"Дневник читателя". "Небо в алмазах" и культурный код Сибири

"Дневник читателя". "Небо в алмазах" и культурный код СибириТакже в программе:
– "Небо в алмазах" – третий роман из цикла "Криминальное ретро".
: "Победитель этого сезона премии "НОС" очевиден".
– Почему КРЯКК качественнее ММКВЯ и что с этим делать?
Участники:
– Галина Юзефович, литературный критик;
– Игорь Алюков, главный редактор издательства "Фантом Пресс";
– Екатерина Кожанова, PR-директор холдинга "Эксмо-АСТ".
Ведущая: Наталья Ломыкина.
_________________________________________________________________________________
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
Ежегодная литературная премия "НОС" (Новая Словесность) объявила шорт-лист. "НОС" уникален тем, что свой выбор члены жюри и эксперты всегда обсуждают публично на дебатах. Шорт-лист определяют в в день открытия ярмарки книжной культуры (КРЯКК). В этом году после двух часов обсуждения жюри под председательством критика и совет экспертов, куда вошли , и , выбрали 10 лучших, на их взгляд, современных книг.
Вот как выглядит список номинантов:
"Родина слоников", "Моабитские хроники", Алла Горбунова "Вещи и уши", сборник рассказов "Сеанс" , роман "Раунд", "Памяти памяти" , которую в этом сезоне выдвинули на все крупные премии, с книгой "Открывается внутрь", и ее "Калечина-Малечина", живой классик "Нас украли. История преступлений", и со своим лучшим на данный момент романом "iFuck 10".
Выбор членов жюри и экспертов прокомментировала критик Галина Юзефович, которая в этом году была на КРЯККе. Она поделилась своими предпочтениями и назвала очевидного фаворита.
Премия "НОС" вручается Фондом с 2009 года, ее цель – поддерживать современную художественную словесность на русском языке. В прошлом году лауреатом, по мнению жюри, стал с романом "Манарага", а читатели отдали свои голоса и его "Петровым в гриппе и вокруг него".
Объявление шорт-листа премии "НОС" – важное событие первого дня Красноярской ярмарки книжной культуры, но КРЯКК этим не ограничивается. Это ключевое событие в культурной жизни Сибири, и год от года ярмарка только подтверждает этот статус, рассказала Галина Юзефович.
Издатели красноярскую ярмарку любят больше многих других выставок. В этом году 250 российских издательств привезли в Красноярск почти 40 тонн книг, и практически все книги проданы, поделился главный редактор "Фантом Пресс" Игорь Алюков.
В этом году основная тема КРЯККа – четвертая индустриальная революция, а спецпроектом года стал – "Пригов. Фест" в память о поэте , который уже признан современным классиком. Два дня на КРЯККе читали его стихи и обсуждали разные грани приговского таланта: прошла презентация пятитомного собрания сочинений, были рэп-баттлы, читки пьес, музыкальный спектакль о жизни поэта и спектакль "Я. Другой. Такой. Страны" по его текстам. Вообще по насыщенности программы КРЯКК – это полноценный международный фестиваль, поделилась восхищением Екатерина Кожанова из холдинга "Эксмо-АСТ", которая побывала на КРЯККе впервые.
Красноярская ярмарка книжной культуры давно стала ключевым событием в культурной жизни Сибири, это ясно. Но, мне кажется, в каких-то очень важных вещах КРЯКК может стать ориентиром для столичных фестивалей и ярмарок. Скажем, на ММКВЯ в этом году было мало по-настоящему интересных дискуссий, серьезных, актуальных. Мотивация организаторов проста: люди не пойдут. Но почему-то в Красноярске просветители, ученые и читатели всерьез обсуждают, например, те изменения, которые ждут нас на пороге четвертой промышленной революции. Как будет оцениваться квалификация? Что принципиально нового возникнет в системе образования? Как изменятся профессии и чему мы должны научиться уже сейчас? Вопросы, которые очень волнуют ученых, социологов и футурологов в мире, в Красноярске обсуждают очень активно и всерьез. Людям не безразлично будущее, важно настоящее, ценно прошлое. Они читают, думают, обсуждают, живо откликаются на все предложенное и целыми тележками увозят книги домой. По-моему, организаторам московской книжной ярмарки давно следует поучиться у КРЯККа настоящей книжной культуре.
СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР
Осенью как-то особенно хорошо разгадывать детективные загадки, распутывать хитроумные преступления и следить за коварными злодеями. Поэтому в этом выпуске рассказываю о детективах.
Во-первых, вышло третье расследование молодого следователя из цикла "Криминальное ретро" Юлии Яковлевой. "Небо в алмазах" начинается с убийства актрисы – бывшая звезда немого кино найдена убитой в своей комнате. Исчезли все ее драгоценности, а главное – пропали мемуары, в которых язвительная дива записала немало секретов новых лидеров молодого советского государства.
После первого отличного детектива про Ленинград тридцатых годов – "Вдруг охотник выбегает" про странное убийство на Елагином острове – Юлию Яковлеву стали читать не только поклонники балета или книг для детей "Ленинградские сказки".
Криминальное ретро, где классический детективный сюжет соединяется с непростой историей страны, читателям понравилось. Правда, во второй книге цикла "Укрощение красного коня" детективная линия сильно проигрывала исторической, за что Яковлеву ругали. Но критика сделала свое дело – в третьей истории идеально сошлись обе ключевые составляющие – детективная и историческая, увлекательное расследование и точно описанная изнанка бравурной советской пропаганды. А благодаря ироничной и отстраненной интонации и неожиданной развязке "Небо в алмазах" становится пока лучшей книгой серии.
Детектив Таны Френч "Тайное место" (издательство "Фантом Пресс") – психологическая драма про взаимоотношения подростков, поданная в обертке полицейского детектива об отделе убийств дублинской полиции. Два офицера расследуют убийство в престижной школе для девочек. Год назад на лужайке нашли тело 16-летнего Криса Харпера, которого в девичьей школе вообще быть не должно. По горячим следам дело раскрыть не удалось, оно отправилось в архив. Но неожиданно на доске анонимных объявлений, которую ученицы называют "Тайное место", появилась записка "Я знаю, кто убил Криса Харпера". Рассудительный ирландец Стивен Моран и его эмоциональная напарница Антуанетта Конвей отправляются в школу Святой Килды и быстро выясняют: чтобы раскрыть убийство, надо сперва разобраться с двумя девчачьими компаниями, которые ненавидят друг друга. Пока офицеры ведут расследование, Тана Френч рассказывает драматическую историю подростковых взаимоотношений с того самого дня, когда все участники событий впервые встретились.