Войти в почту

Почему Ирану нужна военная экономика?

Москва, 8 ноября - "Вести.Экономика" В условиях постоянной экономической войны США Ирану нужна военная экономика, план которой должен быть несложным, поскольку у Ирана есть относительно успешный опыт реализации такого плана: во время восьмилетней войны с Ираком Саддама Хусейна Иран осуществлял экономический менеджмент, который обеспечивал как военные, так и гражданские потребности. Революционный настрой того времени, щедрость и самоотверженность, а также социальная сплоченность и национальное единство в стране помогли эффективно противостоять как военным конфликтам, так и экономическим войнам, которые велись против его территории и народа. Несмотря на чрезвычайно дорогостоящую войну, несмотря на то, что национальный доход в то время составлял лишь малую часть от того, что страна имеет сегодня, ее народ не испытывал столько экономических трудностей, сколько он испытывает сегодня. Почему? Главным образом потому, что национальные ресурсы тогда распределялись относительно справедливо - в отличие от сегодняшнего дня, когда эти ресурсы монополизируются финансовыми олигархами и экономической мафией. Чтобы пойти по пути создания военной экономики, Ирану необходимо возродить реальный сектор экономики, то есть производство и сельскохозяйственную деятельность. [ВИДЕОВРЕЗКА]Глобальная межбанковская система SWIFT объявила об отключении нескольких иранских банков от своих каналов. И хотя все прекрасно понимают, что причиной стали санкций США, но в официальном заявлении об этом ни слова.[/ВИДЕОВРЕЗКА]Начнем с того, что правительство должно начать масштабное строительство доступного жилья. Помимо снижения стоимости жилья для граждан с низкими доходами, это поможет оживить многие отрасли. Согласно оценкам, в жилищном секторе можно оживить 200 предприятий. Действительно, несмотря на довольно несправедливую критику со стороны администрации Рухани, проект жилищного строительства, финансируемый правительством предыдущей администрацией (правительства Ахмадинежада), не только позволил сохранить под контролем стоимость жилья и обеспечить жильем 4,4 млн малоимущих семей, он также способствовал экономическому росту и высокому уровню занятости. Чтобы оживить экономику, Иран должен начать политику импортозамещения наряду с политикой стимулирования экспорта. Импортозамещение означает сокращение импорта, который можно заменить отечественными товарами. Надо импортировать только необходимые для основных потребительских и производственных целей продукты. Такие продукты должны быть импортированы правительством и распределены по потребительским кооперативам или муниципальным розничным магазинам по доступным ценам. Также правительство должно сдержать стремительную инфляцию, применяя административные средства. Политика продвижения экспорта предполагает поддержку экспортеров отечественной продукции, продвижение продукции за рубежом, повышение качества таких продуктов, что позволит расширить рынки сбыта за пределами страны. Нельзя забывать, что подобные предложения - не более чем стратегии развития капиталистической экономики; почти все развитые капиталистические страны, включая Великобританию и США, использовали подобные стратегии на ранних этапах своего экономического развития; сегодня основная капиталистическая страна мира, США, защищает свои неконкурентные отрасли промышленности от импорта из Китая, Европы, Канады, Южной Кореи и Японии. Важнейший фактор успешной реализации военной экономики - контроль над денежной и банковской системой страны, то есть контроль над финансовым сектором. Формирование и рост теневых банков, которые, по сути, действуют, опираясь на схемы Понци, необходимо прекратить. Также законом необходимо запретить коммерческим банкам участие в небанковской спекулятивной деятельности. Полномочия по созданию денег и, следовательно, контроль над денежной массой должны перейти от коммерческих банков в центробанк Ирана. Следуя англо-саксонской модели частичного резервирования, полномочия по созданию денег в Иране зависят не столько от правительства или от центробанка, сколько от коммерческих банков. Когда коммерческие банки выделяют кредиты своим клиентам, они создают долговые деньги или банковские деньги, в отличие от реальных денег, созданных правительством. Хотя банковские деньги - это не настоящие деньги, тем не менее, на практике они действуют так же, как и реальные деньги. Теоретически, способность банковской системы создавать долговые деньги определяется (а) суммой сбережений или вкладов, которые они получают от домохозяйств и предприятий, и (б) регулированием центробанками этих депозитов. На практике способность банковской системы создавать кредитные деньги не ограничивается суммой депозитов или регулированием денежной массы центробанком. Способность коммерческой банковской системы создавать деньги объясняет, почему вся сила по контролю за денежной массой, финансированию и влиянию на национальные экономики в большинстве капиталистических стран все чаще остается в коммерческих банках. Что заставило коммерческую банковскую систему создавать деньги - кредитные деньги - наиболее опасные в последние годы? Большая часть создаваемых долговых денег ориентированы на спекуляции, а не на производство. Это и дает экспоненциальный рост паразитических финансов в большинстве капиталистических стран. Паразитический рост финансового сектора в Иране – это еще один пример зловещего развития событий, которые превратили экономический ландшафт страны в нечто похожее на общенациональное казино. Таким образом, эффективное очищение экономики Ирана от токсичных последствий паразитического финансирования требует (а) прекращения способности коммерческих банков заниматься спекулятивной деятельностью и (б) прекращения их способности создавать деньги. Помимо дестабилизирующих и разрушительных экономических последствий, способность частных банков создавать деньги неприемлема на конституционных основаниях. В качестве критически важного экономического решения создание денег является национальным правом. Право на создание денег должно быть предоставлено исключительно государственному центробанку. Словом, Ирану нужно правительство, которое могло бы контролировать свою международную торговлю, свои банковские и финансовые рынки, свой валютный рынок, денежную массу и свои природные ресурсы, такие как леса, водные ресурсы, нефть, природный газ. Оно также должно решить проблему с коррупционной приватизацией национальных ресурсов и отраслей. Кроме того, необходимо приступить к реализации обширного плана индустриализации, наряду с программой социальной защиты, которая снизит неравенство и экономические трудности для большинства людей. Легко найти источники финансирования таких амбициозных проектов в области развития и социальной защиты – разумеется, при наличии политической воли и управленческих способностей. Например, можно перераспределить большую долю нефтяных доходов на такие проекты. Рухани, с тех пор как стал президентом, сократил долю бюджета на цели реконструкции и развития с более чем 20% до менее 10%. Второй источник финансирования - финансирование через центробанк Ирана. Вместо заимствований из-за рубежа или из частных банков, центробанк Ирана может печатать деньги (по мере необходимости) и напрямую направлять их в экономику на социальные проекты, не создавая долги и не выплачивая проценты. И если средства будут использоваться для продуктивных инвестиций, они приведут к росту производства, занятости, экономическому развитию и социальному прогрессу, а не к инфляции. Стратегии военной экономики довольно хорошо известны как в теории, так и в практике. Большинство развитых капиталистических стран успешно использовали их на ранних этапах своего развития. Они переходили к политике свободной торговли, став конкурентоспособными на международном уровне. Иран также прибегал к аналогичным стратегиям в ходе восьмилетней войны с Ираком, что дало возможность обеспечить как свои гражданские, так и военные потребности. Поэтому главная экономическая проблема, стоящая сегодня перед Ираном, - это не отсутствие теоретических знаний или практического опыта; это отсутствие политической воли и управленческих способностей для реализации такой стратегии, что наносит ущерб экономике Ирана. Реализация такой политики, несущей важное значение для возрождения парализованной экономики Ирана, потребует иного управления: внутренняя политика должна опираться на внутренние ресурсы, таланты населения и возможности.