Войти в почту

Елена Щербакова: Мы пытаемся танцем вернуть человека к красоте

5 декабрь Школе-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца (ГААНТ) имени Игоря Моисеева исполняется 75 лет. Все для фронта, все для победы: в 1943 году стране было не до танцев, но советское правительство все же открыло школу, чтобы воспитывать танцовщиков специально для уникального моисеевского коллектива. История и победы, гордость и разочарование — в интервью художественного руководителя-директора ГЛААНТ Елены Щербаковой. Первое, что хочется про нее сказать: «Елена Александровна — человек увлеченный». Но этих слов катастрофически недостаточно, чтобы описать ту энергию и, если хотите, страсть, с которой эта строгая, прямолинейная и талантливая женщина руководит ансамблем. Да и «руководит» — какое-то неподходящее применительно к ней слово, безэмоциональное, куцее. Елена Щербакова живет ансамблем имени Моисеева, дышит им, болеет. — Елена Александровна, в каждом своем интервью вы рассказываете об уникальности коллектива, которым руководите. Гордитесь тем, что судьба связала вас с балетом Моисеева? Балет Моисеева — первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, и уже в силу этого он уникальный. Кто-то скажет: что особенного в народном танце, люди испокон веку выражали себя в танце. Но в том-то и дело, что не все — одинаково. Где трава сочнее, солнце, виноград и вино, там танцы темпераментнее, в Сибири же — иначе, в Поморье — не так, как на юге и на востоке. Нет похожих танцев, как нет одинаковых народов. Игорь Моисеев это понимал как никто другой, тщательно изучал фольклор и на основе изученного создал новый жанр народно-сценической хореографии. А вместе с ним и ансамбль, репертуар которого благодаря Моисееву похож на собрание сочинений танцев народов мира. Дата рождения ансамбля — 1937 год, а спустя шесть лет — в военном, 1943 году Игорь Александрович убеждает советское правительство в том, что нужна еще и школа, где будут готовить артистов для нового коллектива. И школу, несмотря на тяжелое для страны время, открывают! Ей в нынешнем году исполняется 75 лет. Нашу школу можно назвать хранилищем методики великого хореографа-первооткрывателя. Вот и скажите, разве такой историей, тем, что довелось работать с таким Мастером, можно не гордиться? Я пришла в ансамбль сразу по окончании училища Большого театра, мне было 16 лет, и как артистку меня воспитал Игорь Александрович Моисеев. Вся жизнь прошла в ансамбле, в 1994 году стала директором, на эту должность меня выбрал сам Моисеев. Мы не фольклорный коллектив, а театр танца. Не случайно во всем мире нас называют «Балет Игоря Моисеева». То, что делаем мы, не делает никто. — Судя по всему, ансамбль ревностно хранит наследие Моисеева? Ревность здесь — не то слово. Лучше сказать — сознательно. Игорь Моисеев — ровесник века. Его выдворили из Большого театра, где он начал ставить балеты в 24 года (случай беспрецедентный), боялись, что в цитадели академического классического балета он устроит настоящую революцию. Так, как он чувствовал время и реагировал в творчестве на его перемены, не умел никто. Он прожил 101,5 года, непрерывно работая. Конечно, Моисеев — гений. Ни на кого не похож. Он никуда не уехал, материальное его не волновало. Только творчество, которое всегда стояло особняком, как в классике, так и в народном танце. Моисеевцы — это отдельный народ, народ, увлеченный делом Мастера. Мы бережно и скрупулезно относимся к наследию Игоря Александровича. Ничего не меняем в его постановках, передаем их из поколения в поколение. Но сохраняя хореографический текст, допускаем новое в исполнительских трактовках, ведь Моисеев ценил актерские индивидуальности, считал артиста сотворцом хореографа. Поэтому его наследие — живое, а не музей. — Расскажите подробнее о школе при ансамбле. Наша школа небольшая. Она и не может быть большой — совсем не нужно, чтобы весь мир танцевал, как ансамбль Игоря Моисеева. Наша школа государственная, поэтому бесплатная. Мы набираем 25 мальчиков и 25 девочек в возрасте 12–13 лет, один класс. Хотя это, честно сказать, много. Потому что больше десяти человек одновременно учить балету недопустимо. — Как публика приняла новую постановку? В этом году мы показывали «Танго Del Plata» в Краснодаре, Майкопе, Ставрополе, Санкт-Петербурге. Везде — успех! Я, честно говоря, поначалу сомневалась, что ребята так быстро освоят незнакомую для них хореографию. Но все получилось, получилось по-моисеевски. Труппа показала себя совершенно с другого ракурса, мы как бы шагнули на ступеньку выше. — Куда еще кроме Краснодара, Майкопа и Ставрополя вы ездили в этом году? Сегодня