Войти в почту

Один выходит, другой заходит: Швейцария окажется в ЕС?

Москва, 30 ноября - "Вести.Экономика" На референдуме, который состоялся 25 ноября, две трети, 66,2%, избирателей Швейцарии выступили против инициативы «за самоопределение», предложенной ультраконсервативной и евроскептической Швейцарской народной партией (SVP), самой большой партией в швейцарском парламенте. Руководители SVP утверждали, что необходим новый закон, который бы защитил национальный суверенитет от дальнейшего вторжения наднациональных организаций, таких как ЕС и ООН. Правительство Швейцарии возразило, отметив, что предложение может подорвать экономическую стабильность Швейцарии. Берн должен был бы изменить двусторонние соглашения с ЕС, крупнейшим торговым партнером страны, чтобы привести их в соответствие с конституцией Швейцарии. Крах выдвинутого предложения произошел еще до ожидаемого решения швейцарского правительства относительно подписания широкомасштабного «рамочного соглашения» ЕС и спорного «миграционного пакта» ООН. Швейцария не входит в ЕС, но у нее есть доступ к европейскому единому рынку после подписания ряда двусторонних соглашений, в которых Швейцария лишилась крупной части своего национального суверенитета, включая контроль за границами и иммиграцией. В целом, у Швейцарии подписано 120 двусторонних соглашений, которые регулируют ее отношения с ЕС. Сейчас ЕС призывает Швейцарию подписать всеобъемлющее «рамочное соглашение», которое потребует от Берна уступить еще больше суверенитета Брюсселю. ЕС хочет, чтобы Швейцария подчинилась юрисдикции Европейского суда (ECJ). Если Швейцария выполнит требование, ECJ станет окончательным арбитром в разрешении юридических споров в стране. ЕС усилил давление: Брюссель продолжает считать, что швейцарская фондовая биржа, четвертый по величине фондовый рынок в Европе, зависит от «рамочного соглашения», которое примет Швейцария. Текущее соглашение швейцарской фондовой биржи с ЕС заканчивается в конце декабря; если оно не будет восстановлено, это лишит швейцарский деловой обмен более половины его объема. Швейцарские лидеры заявили, что они сомневаются в том, что предлагаемый договор получит поддержку парламента или избирателей на референдуме в рамках швейцарской системы демократии. Вот, что отмечает Bloomberg News по поводу дилеммы, стоящей перед Швейцарией: «Швейцарское правительство должно выбрать между двух зол: согласиться с рамочным соглашением ЕС или отказаться от договора и подвергнуться риску репрессий из Брюсселя, которые причинят вред экономике». Ключевым моментом спора в отношениях Швейцарии и ЕС остается ситуация вокруг долгих споров о «Соглашении о свободном передвижении людей» ЕС. Соглашение, которое Швейцария подписала в июне 1999 года, позволяет гражданам ЕС жить и работать в Швейцарии, и наоборот. В первоначальном соглашении участвовали 15 государств-членов ЕС, но с расширением ЕС в 2004, 2007 и 2013 годах соглашение применяется к 28 странам-членам ЕС, включая более бедные страны в Восточной Европе. Чтобы сократить масштабы преступности, связанной с иммиграцией, швейцарские избиратели в ноябре 2010 года утвердили референдум о депортации иностранцев, совершивших серьезные преступления в Швейцарии. ЕС предупредил, что депортация граждан ЕС по какой бы то ни было причине является нарушением обязательств Швейцарии в отношении свободного передвижения людей. Швейцарский парламент, стремящийся избежать экономических репрессий, принял закон о смягчении, направленный на согласование воли швейцарских избирателей со швейцарскими обязательствами по законодательству ЕС. Депутат SVP Адриан Амстуц утверждал, что в стремлении Швейцарии угодить ЕС, новый закон парламента Швейцарии о депортации окажется бесполезным: «Согласно закону, суды будут иметь возможность отложить депортацию - даже в случае самых серьезных правонарушений – используя оговорку о препятствиях. Сейчас, как видно из юридической практики, судьи часто используют этот вариант. Как следствие, вряд ли