Войти в почту

Эксперт предупредил о риске роста черного рынка топлива в России

Соглашение о замораживании цен на бензин, подписанное между правительством и крупными нефтяными компаниями, может привести к дефициту бензина в России и возникновению черного рынка, заявил RNS гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. «В условиях рыночной экономики нельзя фиксировать цены. Соглашение составлено таким образом, чтобы перевести бензиновый и дизельный рынок на социалистическую модель, то есть цены устанавливаются административно, устанавливаются объемы поставок. Производить и продавать бензин и дизель станет экономически нецелесообразно, тогда возникнет дефицит бензина, а при возникновении дефицита в ту же минуту возникнет черный рынок», — сказал Танкаев. По его словам, в сентябре убыток от продажи бензина в среднем по России составлял 2 рубля за литр. При этом с нового года, после роста НДС, НДПИ и акциза, убыток увеличится до 10-11 рублей с литра. Возвратный акциз несколько стабилизирует рынок, однако проблему не решит. «Через несколько месяцев мы придем к такому виду покупки бензина, как было в советские времена, когда я в 6 утра вставал в очередь на бензоколонку и к 12 дня получал канистру бензина, 20 литров. Причем во многих случаях канистру заливать не давали, заливали в бак машины. При этом за бензоколонкой в кустах сидели 12-летние мальчишки, которые были в советское время неподсудны по статье о спекуляции, и продавали бензин в пять раз дороже, чем было официально», — добавил Танкаев. Эксперт полагает, что в рыночной экономике есть способы регулирования цен, в частности, снижение налогов, что поможет стабилизировать цены или даже снизить их, также, по его мнению, правительству необходимо стабилизировать валюту и ограничить экспорт. «У нас сейчас самый высокий уровень налогообложения нефтянки в мире, доля налогов в цене бензина составляет 71%, эта доля и определяет цену бензина, и нефтяники серьезный вклад в эту цену не вносят. Сейчас нефтяники получают 2% прибыли при продаже бензина, это хотят у них отобрать, но если люди перестанут получать зарплату, они и работать перестанут, это совершенно очевидно», — резюмировал Танкаев. Эксперты комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) оценили объем контрафактного и суррогатного топлива на российском рынке примерно в 60%, сообщило ранее издание «Эксперт». При этом по данным Росстандарта, доля суррогата составляет 11%. Некоторые представители Минэнерго России, оценивают долю контрафакта примерно в 30%, пишет «Эксперт».