Войти в почту

Орлы лишними не бывают

С первыми двумя именами все ясно. Ольга Славникова – культовая современная писательница. Мария Степанова – прославилась как поэтесса. Обе дамы – значительные литературные фигуры и завсегдатаи премиальных списков. Но вот имя Александра Бушковского впервые прозвучало на таком уровне. В программе "Дневник читателя", посвященной объявлению предварительных итогов "Ясной Поляны", Бушковского назвали "малоизвестным" и "довольно молодым" писателем. При этом представляющий его книгу литературовед Павел Басинский выразился откровенно: "Мне кажется, мы открываем нового писателя". Александр Бушковский в петрозаводском арт-пространстве "Агрикалче-клуб". Фото: Интернет-журнал "Лицей" Кто же такой – этот открытый премией новый писатель? Александр Бушковский, строго говоря, не такой уж новичок в литературе и не такое уж неизвестное имя в литпроцессе. В короткий список "Ясной Поляны" он вошел с книгой "Праздник лишних орлов" (издательство Рипол-Классик, 2017 год), представляющей собой сборник. "Гвоздь" сборника – повесть "Праздник лишних орлов", давшая название всей книге. Помимо нее, в книгу вошли сага "Индейские сказки" и ряд рассказов. Повесть "Праздник лишних орлов" – о нелегкой адаптации бывших солдат Чеченской кампании к мирной жизни. На "гражданке" им трудно пристроиться, отсюда и безнадежное название. Все герои повести носят фронтовые прозвища – мыслями они все еще там. Пух и Горе однажды поехали навестить товарища Фому в больнице с ружьем – и не растерялись, отпугнули выстрелами поверх голов компанию хулиганов. Но не все проблемы обыденной жизни можно решить оружием. Фоме, бывшему майору спецназа, ружье сослужило злую службу. Его племянник застрелился от несчастной любви, полиция ставит дяде в вину халатное хранение оружия. Фома уходит трудником в Соловецкий монастырь. Несложная фабула повести описывает поездку Пуха и Горя в обитель к другу. Психологический фон произведения – воспоминания, размышления, эмоции фронтовых друзей, каждый из которых по-своему переживает "лишность" и борется с нею. Фома говорит сослуживцам, что только на Соловках обрел утраченную возможность радоваться всему в мире и чувствовать себя счастливым. Однако… не остается с ними ночевать в монастырской гостинице: боится соблазна все бросить и уехать домой. Утром он идет печь хлебы и на прощание просит товарищей позвонить ему лет через десять. Он находит свое новое предназначение в служении Богу. Да и Пух в миру осваивает профессию плотника и начинает ремонтировать деревянные церкви. В равнодушной действительности брезжит просвет для "орлов", которые ощущают себя уже не такими лишними. Соловки. Фото: сайт photocentra.ru Все произведения из "Праздника лишних орлов" печатались ранее в "толстых" литературных журналах: "Октябрь", "Дружба народов" и др. Дебютом Бушковского среди журнальных публикаций стала критико-публицистическая статья "Перечитывая "Патологии". Нелепицы и странности в рассказах о войне" в специализированном журнале "Вопросы литературы". В этой статье Бушковский с позиций собственного опыта ветерана спецназа оценивал "нашумевшие" литературные произведения, находя в них все поименованное. Досталось от него живому классику Захару Прилепину. Бушковский "ловил" Прилепина на недостоверностях в повествованиях о боевых действиях, начиная с биографии автора, на нестыковках в батальных сценах и, уже не как ветеран ветерана, но как писатель писателя упрекал в злоупотреблении тяжелыми подробностями. Первой книгой Александра Бушковского был сборник рассказов "Радуйся!", изданный в 2013 году в родном писателю Петрозаводске при финансовой поддержке Министерства культуры Республики Карелия. В новую книгу вошли многие знаковые для прозаика произведения из первой: рассказы "Радуйся!", "Край", "Лето" и др. Но добавились и недавно написанные тексты, показывающие, что он не остановился на одной теме войны и ее преодоления в себе. Например, новый рассказ "Земфире" сделан как письмо пациента психбольницы известной певице: в мире бедняги Андрея Иванова основные смыслы скрыты в песнях Земфиры, только ей он и верит. Книга "Радуйся". Фото: Интернет-журнал "Лицей" "Молодость" для прозаика вообще понятие довольно спорное. Буквально на днях Александр