Войти в почту

Советские машины, покорившие Запад

Известно, что в СССР упор делался на грузовые автомобили, поэтому легковые машины являлись дефицитом на внутреннем рынке. Но, несмотря на это, страна активно экспортировала легковушки за границу. Причем не только в дружественные страны, но и прямиком на Запад. Советский товар предлагался и немцам, и англичанам, и даже американцам. ГАЗ-М20 «Победа» Именно «Победа» стала первой советской машиной, которую массово выпустили на «свободу». Сначала европейцы к автомобилю привыкли, благодаря различным выставкам, не обходившимся без «Победы». А когда стало понятно, что машина придется к месту, ее начали продавать в Англии, Бельгии и Скандинавских странах. А из Европы «Победы» отправлялись на североамериканский рынок. Автомобиль на европейском рынке ждал успех. Дело дошло до того, что в 1951 году «Победу» начали выпускать в Польше, только изменив название на «Варшава». От советской версии машина заметно отличалась. Поляки модернизировали рядный 4-цилиндровый мотор, за счет верхнего расположения клапанов. А вместо традиционного кузова фастбэк поляки предлагали три — седан, пикап и универсал. В начале 50-х годов автомобильные журналисты были лояльно настроены к советскому авто. Так, например, в английском журнале «Motor» отмечали плавность хода и хорошую проходимость «Победы». Не нравилась британцам лишь динамика. Примерно тоже самое писали и американцы. Но затем отношение стало меняться. Автомобильный бизнес быстро развивался, а «Победа» устаревала. Поэтому в конце 50-х годов поставки были прекращены. ГАЗ-21 «Волга» Следующим экспортным «казачком» стала двадцать первая «Волга». Любопытно, что изготовлялась машина в двух вариантах — обычном и улучшенном. Первый предназначался для внутреннего рынка, а второй — для внешнего. «Волга» была представлена в Бельгии, Австрии, Великобритании, Скандинавских странах, Нидерландах и многих других государствах. В общей сложности, советский автомобиль охватил более 40 стран. А средний объем экспорта составлял порядка 3 тысяч машин в год. Экспортные «Волги» отличались более мощными моторами. Причем сначала шаманили с родными двигателями, повышая степень сжатия, но затем переключились на иностранные силовые агрегаты. Этому способствовала бельгийская фирма S.A. Scaldia–Volga, занимавшаяся продажами советских машин в Европе. Так под капотами «Волг» оказывались Perkins Four (1,6-литра, 48 л.с.), Rover (2,3-литра, 65 л.с.) и Peugeot-Indenor (1,9-литра, 58 л.с.). ЗАЗ-965 «Горбатый» тоже отправлялся за границу, только там его называли Jalta, Eliette или ZAZ. Дело в том, что название «Запорожец» было слишком сложным для европейцев. А к индексу экспортных автомобилей добавляли букву «Э». В отличие от машин внутреннего рынка, экспортные уже сразу оснащались зеркалом заднего вида на левом крыле, качественной шумоизоляцией, радиоприемником, пепельницей и пластиковым бачком омывателя (в обычной версии он был резиновым). Экспорт «Горбатых» осуществлялся силами финской компании Konela и бельгийской Scaldia. За год в среднем им удалось реализовать 4-5 тысяч ЗАЗов. «Москвич»-408 В середине 60-х на европейский рынок вышел и «четыреста восьмой». Правда, продавался он под названиями Carat, Elite, Scaldia. Дело в том, что использовать цифровые индексы с нулем по середине было нельзя. Это право закрепила за собой компания Peugeot. Пришлось выкручиваться. «Москвич»-408 продавался в Германии, Франции, Бельгии, Нидердандах и странах соцблока. Естественно, автомобили для внешнего рынка сильно отличались от предназначавшихся для граждан СССР. Например, условные французы могли выбрать «Москвич» либо с одной парой прожекторов в фарах, либо с двумя. Конечно, заметно отличалось и качество отделки салона. Но главное, «четыреста восьмой» оснащался более мощным силовым агрегатом (55 л.с.). Машина европейцам понравилась (сыграли на руку и удачные выступление «Москвичей» в гонках). И за пять лет продаж (старт с 1964) было реализовано порядка 270 тысяч автомобилей. А «Москвич» стал самым главной советской машиной за границей. Кстати, крупноузловая сборка «четыреста восьмого» была налажена в Болгарии, Бельгии и Швеции. Но в начале 70-х ситуация изменилась. «Москвич» устарел и перестал быть конкурентным. ЗАЗ-966/968 По проторенной дорожке отправились и два следующих поколения «Запорожца». В Европе они продавались под теми же названиями, что и предшественник - Eliette и Jalta. Экспортные модели получили чехословацкие фары, зеркало заднего вида на левом крыле, молдинги, радиоприемник, а некоторые версии удостоились и пары стильных хромированных «противотуманок». Самой прокаченной версией являлась модификация с 1-литровым силовым агрегатом Renault водяного охлаждения мощностью в 44 «лошадки». ВАЗ «Классика» В 70-х годах окно в Европу открыли и для волжской «классики». Сначала в него юркнула «копейка», а следом — ВАЗ-2102. Позже весь модельный АвтоВАЗа «окопался» в Европе и Северной Америке. К машинам для внешнего рынка относились по-особому, поэтому модернизации старались адаптировать к условиям страны-импортера. Соответственно, автомобили, предназначенные для Великобритании, получали правое расположение руля, датчик непристегнутых ремней безопасности, очистители фар. В финской версии ВАЗ-2107 мог похвастать хорошей шумоизоляцией, литыми дисками, спойлерами, люками и дополнительными зеркалами заднего вида. А 1500 «семерок» удостоились турбированного силового агрегата на 110 л.