Войти в почту

Возможно ли объединение современного российского общества

У людей сразу самооценка понижается - едим много, рожаем мало, болеем часто, соглашаемся на зарплаты всех оттенков серого, период дожития затягиваем. "Наше правительство живет на одной планете, мы на другой", - припечатывают соцсети. Трещины, кажется, идут по всем направлениям: бедные троллят богатых, оппозиционеры клеймят сторонников власти, водители ненавидят пешеходов, учителя лупят детей, дети запинывают одноклассников, агрессия разливается в воздухе, центробежная сила растаскивает людей по разные стороны баррикад, а объединяют россиян, безусловно, только дорожные пробки. На этом тревожном фоне в Екатеринбурге собирается первый Съезд народов Урала - вполне представительный форум, участники которого обсуждают, как идет реализация указа президента о Стратегии государственной национальной политики на ближайшие годы. Пункты программы радуют слух и заряжают оптимизмом: "Все народы, как звезды", "Россия - наш общий дом", "Вместе у нас больше возможностей". И под общее приподнятое настроение один из гостей форума член Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Иосиф Дискин говорит то, о чем все давно хотели сказать, но отчего-то никто не решался: - Общероссийское единство - это не только и не столько межнациональное и межрелигиозное, это единство вне зависимости от национальной, религиозной и социальной принадлежности. И даже вне зависимости от политических пристрастий. Достижение и главный результат государственной национальной политики заключаются в том, что межнациональные и межрелигиозные отношения уже не являются значимым источником напряжений и конфликтов. Разумеется, это не повод для ослабления усилий, но возможность сменить приоритеты. Иосиф Евгеньевич, в самом деле, если демаркационная линия проходит не по линии национальных различий, потому что прививка интернационализма, полученная во времена СССР, дала обществу стойкий и работающий иммунитет, то, стало быть, нужно сосредоточиться на решении более важных задач? Иосиф Дискин: Несомненно. Президент обозначил сверхзадачу российского прорыва: "Мы должны обеспечить такой рывок в развитии страны по всем направлениям, чтобы, даже если в жизни страны наступят какие-то сбои, Россия все равно шла бы вперед". Сегодня существует множество внешних и внутренних угроз и вызовов, без адекватных ответов на них слишком велика угроза национального упадка и "сброса" в "третий мир". Без консолидации общества у нас мало шансов на прорыв. На какой почве могут объединиться сегодня чиновник и простой человек, миллиардер и тот, кому едва хватает зарплаты? Иосиф Дискин: Я опять хочу сослаться на президента, который говорит: фундаментом патриотизма должно быть понимание того, что Россия - наша общая родина и что ее судьба будет в большой степени определять судьбу каждого. Кому много дано, с того много и спрашивается. И мы должны сделать так, чтобы наш бизнес был более ответственным, а чиновники - большими гражданами. Как это осуществить? Иосиф Дискин: Проблема в воспитании. Например, в Америке неприлично иметь навороченные автомобили, государственные чиновники никогда не будут ходить с дорогими часами и в костюмах от Армани. Это не вопрос репрессий, повторю, это вопрос воспитания. Должно быть понимание гражданства. Я знаю, многие очень крупные бизнесмены гордятся тем, какую картину они подарили в музей, сколько денег дали университету, который когда-то окончили, и так далее. Могу привести еще один пример. В Корее, когда разразился кризис, стояли километровые очереди, люди сдавали драгоценности и деньги в фонд страны. Это был заем на тридцать лет, потом тридцать лет государство расплачивалось - они вытащили Корею. Вот это деятельное единство. Вы сейчас сказали: воспитание - главное. Но мы за последние годы, как мне кажется, ничего здесь не приобрели, скорее потеряли. Иосиф Дискин: Да, проблема воспитания, социализации на долгое время ушла из фокуса внимания школы. Но сегодня ситуация явно меняется. Надо прямо говорить: должно быть патриотическое движение в школе. Другой вопрос - семья плохо справляется с функциями социализации