Войти в почту

«Как я получила компенсацию за сорванный тур «Натали Турс»

Рассказывает Елена Бекбоева из Казахстана Десятки турагентств Казахстана пострадали в результате краха «Натали Турс», многие оплачивали своим клиентам отдых из собственных средств, и только семь турфирм в итоге получили компенсации от местной страховой компании «Виктория». Среди них Елена Бекбоева, директор турагентства Жетiсу из Казахстана. В интервью корреспонденту HotLine.travel Елена объяснила, как ей удалось оказаться в числе семи счастливчиков. Из ее рассказа, кстати, становится понятно, как работает система страхования туроператорских рисков в Казахстане. «Натали Турс Казахстан» – дочерняя структура одноименного российского туроператора – не относилась к самым крупным и популярным поставщикам казахского рынка. Но у нее были хорошие цены на Испанию, иногда на ОАЭ, поэтому периодически турагентство Жетiсу с этой компанией работало. В тот момент, когда пошли слухи о проблемах «Натали Турс», Елена Бекбоева сразу начала действовать. Именно эта оперативность и помогла ей в итоге избежать убытков. Под угрозой срыва оказался один забронированный тур в Испанию. В пакет были включены билеты на регулярный рейс «Аэрофлота», так что с перевозкой проблем не предвиделось. Но вот что касается размещения… Елена позвонила в отель, где собирались жить туристы, ей там сказали, что их бронь не оплачена и будет аннулирована, если деньги не поступят в течение трех дней. Турагентство оплатило проживание из собственных средств – 1 500 евро. А клиенты по просьбе Елены направили в СК «Виктория» заявление о том, что выгодоприобретателем по страховке «Натали Турс Казахстан» становится Жетiсу. Профессиональная ответственность поставщика была застрахована на 9 млн тенге – это 21 263 евро. Такова единая ставка для всех туроператоров Казахстана независимо от масштабов их деятельности, говорит Елена Бекбоева. Путем простых вычислений можно было прийти к выводу, что страховки хватит не более чем на 14 туров, подобных тому, что оказался под угрозой срыва у Жетiсу. «9 июля мы подали в страховую заявление о выплате компенсации, – говорит Елена. – Но «Виктория» на тот момент не могла ничего выплачивать – не было юридических оснований. По нашему законодательству выплаты в таких случаях могут осуществляться либо в случае, если туроператор официально признал факт неисполнения обязательств по договорам с туристами, либо же по решению суда. Ни того, ни другого в начале июля не было». Жетiсу обратилась в суд. Прошло несколько заседаний, на которые представители «Натали» не являлись. Через несколько недель туроператор всё-таки признал факт неисполнения обязательств, и после этого страховая начала выплачивать компенсации. Деньги в полном объеме получили те турагентства, которые первыми обратились в «Викторию», в том числе и Жетiсу. На остальных страховки попросту не хватило. «Мне коллеги до сих пор звонят, спрашивают, как же нам удалось добиться выплаты. Ну что тут скажешь? Если сидеть на месте ровно, то ничего не получишь и никакая система защиты потребителей работать не будет». Как видим, в Казахстане та же проблема, что и в России, – страховое покрытие туроператоров не соответствует масштабам их деятельности. Но если у нас сумма фингарантий делится на всех пострадавших (и люди получают зачастую крохи), то у них действует принцип: кто первый встал – тому и компенсации в полном объеме. Отметим, что крахи туроператоров на туристическом рынке Казахстана достаточно редки. Случай с «Натали» – один из самых серьезных, предыдущий датируется 2015 годом, тогда ушла с рынка компания «Трэвел Систем».

«Как я получила компенсацию за сорванный тур «Натали Турс»
© HotLine.travel