Войти в почту

Легендарный Роджер Уотерс, основатель и создатель массива гениальной музыки и текстов «Пинк Флойд», в конце августа дал два концерта в России (в Санкт-Петербурге и Москве), завершив ими свое европейское турне. Казалось бы, при чем тут Украина? Не то чтобы сильно при чем, но недавнее интервью Уотерса «Известиям» оказалось слишком бойким для сайта «Миротворец», и автор «Стены» присоединился к Куклачеву, Петросяну и прочим уличенным в «антиукраинской пропаганде», пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Максим Ведерников. Возможно, Уотерса даже не пустили бы в Киев, если бы он сюда вдруг собрался (в это турне Украина, например, включена не была, в отличие от России, Польши, стран Прибалтики). И на концерте в Москве 75-летний музыкант сказал, что это мог быть последний европейский тур. «Не пытайтесь воевать с русскими» В интервью Роджер Уотерс, по мнению «Миротворца», «покушался на территориальную целостность Украины» и «участвовал в попытках легализации аннексии Крыма Россией». Конкретно Уотерс признал, что геополитика не его конек, но сказал, что «смена власти на Украине, спланированная Вашингтоном, просто спровоцировала Москву на дальнейшие действия» и что «Севастополь очень важен для России и россиян. Существует множество договоров и бумаг, по которым Россия имеет все права на этот город». «Виктория Нуланд во всем виновата, она все это организовала, и теперь страна там разделена на две части». «Я не знаю, как Украина выйдет из всей этой ситуации, но обвинять в этом Россию просто смешно. Однако у американцев это хорошо получается, и люди им верят, потому что они контролируют прессу и могут выкручивать ситуацию так, как им выгодно», — заметил старый антиглобалист. Еще Роджер назвал чушью дело Скрипалей («Это понятно даже человеку с одним полушарием. Но у многих отсутствует даже одно полушарие, и поэтому они верят в этот абсурд») и призвал мир не быть сумасшедшими и не пытаться воевать с русскими. Тоже довольно обидные слова для полного сайта специалистов по войне с русскими. Уотерс считает нужным не только делать политические заявления, но и внедрять их в свои шоу. Роджер Уотерс — один из самых политически активных рок-музыкантов. Он не ограничивается одним направлением, каким, к примеру, является защита ЛГБТ для многих знаменитостей, в т. ч. приезжающих с этой сверхидеей на концерты в Москву, или атака на Дональда Трампа, в которой на данном этапе основатель «Пинк Флойд» совпадает с американским культмейнстримом. Он в целом против «свиней» из альбома 1977 г. и за то, чтобы «овцы» и «собаки» с той же пластинки как-то сопротивлялись. Resist — главное слово во всем шоу, и на экране, и на бумажных листиках, которые отправляются в толпу в конце концерта. Рок-музыка — это протест, и мистер Уотерс остался ему верен, даже превратившись в очень богатого человека. В отличие от многих коллег. Про такие явления, как сайт «Миротворец», Сергей «Кузя» Кузьминский из «Братів Гадюкіних» (которого, наверное, туда тоже включили бы, а может, и включат посмертно, когда почитают его интервью) — пел: «Дай нам свого лоба, мы поставимо клеймо». Так вот с Роджером Уотерсом этот номер не пройдет. Он такой один. В мире двойных стандартов у него свои собственные. Которые могут быть и противоречивыми, и нелогичными, и не нравиться очень многим по всему миру. Взять хотя бы поддержку Палестины и деятельность музыканта по бойкоту Израиля (на московском концерте Роджер с гордостью заявил, что отговорил уже более десятка коллег от выступлений в этой стране, и последней стала Лана Дель Рей), отсюда прямой путь в «антисемиты» со всеми вытекающими последствиями для мирового общественного мнения. Но Роджер на своих концертах призывает сопротивляться сначала антисемитизму, а потом уж и «израильскому антисемитизму». Совершенно не стремился Уотерс понравиться и тем в России, кто олицетворяет страну с его превосходительством. На московском концерте Путин с другими мировыми лидерами появлялся в видеоряде к песне Money, и понятно, что фон этот был негативным (ведь Money, it's a crime). А в своей постоянной антрактной политинформации Путин упомянут в числе других лидеров с заголовком «неофашизм на подъеме». Только если Трамп, Ле Пен, Курц, Фараж и Качиньский просто стоят напротив своих стран, то у Путина был знак вопроса. Насчет президента России Уотерс еще не совсем уверен. Кому-то могло бы показаться, что вопросительный знак поставлен из уважения к хозяевам, но этот кто-то недостаточно хорошо знает Уотерса. В Гданьске этим летом на концерте было все то же, Качиньский — точно, Путин — под вопросом. На