«Нелегал-2018». ОДКБ усиливает борьбу с незаконной миграцией
В секретариате ОДКБ подвели итоги операции «Нелегал-2018», направленной на борьбу с лицами, незаконно пребывающими на территории стран – членов организации. Основным пунктом назначения нелегальных мигрантов, как правило, становилась Россия. Однако Москва за последний год сократила выдачу разрешений на временное пребывание и трудовых патентов, что обостряет и без того сложную ситуацию, недовольство которой стабильно выражает коренное население страны. При этом нарушение миграционного баланса способно накалить обстановку не только в России, поэтому к вопросу выявления «нелегалов» серьезно подошли все государства – участники ОДКБ. Вызовы и ответы Операция «Нелегал», которая регулярно проводится странами ОДКБ с 2008 г., в этом году осуществлялась в два этапа – с 15 по 23 мая и с 17 по 25 сентября. Первый этап операции был приурочен к чемпионату мира по футболу в России, а его главной задачей была нормализация миграционной ситуации в преддверии прибытия большого количества зарубежных болельщиков. Поэтому для РФ результаты операции имели особое значение. В проведении подобных мероприятий Россия, которая является главным центром притяжения мигрантов на пространстве СНГ, заинтересована больше других участников ЕАЭС. Неудивительно, что инициатива проведения «Нелегала» коллективными усилиями стран ОДКБ исходила именно от нее. Поскольку нелегальная миграция представляет проблему не только сама по себе, но и в комплексе с порождаемыми ею негативными социальными явлениями, такими как наркотрафик, организованная преступность, торговля людьми и оружием, к борьбе с ней также решено было подойти комплексно. В состав международного штаба операции «Нелегал», как сообщил пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов, вошли представители национальных штабов не только органов внутренних дел, но и государственной безопасности, пограничных служб и финансовых разведок. Такой подход, как показали результаты операции, дал ощутимые результаты. Эффект ОДКБ По итогам операции «Нелегал-2018» было выявлено свыше 143 тыс. нарушений миграционного законодательства. Подавляющее большинство из них (свыше 110 тыс.) связаны с нарушением порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан на территории страны. В России число таких случаев резко увеличилось после введения с 2014 г. нормы, в соответствии с которой без оформления патента или разрешения на временное проживание находиться в стране можно не более 90 суток в течение полугода. Кроме того, более 33 тыс. нарушений связаны с порядком осуществления трудовой деятельности. За организацию незаконной миграции правоохранительными органами государств ОДКБ возбуждено 3 615 уголовных дел. Число выявленных правонарушений выглядит впечатляюще. Но стоит помнить, что зафиксированы они на территории всех шести стран ОДКБ, а не только в России. К тому же, на фоне общей численности посещающих Россию мигрантов эти данные не смотрятся столь уж значительными. Так, по данным Главного управления МВД России по вопросам миграции, за январь-сентябрь этого года на миграционный учет поставлено 13,6 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Причем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда на миграционный учет было поставлено 12 млн человек, их количество увеличилось на 13,5%. 143 тыс. выявленных нарушений – это всего лишь 1% от общего числа посетивших РФ за девять месяцев иностранцев. Мигранты и рынок труда На протяжении 2018 года миграционная ситуация в России вообще складывается довольно интересным образом. При значительном увеличении общего числа поставленных на учет иностранных граждан количество оформленных патентов на право ведения трудовой деятельности в РФ сократилось на 3% (с 1,310 млн до 1,272 млн). Уменьшилось и число выданных разрешений на временное проживание (с 216,4 до 196,4 тыс.), а также видов на жительство. Не исключено, что часть мигрантов, не желая платить за патент, предпочитает работать без него. Одновременно число запретов иностранным гражданам на посещение России за январь-сентябрь увеличилось более чем в полтора раза (со 117,4 до 198,5 тыс.). Увеличение числа трудовых мигрантов из «безвизовых» центрально-азиатских стран СНГ, которые не являются участниками ЕАЭС, способно вновь осложнить миграционную ситуацию в России, как это уже было на рубеже «нулевых» и «десятых» годов. При этом в самой РФ сохраняется достаточно сложная ситуация на рынке труда. По данным последнего опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в сентябре 2018 г., 39% населения России считают, что «мигранты занимают рабочие места, и местным жителям работы не остается», а в крупных городах доля сторонников такой точки зрения приближается к половине всего населения. Дальнейшее увеличение трудовой миграции способно еще более усугубить эту проблему. В этих условиях осуществление миграционной политики, включая идею предоставления тем гражданам стран ЕАЭС, которые имеют долгосрочные трудовые договоры, права на временное или постоянное проживание, требует осторожного подхода. Нарушение миграционного баланса способно вызвать обострение межэтнических отношений и общественно-политической обстановки, что, в свою очередь, может негативно отразиться на отношениях России со странами ЕАЭС и СНГ. Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук