Войти в почту

Через «Закон о персональных данных» Facebook и Google заставляют платить за российское электричество

На прошлой неделе, 21 ноября первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко предложил Facebook открыть офис в России. Это довольно острый вопрос не только для социальной сети, но и для других IT-корпораций, которые работают с российской аудиторией. На протяжении нескольких лет власти пытаются перевести западные компании в российскую юрисдикцию, всячески оказывая давление на организации. В сентябре 2018 года глава Роскомнадзора Александр Жаров анонсировал проверки в Twitter и Facebook, связанные с исполнением закона о хранении персональных данных. Сам же закон, по данным источников Daily Storm, имеет коммерческую подоплеку и должен заставить компании вкладываться в российские дата-центры. Еще в 2015 году госкорпорация «Росатом», которой в то время руководил нынешний первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, предлагала реализовать проект строительства дата-центра в Тверской области недалеко от АЭС. По замыслу, в серверных дата-центра должны были разместиться Facebook и Google. Вроде как это отвечает российскому закону о защите персональных данных: хранение личных данных российских пользователей должно быть в России. Как рассказал Daily Storm источник в Минкомсвязи, история с переносом персональных данных россиян чисто «бизнесовая». «Персональные данные можно хранить на нескольких серверах. Нет никакой гарантии, что Facebook или Google будут хранить данные россиян только в России, они могут их хранить в США, Японии, России — где захотят. И проверить это вы никак не сможете. Этот закон с технической и идеологической точек зрения — полный бред. Он лишь принуждает IT-корпорации вкладываться в дата-центры на территории России и закупать сервера», — заявил высокопоставленный собеседник. Однако проверка серверов на хранение определенных данных — история маловероятная. ФСБ, конечно, додумается, но вряд ли придет в дата-центр, чтобы вскрыть и изъять сервера, это будет скандал и крах бизнеса дата-центров. Так что IT-корпорации могут спокойно арендовать серверы, которые на самом деле являются пустышками. «Нам интересные крупные клиенты» К 2018 году инфраструктуру для западных компаний почти подготовили. Росэнергоатом совместно с Ростелекомом построили крупнейший в России дата-центр «Менделеев» в Тверской области близ Калининской АЭС. Первая очередь опорного ЦОДа (центр обработки данных) была запущена в сентябре этого года, а полный ввод в эксплуатацию намечен на конец 2018 — начало 2019 года. По проекту «Менделеева» предусматривается создание целой сети дата-центров общей площадью в 10,3 гектара, где расположится 4800 стоек с проектной мощностью потребления электроэнергии от 6 кВт в расчете на одну стойку. К примеру, в финском Datalahti, по приблизительным данным, от 160 до 300 стоек мощностью 7 кВт. Этот объект будут использовать структуры Росатома и ряд государственных организаций. Помимо этого, дата-центр планируют задействовать в коммерческих целях. В диалоге с Daily Storm Сергей Немченков — руководитель проекта «Менделеев» — рассказал, что сейчас ведутся переговоры с рядом организаций о размещении серверов. «Мы ведем переговоры с Yandex, Mail.ru, Beeline, Роскосмосом, Росавтодором, Ростехнадзором. Это не гарантия того, что они встанут, но переговоры ведутся. Кроме этого, у нас есть ряд контактов с ключевыми игроками рынка, — говорит Немченко. И добавляет: — За это отвечает целый блок продаж. Были переговоры с Google. Есть ряд коммерческих историй, которые не могу озвучить. Но нам интересны крупные клиенты». На вопрос о том, будет ли Росэнергоатом бороться за Facebook, в случае если компания перенесет сервера после предложения Сергея Кириенко, Немченков сказал: «Учитывая закон о защите персональных данных, если Facebook будет юридически присутствовать на территории страны, будет хранить и обрабатывать данные, то мы будем проводить работу с компанией. Хотя у самой компании много бизнес-связей, но мы сделаем все возможное, чтобы клиента не потерять». Представитель проекта «Менделеев» говорит, что основное преимущество объекта заключается в расположении. Дата-центр стоит рядом с АЭС, которая позволяет бесперебойно обеспечивать его дешевой