Панк-алфавит: жанры и поджанры фантастики 

Панк-алфавит: жанры и поджанры фантастики
Фото: BroDude
Если раньше ты не знал, то теперь будешь: у каждого альтернативного мира в кино, литературе или играх есть свое название. Каждая вселенная центрируется вокруг ядра — источника жизни своего мира. Как в фэнтези это магия, в панк-мирах — технология. Временные рамки никак не сдерживают фантазию сценаристов-демиургов: даже если попадания в уже существующий каноничный жанр не случится, придумать новый не составит труда. Корень «панк» как якорь для критиков и интересующихся и означает глубокий упадок в обществе и скорые радикальные перемены.
Создание мира — это своего рода конструктор: главная сложность — фундамент, а купола и башни лишь виньетки. Олдскульные истории базировались на концептуальности именно ядра вселенной, оставляя главным героям скучные и вторичные жизненные ленты. Вот и мы, как и классики мироздания, ретрограды и не расскажем тебе собственных сценариев — только об уже существующих. Записывай, запоминай, щеголяй новенькими словечками перед подругами и друзьями, но будь осторожен, ведь ярлык нёрда с тобой останется навсегда.
Атомпанк
«I don't want to set the world on fire…» — знаменитые и бессмертные строчки the Ink Spots и верный знак того, что следующая сотня-другая часов пройдет превосходно. Серия игр Fallout — идеальный представитель жанра атомпанка, мира, живущего во временах 60-х годов ХХ века. Гонка вооружений, холодная война, дети атома, ретро-винтажные автомобили и приятный джаз — бессменные атрибуты жанра. Центр технологий — атом. Но технологии миров гораздо опередили наш реальный: в рамках атомпанка допустимо существование роботов, синтов (разумных андроидов), летающих гигантских аппаратов и автомобилей-амфибий.
В кино: «Зомби по имени Фидо» Эндрю Керри, «Люди Икс: Первый класс» (с натяжкой, но все атрибуты на месте). В литературе: «Пикник на обочине» братьев Стругацких, «Мессия» Ильи Гутмана, «Основания» Азимова, «Орион взойдет!» . В играх: вся серия Fallout (от первой до будущей «76»), Red Alert (даже 3 часть).
Аэропанк
Яркий и красочный мир в небесах, и мертвый и жестокий — ближе к земле. Как правило, действие аэропанка происходит на огромных летающих островах-городах, соединенных монорельсовой дорогой или аэросообщением (дирижабли, воздушные корабли, летающие существа и прочее). Для жанра характерны насыщенные цвета, этическая гипертрофированность и инфантилизм. Частые отсылки к религиозным мотивам и поискам нового дома. Утопический мир с позитивной окраской снаружи, загнивающий и революционно настроенный внутри. Многие миры аэропанка работают на паровых технологиях, поэтому жанр тесно связан с паропанком: в нем не обязательны летающие поселения, но клубы воздуха и железные машины быть должны.
В кино: «Небесный замок Лапута» от гения , мультфильм «Планета сокровищ». В литературе: книжная серия «Воздушные пираты» и Криса Риддера, «Эирборн», «Небесный скиталец» и «Скайбрейкер» Кеннета Оппеля (ищи фанатские переводы — они лучше). В играх: Bioshock: Infinite, Skies of Arcadia (JRPG — на любителя).
Биопанк
Жанр, который уже не первый год находится в периоде распада на два лагеря. Его изюминка в сращении геномов человека и животного (с помощью евгеники) и существовании разумной животной негуманоидной расы. И оба лагеря уживаются под одной крышечкой био. Зоорастические мотивы — одни из древнейших в истории мировой культуры, оттого и принято считать биопанк прародителем панк-классификаций. Конкретные отличительные черты, кроме этого, назвать тяжело, но по лагерям: сращение геномов — мрачность, жестокость, криминал, легенды и мифы, секс, юмор; животная раса — противостояние и геноцид, кровь, насилие, мрачные тона, космос.
В кино: «Звездный десант» , «Чужой» Риддли Скотта, «Король обезьян» — мини-сериал ; В литературе: любая книга по вселенной Warhammer 40 000, мифы и легенды Древней и серия «Перси Джексон» (Пан, кентавры, Медуза Горгона). В играх: серия Mass Effect, Warhammer 40 000.
Дизельпанк
Действие дизельпанка охватывает промежуток реальной истории с начала Первой мировой войны до конца Второй, возведенный в абсолют: гигантские боевые машины на дизельном двигателе, непроницаемый смог городов. Дизельпанк представляют в двух интерпретациях: яркие двадцатые с буржуа и ар-деко, джазом и «Великим Гэтсби» Лурмана и мрачные пред— и поствоенные 40–50-е года. Для жанра характерны тяжелые реалии быта рабочего класса, растущая криминализация, тема пиратства, летающие крепости и гигантские роботы, начало роста городских зданий (первые небоскребы).
В кино: «Великий Гэтсби» База Лурмана, «Небесный капитан и мир будущего» Конрана, «Запрещенный прием», «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015, с натяжкой — «Первый мститель». В литературе: «Обитаемый остров» братьев Стругацких, «Человек в высоком замке» Филиппа Дика, «Атлант расправил плечи» . В играх: серия Wolfenstein как оккультный дизельпанк, Bioshock 1 и 2, Ex Machina.
Дримпанк
Истоки и центр дримпанка лежат в силе снов и их магическом смысле. Для этого жанра нет границ между выдуманным и реальным — все происходящее, безумное или вполне логичное, имеет смысл и реальное значение внутри головы героя. Частое упоминание и действие алхимии, шаманизма и психология начала ХХ века — значки-триггеры дримпанка. Для жанра характерна загадочная атмосфера, недосказанность, многозначность и туманные пейзажи.