Бушковский отметил 48 лет. Много это или мало? Да, книги сейчас некоторые издают лет в двадцать. Но только с годами и жизненным опытом к писателю приходит то, что не стыдно передать людям. День рождения у Бушковского – 9 ноября, на два дня раньше, чем у Федора Достоевского. Такое символическое совпадение обязывает. Как и великий классик, Бушковский пишет о "малых сих" (люди "не от мира сего", в том числе и клинически, нередкие гости его прозы, и это тоже роднит автора с Достоевским). Но чаще все-таки его герои – обычные, нормальные люди. Если не военные, то жители карельских городов и деревень. Они живут в этих неласковых краях теми же занятиями, что и их предки: рыбалкой, охотой, ремеслами. В их немудреном бытии писатель замечает интересные эпизоды, а в их якобы простодушных натурах – поле для борьбы божественных и дьявольских сил. Борьба часто буквальна. Так, в рассказе "Радуйся!" рыбнадзор одолел браконьеров, а в рассказе "Край" не повезло рыбнадзорщикам. Кстати, браконьерское дело Бушковский знает не понаслышке – в одном из интервью рассказывал, что занимался этим после демобилизации. А еще был таксистом, сторожем и журналистом петрозаводских изданий, прежде чем обрел себя в писательстве. Александр Бушковский отчасти спорит с Достоевским: "Один очень важный для меня писатель считал, что страдание иссушает и ожесточает душу, а я теперь вижу, что это не так. Люди становятся чувствительнее и отзывчивее. Хотя, может быть, в других местах по-другому, не знаю". Он с особым уважением относится к своим землякам, видя в них богатый духовный потенциал. Им посвящена сага "Индейские сказки". "Северными индейцами" в этом цикле коротких рассказов называются все обитатели Карелии и Финляндии, без деления на финнов и русских. "…индеец у нас – это не краснокожий воин с томагавком и перьями в волосах, а обычный деревенский мужик из глухомани", - с добродушной иронией поясняет Бушковский. Как утверждает писатель, финны с этим согласны. Представители "новой северной прозы" Дмитрий Новиков и Александр Бушковский. Фото: knk.karelia.ru (портал "Коренные народы Карелии") Бушковскому одинаково удаются описания бездуховных или потерянных людей – и образы современных служителей Богу. Они не обязательно деятели культа, могут быть и мирянами, не знать всех обрядов. Но они не сомневаются в божественном начале мира, как и персонажи Достоевского. Впрочем, религиозный фон произведений Бушковского сложен. Здесь присутствуют Христос, Богородица и православные святые. Но здесь же обитает и "индейский бог, конкретный, как рыбнадзор" – явно языческий, точнее, мифологический образ, в который сливается вся северная природа и ее обитатели. Одно из мирных занятий, в которых Александр Бушковский "задержался" – кладка печей. Такое вот старинное и доброе дело, перекликающееся с литературой креативным началом и необходимым профессионализмом. И еще – любовью к людям, без которой не сладится ни печь, ни рассказ. Даже самый крохотный. "Зрелый дебют карельского автора" назвала критик Валерия Пустовая свое предисловие к книге Бушковского "Праздник лишних орлов". В понятие зрелости она вложила много смыслов. Тут и сложившаяся биография автора: "…спецназовец в отставке, участвовавший в боевых операциях в Чечне, мастер-печник, … объездивший родную Карелию, отец взрослого сына". И "взрослость" иного рода: "Зрелый мужчина, который вдруг находит слова для выражения хрупкости чувств, духовной маеты и острой нехватки правды, вторгающихся в его крепко сложенную жизнь". И лестная творческая оценка: "Поэтому его проза, хотя ее можно назвать и северной, и поколенческой, и мужской, сопротивляется меткам-ограничителям. А писатель с редкой биографией воспринимается как один из главных голосов самосознания современной России". Александр Бушковский. Фото: ptzgovorit.ru 24 октября 2018 года премия "Ясная Поляна" была вручена. Александр Бушковский стал не лауреатом, но одним из победителей номинации "Современная русская проза". Тем не менее, литературное событие состоялось. Как его ни назови: "громкий дебют", "открытие нового писателя", "признание прозы Бушковского на федеральном уровне". Или – художественная констатация факта, что орлы лишними не бывают.

Орлы лишними не бывают
© Ревизор.ru