карандаше. Да и в интервью «Известиям» Роджер заметил, что в плане прав и свобод граждан у России есть проблемы. «Но это ваша страна, и вы сами должны решать, что вам делать. Если вы любите Путина, то пожалуйста, это не мое дело! Если вы его не любите, это тоже не мое дело! Выбирать правительство, какое вы хотите, — это ваше дело», — заметил Уотерс. Качиньский и Курц, конечно, на это могли бы возразить, что у них тоже свои страны и правительства, которые люди захотели выбрать, но в мире бывают и не такие противоречия. Взять хотя бы права народов на самоопределение. Мы с сайтом «Миротворец» могли бы поинтересоваться, где же в перечне Украина и ее какой-нибудь представитель. Может, выбор для Роджера Уотерса был слишком велик? В любом случае сам «Миротворец» реакцией на свободу слова и мысли основателя «Пинк Флойд» дал всю необходимую информацию на этот счет. F**k the pigs Вообще главная «любовь» у Роджера на сегодняшний день — это Дональд Трамп. Притом что о Хиллари Клинтон перед выборами он тоже отзывался плохо, говорил, что она бы обязательно сбросила на кого-то ядерную бомбу. Но и Трамп оказался не слаще хиллариевой редьки, и именно он в новом шоу Us + Them является главной «свиньей». Во время песни Pigs (Three Different Ones) Уотерс на огромных экранах обрушивает на президента США какой-то девятый вал юношеской агрессии в жанре «адские фотожабы». При этом Роджер поет Big man, pig man, ha ha, charade you are и то и дело машет Дональду средним пальцем. Такую испытывает личную неприязнь. Текст песни о свиночеловеке как универсальном представителе элиты, конечно, подходит, даже упоминаемая Вайтхаус из британского деятеля 60-х органично превращается просто в Whitehouse. Хотя Трамп для Уотерса просто наиболее ярко выраженный политик-бизнесмен-капиталист-шишка. «Сопротивляйтесь глобальной олигархии», — наставлял он в перерыве. Как сопротивляться — вопрос более сложный. Но, например, овцы из песни пришли к успеху с помощью освоения искусства карате. Может, действительно поможет? Вообще любопытно наблюдать за реакцией на экранные resist-послания от Уотерса. Рядом со мной как раз стояла группа студентов, родившихся, соответственно, лет через 20 после альбома Animals. В компании был один спец по английскому, но политической грамотности не хватало и ему. В частности, в предложении RESIST COSYING UP TO NETANYAHU слово NETANYAHU он перевести друзьям не смог. Не совсем понимали молодые ребята и некоторые другие посылы Роджера, в частности, палестино-израильские. С любопытством встретили критику Цукерберга, с одобрением — предложение сопротивляться «бряцанью оружием против русских», посмеялись над фразой «постпреду США в ООН не хватает только маски Дарта Вейдера, чтобы быть идеальным представителем империи зла», с пониманием — слова о загрязнении среды и пластике в океане. «Про пенсии давай», — крикнул шутник из толпы, актуализируя с учетом российской повестки дня. Про пенсии Роджер тоже мог бы, но он же — «в мировом масштабе». Вот он в огромной маске свиньи машет плакатом pigs rule the world и затем кратко резюмирует: f**k the pigs. А на фирменной летающей над залом свинье написано было уже по-русски — «оставайся человеком». Интересно, что в отличие от Биньямина Нетаньяху пинкфлойдовские хиты мои молодые соседи знали прекрасно. С фанатским пополнением у рок-классики в век Ютьюба нет никаких проблем. Наверное, эта рок-музыка 60-х и 70-х, с родовыми пятнами черного рок-н-ролльного протеста в блюзовой основе, со всем пафосом и энергетикой всеразрушающей свободы, напугавшей еще США, но обрушившейся на менее устойчивые образования, это именно то богатство, которое передает поколение отцов своим детям. И Роджер Уотерс на концертах в своей простой темной футболке — будто ваш батя, выбирающийся из гаража с верстаком и инструментами, который присаживается на скамейку с сигаретой и слово за слово начинает острую политическую беседу. Батя, у которого есть немного свободного времени, чтобы подумать о судьбах нашего мира и увидеть в телевизоре все зло, которое в нем сейчас имеется в избытке. Или прочесть в газете, да, она его обязательный спутник. И дети его неминуемо увидят батю в зеркале, и в наушниках у них будут те же «Битлз» и «Пинк Флойд», что на кассетах и винилах родителей. Даже если они никогда не узнают, что такое это загадочное «нетаниаху». В конце концов, все политические pigs когда-то улетят и будут забыты, под лай собак и задумчивые взгляды овец. И только долгий проигрыш «Пинк Флойд» никогда не закончится. От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Киев боится рока
© Свободная пресса