энергией. «С точки зрения экономики мы более конкурентоспособны, чем ЦОД Datalahti в Финляндии, где стоимость составляет порядка 80 тысяч рублей за стойко-место. В нашем ЦОДе мы предлагаем место за 35 тысяч рублей. Объект размещен рядом с АЭС, к которой у нас прямое подключение. Часть затрат сэкономили на технологическом присоединении объекта. Имеется вся инфраструктура. У нас одна из самых низких стоимостей электроэнергии, в два раза меньше, чем у коллег в Европе», — говорит Немченков. С учетом того, что стоимость конечной услуги на 20-30% зависит от электричества, это значительно повышает конкурентоспособность. Единственный момент, в котором Росэнергоатом уступает конкурентам, — пропускная способность каналов. «Мы работаем над этим моментом. Когда наши партнеры не будут чувствовать особой разницы, где размещен ЦОД — в Америке, Финляндии или Удомле, — то при хорошем уровне пиара и продвижения этого дата-центра, я думаю, что у нас будут хорошие перспективы», — констатирует Немченков. Также он обращает внимание на то, что проект пилотный и на начальном этапе ориентирован на внутренний рынок. «Нам нужен положительный опыт коммерческих клиентов. Западные партнеры хотят посмотреть, как будут работать внутренние клиенты, но после того как пойдут отклики — это должно дать толчок для иностранных компаний». По мнению аналитика группы компании «Финам» Леонида Делицына, отчасти закон о персональных данных действительно может стимулировать отечественную индустрию: «В целом закон стимулирует хранение данных на территории России. Хотя у нас предложений, конечно, меньше, чем у западных компаний. В какой-то мере он оказывает поддержку бизнесу. В условиях закона многое зависит от сроков, к примеру, если компания не инвестировала в строительство дата-центров, она будет вынуждена покупать размещение, если ее в срочном порядке обяжут разместить сервера. Но также надо понимать, что особую роль играет бренд, знание продукта, лояльности потребителя». Однако Леонид Делицын замечает, что даже при хранении данных в России «ничто не мешает компаниям дублировать информацию. Но здесь главное, чтобы правоохранительные органы имели доступ к данным». Схожего мнения придерживается Карен Казарян, главный аналитик РАЭК: «Требования по локализации, как правило, имеют ограниченное действие в рамках определенных категорий и целей. Никто не говорит о том, что данные никуда нельзя передавать. Но существуют определенные условия трансграничной передачи, они связаны с адекватными мерами защиты. С технической точки зрения никто не проверяет, куда байтики ходят. Смотрят лишь документацию и юридическое оформление. Могут поднять аудит. В случае необходимости, компании могут копировать информацию», — отмечает Казарян. Прессинг иностранных компаний Закон обязал иностранные компании хранить персональные данные россиян на территории нашей страны еще с 1 июля 2015 года. За три года некоторые организации выполнили предписание. Так, по информации РБК, в апреле 2015 года Google начала переносить сервера в российские дата-центры. Однако другие IT-компании не проявили подобного энтузиазма. Как итог, в 2016 году в России заблокировали соцсеть для профессиональных контактов LinkedIn, из-за того что платформа не выполнила законные требования властей. Также на протяжении всего 2017 года говорили о локализации данных Twitter и Facebook. Первый пообещал, что переведет сервера, Facebook отмалчивался, за что получил предупреждение от Роскомнадзора о возможной блокировке на территории России. Несмотря на это, никакой конкретики от компаний так и не последовало, в связи с чем в декабре этого года Роскомнадзор планирует провести проверку на предмет соблюдения закона о персональных данных. Если же нарушения будут выявлены, то, скорее всего, компаниям придется заплатить крупные штрафы. 26 ноября в СМИ появилась информация, что правительство придумало способ наказывать компании, не прибегая к блокировкам. Агентство Reuters со ссылкой на источники написало, что власти разрабатывают новые поправки в законодательство, которые позволят штрафовать технологические компании на 1% от их годовой выручки за невыполнение законов России.

Через «Закон о персональных данных» Facebook и Google заставляют платить за российское электричество
© Daily Storm