Войти в почту

«Почти всему в этом мире можно дать вторую жизнь»

В Москве 15 ноября завершается акция «Искусство ради экологии» – масштабный проект департамента природопользования и охраны окружающей среды по популяризации раздельного сбора отходов. В течение месяца москвичи обменивали бумагу, стекло, пластик или алюминий на билеты в театры, музеи, кинотеатры, детские центры и концертные площадки столицы. За время акции было собрано около 10 тонн бытовых отходов и выдано более 4,5 тысячи билетов. Одним из самых первых партнеров акции стал Центр дизайна Artplay, который поддержал акцию билетами на мультимедийную выставку «Микки Маус. Вдохновляя мир». О пользе проведения подобных акций, практике раздельного сбора отходов и взаимосвязи искусства и экологии – в интервью «ФедералПресс» с PR-менеджером Artplay Наталией Рубиной. «Создавать арт-объекты из отходов – общемировой тренд среди художников» Наталия, какая, по вашему мнению, существует взаимосвязь между искусством и экологией? – Искусство и экология связаны непосредственно. Общемировой тренд среди художников – создавать арт-объекты из отходов. Есть такой термин «Арте повера» – «искусство бедных», – когда художники используют для своих произведений газеты, стекло, отходы и другие несвойственные для классического искусства материалы. Таким образом они пытаются преодолеть автономию искусства и сблизить его с жизнью. Например, у известного итальянского художника Микеланджело Пистолетто есть работа «Венера в лохмотьях», где статуя Венеры Милосской стоит рядом с кучей тряпья. Искусство часто рефлексирует на эти темы, причем порой это связано с нелепыми казусами. Какими, например? – У нас в Artplay проходила выставка «Космос. Love», на которой художники выставляли свои работы на тему космоса. Одна из работ была выполнена из старых полиэтиленовых пакетов. Когда выставка кончилась, работы демонтировали, но не все художники смогли сразу их забрать. Все работы оставили в комнате администратора выставки, и на эту работу приклеили бумажку, предупреждающую о том, что эти пакеты нельзя выбрасывать, что это арт-объект, а не просто гора пакетов. Но то ли бумажка отклеилась, то ли уборщицы не умели читать по-русски, но в итоге эту работу все равно выкинули. Работа реально была очень похожа на мусор, и уборщицы, видимо, решили, что это мусор и есть. Художник очень негодовал, но мы смогли мирно решить конфликт. Еще один забавный казус произошел в одном из европейских музеев. Там была выставлена инсталляция из тысячи немытых кофейных чашек, и уборщица, видимо, решила, что это просто кто-то оставил немытые чашки посреди зала, и все их помыла. Помимо очевидного социального подтекста, какова цель создания таких произведений? – Художники хотят обратить внимание людей на то, что почти всему в этом мире можно давать вторую жизнь, в том числе в виде произведений искусства. Отходы – это ресурс, который можно повторно использовать! Мы никак в России не можем прийти к этому пониманию, так как привыкли, что Россия – это богатая страна, в ней много ресурсов, но мы не задумываемся, что они ограничены. А они ограничены! «Польза акции в том, что многие узнали: сортировать отходы – можно и нужно» Расскажите, почему вы решили поддержать акцию «Искусство ради экологии»? – Я сама сортирую отходы с 2005 года, поэтому для меня тема раздельного сбора и переработки отходов очень близка. Сейчас среди москвичей есть некий тренд на социальную ответственность, в том числе это касается и сортировки отходов. У нас в Artplay есть свой пункт раздельного сбора твердых бытовых отходов от «Сферы экологии», и трафик людей, сдающих ТБО, там очень высокий. Однако процент людей, которые не знают, что отходы – это ценный ресурс, который можно сдавать в переработку, еще больше. Акция «Искусство ради экологии» может помочь достучаться до этих людей. Если их можно замотивировать на сортировку отходов с помощью билетов – мы всячески «за» и готовы поддерживать акцию билетами на свои выставки. То есть, по вашему мнению, количество людей, разделяющих отходы, сейчас только увеличивается? – Да, сейчас есть тренд на осознанное потребление и на разделение отходов – как минимум в Москве точно. Какая, на ваш взгляд, главная польза от этой акции? – Я думаю, что основная польза акции заключается в том, что многие люди в принципе теперь узнали, что, оказывается, можно и нужно так делать – сортировать отходы. В рамках акции я сходила на несколько радиоэфиров, и слушатели, звонящие в эфир, искренне удивлялись, что, оказывается, можно разделять отходы, да и еще и получать за это билет. Я думаю, что благодаря этой акции получится донести до них информацию о практике раздельного сбора отходов, и это уже большая победа. В рамках акции Artplay предоставил участникам билеты на выставку про Микки Мауса. Почему вы поддержали акцию билетами именно на эту выставку? – Мы поддержали акцию «Искусство ради экологии» детской выставкой «Микки Маус. Вдохновляя мир», потому что мне кажется, что заводить с ребенком разговор об экологии нужно еще с раннего детства. Моя дочь, например, родилась в 2007 году, и для нее немыслимо, что можно выкинуть пластиковую бутылку и ненужные журналы. Если у нее появляется какой-либо мусор, она его обязательно несет в переработку. Поэтому участие в акции – это еще один повод поговорить с детьми про экологию. Наша выставка посвящена 90-летию культового диснеевского персонажа – Микки Мауса. 18 ноября 1928 года он впервые появился на экранах в мультфильме «Пароходик Вилли», поэтому 18 ноября считается официальной датой его рождения. Мы делали эту выставку совместно с российским представительством Disney. Выставка рассказывает историю персонажа, так как он не сразу был таким, каким мы видим его сейчас. Выставка также показывает влияние Микки на культуру и искусство, потому что он вдохновлял очень многих художников от Пикассо, Дамиена Херста, Энди Уорхола до современных дизайнеров. По-моему, не осталось модных брендов, которые ни разу не брали Микки за основу в своей коллекции или не сотрудничали с Disney. Поддержите ли вы акцию «Искусство ради экологии» в следующем году, если ее решат повторить? – Конечно, это очень полезная акция! Мне периодически присылают фотографии из пункта выдачи билетов, я вижу, как люди выстраиваются очередями за этими билетами, и это очень здорово, что акция в итоге пользуется такой популярностью. Но самое главное в вопросе сортировки и разделения отходов, на мой взгляд, – это прозрачность. Важно, чтобы люди знали, что происходит с их отходами после того, как они их сдали, где они перерабатываются и во что трансформируются. Это в разы повышает мотивацию людей разделять отходы. Фото предоставлены Наталией Рубиной

«Почти всему в этом мире можно дать вторую жизнь»
© РИА "ФедералПресс"