и воспитания. Это, конечно, наша кара за девяностые годы. Семьям было так тяжело решать свои повседневные проблемы, что у них не оставалось сил, возможностей и ресурсов заниматься воспитанием. Но сегодня мы видим резкий всплеск внешкольного воспитания. Выздоравливает страна. Медленно, не так, как хотелось бы, но все же. Только структуры гражданского общества, только люди глубоко искренние и глубоко мотивированные могут что-либо изменить Мы понимаем: тяжелое наследие девяностых надо перебороть. А позитивные изменения идут очень медленно. Почему? Иосиф Дискин: Есть люди, которые искренне переживают за судьбу нашего Отечества. У нас общее представление о результате, но разные пути. Мысль о том, что необходимо терпеливо двигаться, воспитывать, понимать: только через единство мы можем строить государство - им представляется неправильной. По их мнению, можно просто перепрыгнуть через все буераки-реки-раки и, разрушив существующее, не устраивающее их государство, построить новое по образцам и лекалам Запада. И вот эти люди внутренне глубоко мотивированы, как были мотивированы диссиденты, они готовы жертвовать и благополучием, и здоровьем, а иногда и жизнью, как на войне. Но это война не столько против режима, сколько против собственного народа. Как сказал герой одного фильма, "они на войне, а мы работаем". Оттого и медленно. Ваш тезис: нужно вернуть принципиальность - в отношения, в оценки. Раньше на общем собрании коллектива, комсомольской или партийной организации люди говорили товарищу: ты поступил недостойно. Сегодня чем это можно заменить? Иосиф Дискин: В комсомоле и пионерии были идеологические переборы, но это механизмы горизонтального взаимодействия, выражения взаимной требовательности. Вот почему именно протестанты создали капитализм как эффективную систему? Протестанты, а до этого иудеи - это сообщества, где существовало горизонтальное взаимодействие и обсуждение нравственно-этических требований друг к другу. В нашем обществе тоже происходят такие взаимодействия, только из них исключены принципиальность, требовательность и нравственность. Так кто же должен первым начать? И с чего? Иосиф Дискин: Мы должны начать. С себя. Это последнее, что должно исходить сверху, последнее! Ничего, кроме лжи и лицемерия, выдвижение этой проблемы сверху не даст. Только структуры гражданского общества, только люди глубоко искренние и глубоко мотивированные могут что-либо изменить. Гельвеций говорил: нравственность соблюдается либо со страстью, либо никак. Это должна быть не война, но страстная борьба за нравственное очищение общества. При этом ограниченная пониманием, что фанатизм - надежный способ разрушить общество. Трудно? Безумно трудно. Ходим по лезвию бритвы. Но общество уже пришло к осознанию необходимости и возможности действовать. Мы пережили Крым, пережили мощный патриотический подъем. Мы сохранили память о том, что нас могут объединять общие нравственные переживания. И это тот самый якорь, который нас должен держать. Ключевой вопрос Как вернуть нравственность в общество, в политику? Иосиф Дискин: Для начала необходимо договориться о критериях нравственности. Композиторы "Могучей кучки" говорили: мы не пишем музыку, мы берем музыку у народа, облагораживаем ее и возвращаем. Здесь ровно та же история. Необходимо выяснить, что коренится в живом нравственном народном чувстве, вытащить это аналитическими средствами и сделать реальными критериями жизни. Очень непростая проблема. Справка "РГ" Иосиф Дискин родился в 1948 году в Москве. Окончил факультет экономической кибернетики Московского института народного хозяйства им. Плеханова по специальности "экономист-математик". Доктор экономических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Член Совета Общественной палаты РФ. Председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Член Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального собрания РФ. Заместитель председателя научного совета Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Член Общественного совета при Министерстве экономического развития РФ.

Возможно ли объединение современного российского общества
© Российская Газета