гастролировать такому большому коллективу, как наш, очень непросто. Состав ансамбля — 160 человек. К тому же в отличие от других коллективов у нас есть собственный симфонический оркестр. Так что гастроли для нас — дорогое удовольствие. Но тем не менее в этом году мы «открывали» культурные связи с Катаром. Это для нас новая страна (добавилась к тем 70, где мы были). В марте ездили в Уфу, Челябинск, Екатеринбург, Пермь. Затем были концерты в Италии (на Туринском фестивале). Тоже при поддержке Газпромбанка. Кстати, в первый раз коллектив выступал на фестивале в Турине лет 20 назад. Кроме того, съездили в Оренбург, выступили в Узбекистане после 36-летнего перерыва. Были в Монголии (последние гастроли ансамбля в этой стране проходили в 1972 году). Давали концерты в Белгороде, Воронеже. Вообще за свою 80-летнюю историю ансамбль установил практически все культурные связи нашей страны за рубежом. Но про это почти никто не вспоминает. Как будто забыли. Наш зрительный зал — это весь мир. От президентов и чиновников до простых людей — наших ценителей по всему миру. Согласитесь, больше, чем танец, ничто не сближает народы. Танец понятен всем. — Вы полагаете, что в современном мире отношение к народному танцу не изменилось? Прошу прощения за резкость, но не в лучшую сторону изменился сам мир. Думаю, ему все больше грозит деградация. Похоже, скоро мы окончательно уйдем в свои телефоны, станем бескультурными, плохо воспитанными. Это же катастрофа! Мне за внуков страшно. Мы боремся с этим, как можем. Пытаемся танцем вернуть человека к красоте, настоящим чувствам и эмоциям, дать ощущение настоящей жизни, а не ее отражения в гаджетах. — О чем вы мечтаете? Моя мечта, чтобы в Ансамбле Игоря Моисеева появился хороший, смелый хореограф, каких сейчас, к сожалению, очень мало, и поставил «Петрушку» на музыку Игоря Стравинского. Это хотел сделать Игорь Александрович, но не успел. Еще мечтаю, чтобы кто-нибудь смог поставить по сказкам Павла Бажова «Огневушку-поскакушку». Этого тоже Моисеев сделать не успел. Не успел потому, что мы из 12 месяцев 10 проводили на гастролях за рубежом. А остальные два — в поездках по России. Времени просто не оставалось. Но даже при таком графике есть места, где мы еще не бывали. Было бы неплохо в следующем году поехать в Китай, на празднование 70-летия Китайской Народной Республики, ведь Ансамбль Игоря Моисеева был первым, кто в 1954 году выступил на праздновании пятилетия КНР. Моисеев на площади Тянь-ань-мэнь поставил грандиозное действо, в котором участвовали 150 моисеевцев и 150 студентов китайского спортивного института. Кстати, туда Игорь Александрович привез китайский танец с лентами, который поставил еще не будучи в Китае, чем очень всех удивил. Он и сейчас идет в репертуаре ансамбля и имеет огромный успех во всем мире. СПРАВКА Елена Щербакова — народная артистка России, народная артистка Республики Северная Осетия — Алания, народная артистка Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, кавалер ордена Дружбы, кавалер ордена Почета, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат Премии Правительства РФ, художественный руководитель — директор, педагог-репетитор Государственного академического ансамбля народного танца. Родилась 19 октября 1952 года в Москве. Окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1969 году была принята в Государственный академический ансамбль народного танца СССР на должность артистки балета. С 1969 по 1992 годы — солистка ансамбля. В 1992 году Игорь Моисеев пригласил Елену Щербакову в Школу-студию при ансамбле, где она начала свою педагогическую деятельность. С 1994 года по приглашению Игоря Моисеева— директор ГААНТ имени Игоря Моисеева. С 2011 года — художественный руководитель-директор ансамбля. КСТАТИ Первый концерт Ансамбля имени Моисеева состоялся 29 августа 1937 года, в московском театре «Эрмитаж». С 1938 года и по сей день балет беспрерывно гастролирует по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей он занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945 года) Ансамбль Игоря Моисеева считается негласным Российским послом мира. В 1958 году моисеевцы первыми из советских коллективов выехали на гастроли в США, что положило начало культурных связей между СССР и Америкой. В1989 году, сразу после гастролей ансамбля в Израиль, между Россией и Израилем были установлены дипломатические отношения. В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив удостоен звания академического. К 50-летию со дня образования, в 1987 году, награжден Орденом дружбы народов.

Елена Щербакова: Мы пытаемся танцем вернуть человека к красоте
© Вечерняя Москва