков для автомобилей. — А как идут дела с производством легких самолетов L-410 на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) после того, как его хозяин, российский холдинг УГМК, приобрел чешскую компанию Aircraft Industries в городе Куновице и намеревался перенести производство некоторой части самолетов L-410 на Урал? — Можно сказать, что компания Aircraft Industries сегодня работает в соответствии с намеченными планами. В этом году на Уральском заводе уже начато производство самолетов L-410. — Некоторые чешские СМИ после покупки авиазавода в Куновице российской фирмой писали, что это предприятие чуть ли не лишилось всех заказов, которые теперь якобы переведены новыми хозяевами на Уральский завод, а здешний приходит в упадок… — Наоборот, завод в Куновице был в упадке до того, как его купили и стали в него вливать серьезные инвестиции россияне. Что касается производства самолетов L-410, то оно строго распределено между двумя предприятиями холдингa УГМК. Самолеты, произведенные на Урале, будут поставляться потребителям в России и потенциально в других странах СНГ. А завод в Куновице продолжает выпуск авиамашин L-410 для рынков стран Европы, Латинской Америки и Африки, пробует выйти в Китай и Индию. — На минувшей неделе директор завода в Куновице сообщила, что ее коллектив пробует оживить нереализованный в прошлом проект производства более тяжелого и многоместного самолета L-610. Четверть века назад один его экземпляр был даже представлен на авиасалоне в Париже. Этот самолет продавался бы также и на российском рынке. — Пока это остается на уровне проекта, вся основная работа предстоит впереди. Для российских инвесторов это означает новые многомиллионные вклады в развитие, в обновление производственного парка, в котором доминировали бы автоматизация и роботизация, в том числе и в связи с острой нехваткой квалифицированного персонала. С другой стороны, подобные планы российской компании лишний раз свидетельствуют о том, что она пришла в Чехию не снимать сливки с давно наработанного технического и технологического капитала, а энергично начала вкладывать средства в развитие производства и намерена активно делать это и в будущем. — В городах России весьма популярны чешские трамваи, но их парк практически всюду очень устарел, вагоны нуждаются в коренном обновлении или полной замене. Какие-то меры для этого кто-нибудь в России или Чехии предпринимает? — Да, уже разработан совместный проект чешской компании "Зима-Техник" и завода "Уралтрансмаш" в Екатеринбурге, согласно которому на этом предприятии, а также на заводе в Нижнем Новгороде будут производиться вполне современные низкопольные, сочлененные трамваи, которыми легко смогут пользоваться все колясочники – и инвалиды, и мамаши с детьми. Данный проект является на 99% локализованным. Фактически речь идет о масштабной переделке старых чешских трамваев, из которых будет использоваться лишь одна тележка. Все остальные компоненты будут производиться на вышеупомянутых российских заводах. — Вы назвали массу примеров активного сотрудничества российских и чешских фирм и предприятий. А как же пресловутые западные санкции, они не мешают ему? — Встретив после объявления антироссийских санкций "рогатки" на национальном уровне, чешские фирмы нашли выход в прямой работе в российских регионах. Я многое из этого уже перечислил, но работа в данном направлении развивается, чешские фирмы идут все дальше вглубь необъятной России. На мой взгляд, явный взаимный интерес россиян и чехов к сотрудничеству в сфере бизнеса, подкрепленный многолетними традициями, свидетельствует о том, что мы, можно сказать, обречены быть торгово-экономическими партнерами. Нам есть что предложить друг другу, чем дополнить и расширить полезный опыт. Например, в июне большая группа чешских предпринимателей впервые побывала в Приморье, эту поездку организовала чешская Торговая палата по странам СНГ. А в ноябре в этот же регион приехала вторая бизнес-миссия, организованная агентством CzechTrade. На месте выяснилось, что взаимодействие приморских и чешских фирм может быть установлено по многим направлениям – энергооборудование, котельные, транспорт, сельское хозяйство. Среди чешских фирм нашлись такие, которые хотят даже проторить в Приморье пути для туристов. Правда, это удовольствие будет не из дешевых. Причем, когда я говорю об интересе чехов к Дальнему Востоку, то он не ограничивается одним Приморьем. Речь идет также о потенциальном интересе к работе в Хабаровском крае, на Камчатке, Чукотке, Сахалине. — Кстати, во второй половине 19 века у царского правительства существовали планы освоения Приморья и Дальнего Востока, в том числе путем приглашения сюда чешских семей из тогдашней Австро-Венгрии, поскольку работы и земли на родине для многих из них не хватало. Но сей проект по ряду причин не был реализован… — Зато, я думаю, есть все возможности для реализации в этом регионе России потенциальных планов тех чешских фирм, руководители которых в последние месяцы посетили эти края. — В последние месяцы много любопытных, но часто непонятных новостей касаются сферы чешской ядерной энергетики… — Да, после того, как четыре года назад буквально в последний момент был отменен тендер на сооружение нового блока на АЭС "Темелин", представители нескольких сменивших друг друга правительств Чехии подтверждали направленность страны на дальнейшее использование ядра. Но будет ли строиться один новый энергоблок на старейшей чешской АЭС "Дукованы" или по одному блоку на обеих станциях и как будут финансироваться эти проекты – все это, насколько я понимаю, до конца пока неясно и самим министрам. Еще в начале 2017 года минпромторг Чехии принял документацию на возможное участие в тендере от шести зарубежных соискателей — российской госкорпорации "Росатом", французской компании EDF, южнокорейской KHNP, китайской ChinaGeneralNuclearPower, американской Westinghouse, кроме того, совместный проект предложен французской компанией Arevа и японской MitsubishiAtmea. Однако дело с той поры не сдвинулось с места. В июле глава Минпромторга Марта Новакова сказала, что вопрос о строительстве блока или блоков будет решен до конца этого года. В октябре премьер Андрей Бабиш сообщил, что, возможно, вместо строительства новых блоков на АЭС "Дукованы" будет продолжена жизнедеятельность старых. А совсем недавно он предположил, что осуществить строительство новых блоков может своими силами чешский полугосударственный концерн ČEZ. — В последние недели происходит также активное политическое лоббирование своих фирм со стороны некоторых гостей чешского правительства. В частности, залетев в Прагу буквально на несколько часов, большую часть этого времени уделили переговорам с премьером Бабишем о сотрудничестве в ядерной сфере главы Минобороны и Минэнерго США Джеймс Мэттис и Рик Перри. По дороге из Сеула в Буэнос-Айрес, на саммит G20, "небольшой крюк" в Прагу сделал по этому же поводу президент Южной Кореи Мун Чже Ин. — Я не хотел бы касаться политических аспектов данного проекта. Давайте наберемся терпения и дождемся финального решения чешского правительства по этому вопросу.