какие-либо иностранные преступники будут депортированы». В феврале 2014 года швейцарские избиратели одобрили референдум о повторном введении квот на иммиграцию из стран ЕС. Сторонники квот утверждали, что иностранные работники способствовали снижению заработной платы и росту спроса на жилье, услуги здравоохранения, образование и транспорт. ЕС предупредил, что любые ограничения на доступ к швейцарскому рынку труда нарушат соглашение о свободе передвижения людей и могут повлечь за собой «серьезные последствия». Швейцарский парламент снова поддался давлению ЕС, на этот раз, одобрив смягченный вариант ограничений на иммиграцию. Еще один интересный момент в двусторонних отношениях связан с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). В ноябре 2014 года ЕСПЧ запретил Швейцарии отправлять афганских просителей убежища в Италию. Власти Италии согласились вернуть их, однако ЕСПЧ постановил, что это нарушит Статью 3 Европейской конвенции о правах человека из-за плохих условий в итальянских объектах для просителей убежища. Лидер SVP Кристоф Блохер подверг критике ЕСПЧ за игнорирование принципа субсидиарности, в котором утверждается, что решения должны приниматься на местном уровне: «Разве мы не доверяем федеральным судьям решать вопросы прав человека? Эти принципы были прописаны в нашей конституции задолго до ЕСПЧ. Проблема с конвенцией заключается в том, что она решает многие вопросы издалека. Последствия судей не коснутся». Мартин Шубарт, бывший федеральный судья Швейцарии, добавил: «Недопустимо, чтобы небольшая группа судей из ЕСПЧ, у которых обычно нет экспертных знаний о швейцарском законодательном органе, вела дела недемократичным образом». В феврале 2018 года швейцарское общественное телевидение SRF сообщило, что Еврокомиссия представила швейцарскому правительству «список грехов» Швейцарии на 19 страницах - нарушения Швейцарией законодательства ЕС. Продолжающиеся споры Швейцарии с ЕС и снижение суверенитета Швейцарии заставили SVP поддержать референдум, чтобы обеспечить соблюдение швейцарского законодательства. Спонсор инициативы депутат SVP Ханс-Уэли Фогт выразил удивление по поводу масштабов поражения – редкий провал для SVP, одной из самых успешных антиевропейских партий в Европе. Эту меру противопоставила коалиция швейцарских бизнес-групп, которая утверждала, что референдум - это вопрос экономики и доступа к международным рынкам страны, зависящей от экспорта. «Речь идет о сохранении процветания Швейцарии и поддержке местных компаний и рабочих мест», - сказала Моника Рюль, директор бизнес-группы Economiesuisse. Некоторые швейцарские издания назвали результат референдума «фиаско» и «серьезным провалом» SVP. Другие были более осмотрительны. «Цель инициативы была легитимной: речь шла о национальном суверенитете и его отношениях с международным правом в глобализованном мире», - отметило издание La Liberté. Издание L'Express добавило: «SVP потерпела поражение, потому что не смогла мобилизовать и убедить избирателей за пределами своей базы. Избирателям нужна реалистичная оценка международного и национального права». La Tribune de Genève пишет: «То, что швейцарцы поддержали в это воскресенье, стало прагматичным, согласованным, поэтапным подходом к нашим национальным интересам». Швейцарская народная партия заявила, что, несмотря на потерю, референдум «подавил дебаты о взаимосвязи между швейцарским законодательством и международным правом и важностью прямой демократии». SVP добавила, что ее борьба за самоопределение Швейцарии продолжится: «Прежде всего, SVP требует, чтобы Швейцария не присоединялась к пакту о миграции ООН. Во-вторых, SVP отвергает одностороннее подчинение институтам ЕС, направленное на установление институциональной связи Швейцарии с аппаратом ЕС, на динамичное присоединение к ЕС и, в конечном счете, подчинение Швейцарии Европейскому суду. Принятие закона ЕС станет еще одним ударом по нашей демократии».

Один выходит, другой заходит: Швейцария окажется в ЕС?
© Вести Экономика