Войти в почту

Морг, музей и картофелехранилище: что происходило в главных петербургских храмах в советское время

15 ноября 1932 года один из ключевых соборов Петербурга Казанский стал музеем истории религии и атеизма – РПЦ здание было возвращено спустя почти 70 лет. По этому случаю мы вспоминаем, что происходило в уцелевших и уничтоженных храмах города в советское время. Казанский собор Гонения на церковь не могли не коснуться Казанского собора: в 1922 году из него изъяли около двух тонн только одного серебра. На втором съезде «Союза воинствующих безбожников» в 1932 году его решили сделать центром антирелигиозной пропаганды и передали Академии наук – и в этом же году в Казанском открылся Музей истории религии и атеизма. Его внутренний вид сильно изменился: многие предметы уничтожали, книги сдавали в макулатуру, а парчовые облачения пускали на пошив модных тогда тюбетеек. Церковную утварь, живописные работы и иконы отдали в Русский музей, где большинство из них осело в запасниках. На стенах собора осталось лишь несколько картин: С.А. Бессонова «Тайная вечеря», работы художников Г.И. Угрюмова, С.С. Щукина, А.И. Иванова, Ф.И. Яненко, а также большое полотно Ф.Я. Алексеева «Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве». Среди экспонатов Музея истории религии были и предметы, вынесенные из закрытых отечественных храмов, и буддистско-ламаистской скульптуры, коллекции по исламу, конфуцианству и даосизму, индуизму, иудаизму и другим восточным религиям. Во время Великой Отечественной войны атеизм отошел на второй план: государство стремилось воспитывать в людях патриотизм, поэтому возрос интерес к известным главнокомандующим – Суворову, Нахимову. Осенью 1941 года у колоннады Казанского собора разместили выставку «Героическое прошлое русского народа». Во время войны в собор попали три крупных снаряда, колоннада и стены покрылись следами от бомб, на куполе и крыше были сотни пробоин, через которые в здание попадала вода – от сырости разрушались своды, скульптуры, настенные росписи, в некоторых помещениях рухнули перекрытия. Заново музей открылся только в 1950-х после реставрации, власть продолжала строго контролировать его до конца 1980-х. Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе, в 1994 на купол вернули крест, а в 2000 году собор был окончательно возвращен РПЦ и получил статус кафедрального. Спас на Крови 30 октября 1930 года Президиум ВЦИК постановил закрыть храм и передать его обществу политкаторжан – оно собиралось открыть там кинотеатр или антирелигиозный музей. В ноябре 1931-го Областная комиссия по вопросам культуры решила снести Спас на Крови как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности», решение одобрил Отдел охраны памятников революции и культуры. Осуществление плана затянулось: в 1934 году вопрос дважды выносили на обсуждение, но разработка проекта стартовала только в 1938 – уничтожение строения усложнялось тем, что оно находится на берегу канала. Обсуждения уже почти было завершились в 1941, но началась война, и появились более важные дела. В храме разместили районный Дзержинский морг, сюда свозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев, позже здесь организовали мастерские и картофелехранилище. После 1945 года здание арендовал Малый Оперный театр и устроил в нем склад декораций. В 1968 году Государственная инспекция по охране памятников взяла собор под охрану, а в 1970 в нем организовали филиал музея «Исаакиевский собор» – это спасло Спас на крови от разрушения, на тот момент он нуждался в срочной реставрации. Завершились работы только в 1990-х: 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей. Исаакиевский собор В мае 1922 года под предлогом борьбы с массовым голодом в Поволжье и в других регионах из собора изъяли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений – это церковное имущество на 4,5 миллиарда рублей. Службы прекратились здесь в конце 1920-х, когда Президиум ВЦИК постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника», а в начале 1930-х открыли антирелизиозный музей. В пасхальную ночь 1931 года здесь прошел первый масштабный эксперимент с маятником Фуко – посмотреть на это пришли 7 000 человек. Его качнули после торжественной речи: «Нам, советским людям, дорого каждое материальное доказательство вращения Земли». В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы войны и блокады Ленинграда собор пострадал от бомбежек и артобстрела, на стенах и колоннах сохранились следы от снарядов. Здесь хранились экспонаты Музея истории города, Летнего дворца Петра I и пригородных Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины. С декабря 1948 года он функционирует как музей «Исаакиевский собор», церковные службы возобновились в 1990 году. Знаменская церковь В XVIII веке на Знаменской площади, позже названной Восстания, появилась одноименная деревянная церковь: сюда перенесли утварь из бывшей домовой церкви Зимнего дворца. В начале века XIX ее перестроили в камне и добавили две часовни. Разговоры о сносе велись с начала 1930-х, но закрыли церковь только в 1938 – есть мнение, что дело затянулось из-за того, что на защиту храма встал влиятельный ученый Иван Петрович Павлов, и сдвинулось только после его смерти. Разобрали здание в 1941: иконы передали в Никольский собор, убранство – в Госфонд. А через 14 лет на этом месте появилась одна из семи первых станций метро «Площадь Восстания». Уже в XXI веке в ее вестибюле появилась табличка в память о Знаменской церкви. Церковь Спаса на Сенной Еще один утраченный храм находился на Сенной, его также называли церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1920-х годах все ценности были изъяты, с 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. В апреле 1938 его закрыли и сняли с охраны: колокола отправили на переплавку, иконы передали в другие соборы и музеи. Пострадал же храм только в начале 1960-х. Тогда в одной из ленинградских газет появилась статья, автор которой уверял: «Скоро позорное пятно на облике площади Мира – бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм – будет снесен и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона». Распоряжение о сносе храма дал главный архитектор Ленинграда Валентин Каменский: он подписал документ «о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в панораме Сенной площади». Против выступала единственный министр-женщина в правительстве Советского Союза Екатерина Фурцева, но ее письмо с запретом было потеряно между ведомствами. Перед уничтожением здесь была разобрана кровля с медью и позолотой. Боясь повредить соседние дома, инженеры рассчитали взрыв так, чтобы его сила ушла в землю; тем не менее, есть сведения, что в его результате повредились даже сваи Исаакиевского собора. На новом месте в 1963 году по проекту Каменского открыли станцию метрополитена «Площадь Мира», которую впоследствии переименовали уже на привычную нам «Сенную площадь». Текст: Сабина Алиева

Морг, музей и картофелехранилище: что происходило в главных петербургских храмах в советское время
© Собака.ru