с. Эта машина продавалась под названием Konela Lada-2107 Turbo. А вот «шестерка» для канадского рынка отличалась наличием каталитического нейтрализатора и массивными бамперами. Большинство экспортных моделей вместо «механики» получали 3-ступенчатый «автомат» General Motors 3L30. УАЗ-469 Не мог остаться продуктом внутреннего пользования и УАЗ. Этот внедорожник в начале 70-х годов начал поставляться в дружественные СССР страны. Но затем добрался и до Западной Европы. Особенно полюбили УАЗ-469 в Италии. За этот отдельное спасибо необходимо сказать братьям Марторелли, которые и занимались продажами внедорожника на Апеннинском полуострове. К делу они подошли ответственно, поэтому максимально адаптировали машину под итальянские реалии. А вслед за УАЗ-469, начались продажи и «Буханки». Советские «проходимцы» оснащались дизелями Peugeot XD2 (2,5-литра, 76 л.с.) и VM (2,4-литра, 100 л.с.). Кроме этого предлагалась версия и с 2-литровым бензиновым мотором мощностью в 112 «лошадок». Также итальянцы добавили гидроусилитель руля, заменили стандартные кресла на более комфортные. По желанию покупателя, машина могла быть оснащена подножками, специальной внедорожной резиной и лебедкой. Экспорт был прекращен уже после развала СССР — в 1999 году. За это время в Италию переехало порядка 6,5 тысяч УАЗов. Лада «Нива» В конце 70-х в Европу отправилась и «Нива». И это было неслучайно, поскольку в 1978 году первый в истории кроссовер получил золотую медаль на выставке в Брно. «Нива» экспортировалась во многие страны мира. В общей сложности, их количество превышало сотню. Причем в Греции, Канаде, Эквадоре, Чили, Панаме и Бразилии был налажен сборочный процесс. Что же касается продаж, то за все время компании сумели реализовать порядка полумиллиона «проходимцев». Иностранцам машина пришлась по душе благодаря отличным внедорожным способностям, ремонтопригодности и дешевизны. Ее покупали во многих странах Европы. Например, во Франции. Кстати, в фильме «Багровые реки» 2000 года с Жаном Рено в главной роли (режиссер Матье Кассовиц) мелькает как раз белая «Нива». Для Западной и Северной Европы «Нива» оснащалась стандартным 1,6-литровым мотором. А для стран Бенелюкса и Южной Европы его заменили на 1,3-литровый двигатель, мощностью 69 л.с, поскольку там действовали законы, предусматривающие большие налоги на силовые агрегаты, чей объем превышал 1,5-литра. В последние годы существования СССР в Европу был налажен экспорт всего семейства «Самара». В отличие от предыдущих «казачков» Волжского предприятия, эти автомобили являлись уже переднеприводными. Но для капризной Европы «Самара» являлась лишь архаичным, но бюджетным транспортным средством. Поэтому на советские автомобили обращали внимание даже в Англии. Понятно, что между машинами внутреннего рынка и внешнего существовала значительная разница. Например, для привлечения британских покупателей «Самары» получали люки в крышах, молдинги, наклейки, видоизмененные бамперы, а также более качественные материалы отделки салона. Дальше всех пошел официальный дилер Scaldia–Volga. Эта компания модернизировала «восьмерку» и назвала ее Lada Natasha. Это был кабриолет, который пытались продавать даже на североамериканском рынке и Австралии. Поскольку цена была гораздо ниже, чем у конкурентов, «Наташи» пользовались неплохим спросом. Вообще, «Самары» продавались хорошо. К примеру, в 1985 году было продано порядка 76,5 тысяч автомобилей, а в 1988 – уже 157 тысяч! Этот показатель является рекордным. Что же касается ухода с внешнего рынка, то он плавно начал происходить с середины 90-х. Шла на экспорт и «Таврия», а именно - вариации под индексами 110216 и 110220. От машин, предназначенных для граждан СССР, экспортные отличались наличием заднего стеклоочистителя и омывателя, магнитолой Daewoo, люком, литыми дисками и переделанной передней панелью. Ко всему этому вариация 110220 являлась праворульной и в ней использовалась более экологически чистая система впрыска топлива Siemens, соответствовавшая нормам Евро-2. Ну а потом СССР рухнул. По инерции некоторые модели (как, например, «Самара») еще несколько лет отправлялись на Запад. Но добиться советских результатов продаж, конечно же, не получалось. Машины так сильно проигрывали конкуренцию, что не помогала даже низкая цена. Павел Жуков

Советские машины, покорившие Запад
© Авторамблер