Войти в почту

Тоннели тайн. Сколько миллиардов закопали в землю при строительстве метро

Журналисты «АиФ Сибирь» выяснили, в каких сибирских городах хотели построить метро, да так и не построили. Бомба под городом В Омске недостроенное метро давно стало предметом невеселых шуток горожан. О необходимости подземки в культурной столице Сибири заговорили еще в 60-е годы прошлого века. Однако проект первой линии – от станции «Рабочая» до станции «Заречная» – утвердили лишь в 1993 году. В 90-е годы начали строить совмещённый с метрополитеном мостовой переход через реку Иртыш. По плану, первую линию собирались сдать в 2008 году. Но безвременье и безвластие 90-х, а затем следующие один за другим экономические кризисы не позволили это сделать. Следующей датой сдачи подземки выбрали 300-летие Омска, которое город отметил в 2016 году. И снова ничего не получилось. В виде наследия метростроителей в городе осталось 700 метров подземелья под улицей Богдана Хмельницкого, метромост, по которому ездят машины, и недостроенная станция «Библиотека им. Пушкина», которая работает как подземный переход. В декабре 2017 года местные власти приняли решение о консервации стройки. Цена вопроса для регионального бюджета – 800 миллионов рублей. Местный блогер Александр Жиров предлагает использовать недостроенный тоннель как площадку для пейнтбола, чтобы хотя бы частично окупать содержание недостроя. Между прочим, брошенные тоннели представляют реальную техногенную опасность для города. «Это - бомба, которую под Омск подложили предыдущие власти. Проблему омским властям не решить в одиночку», – считает блогер. Легкорельсовый прожект В Иркутске в 2015 году предлагали построить частное легкорельсовое надземное метро. Один из местных бизнесменов обратился с такой идеей к городским властям. Проект включал первую очередь внутри города и вторую, которой автор предлагал связать города-спутники в единую агломерацию с населением до 1 млн. человек. Ветки воображаемого метро связывали Иркутск с Ангарском, Усольем-Сибирским. Самое интересное: наземное метро должно было быть бесплатным для горожан. А окупаться за счет сдаваемой в аренду инфраструктуры станций. Предпринимателям предлагалось размещать там торговые площади, ночные клубы, гаражные кооперативы, СТО и другие подобные объекты. Местные власти заинтересовались. Однако, когда автору идеи предложили презентовать проект более подробно, он ушел в глухое подполье. В порядке исключения В Красноярске метро начали строить ровно 23 года назад, в октябре 1995-го. Хотя решение о том, что Красноярску нужна подземка, члены Политбюро СССР приняли еще в 1983 году на XXVII съезде компартии. Это был беспрецедентный случай, так как метро полагалось только городам-миллионникам, а Красноярск в те времена таковым не был. По некоторым данным, планам строительства метрополитена на берегах Енисея активно поспособствовал уроженец Красноярского края, член Политбюро, а затем и генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко. Благодаря ему возведение метро в Красноярске, Риге, а также Челябинске и Омске было названо в числе важнейших направлений экономического развития СССР. Первую ветку Красноярского метро решили строить от спального района Ветлужанка до центра города. В ней должно было быть пять станций: «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Проспект Мира». Условия строительства оказались очень тяжелыми. Красноярск стоит на сыпучих и обводнённых грунтах. Поэтому большинство станций метро пришлось проектировать как станции глубокого заложения. Средняя его глубина – 60 метров, некоторые рабочие стволы достигают отметки 83 метров. В отличие от новосибирской подземки мелкого заложения, где для строительства станции нужно было лишь выкопать котлован, красноярская обходилась в разы дороже. В итоге, за 15 лет метростроители прошли порядка 4 километров тоннелей, закопав в землю порядка 12 млрд рублей. Ни одной станции запустить так и не удалось. В 2012 году власти Красноярского края приняли решение законсервировать строительство. Уже практически похороненный проект реанимировали в феврале 2018 года. Президент Путин во время визита в Красноярск предложил возобновить строительство метрополитена. Тогдашний врио главы региона Александр Усс по итогам визита направил президенту России письмо, в котором указал, что на достройку метро нужно 65 миллиардов рублей. Недавно стало известно, что российское правительство в 2019 году выделит миллиард рублей на актуализацию проекта Красноярского метрополитена. Мэрия Красноярска уже зарезервировала участок под строительство первого перегона в границах ул. Копылова – ул. Партизанской – ул. Академика Киренского. Но красноярцы уже не верят, что у них в городе когда-нибудь появится подземка. Надежда умирает Единственный город в Сибири, где метро все-таки удалось построить – Новосибирск. Датой начала строительства считается 12 мая 1979 года, когда состоялся торжественный митинг в районе будущей станции «Октябрьская». На митинге метростроители показательно забили первую сваю. 7 января 1986 года метрополитен официально открыл свои двери для пассажиров. Заработал первый перегон Дзержинской линии между станциями «Сибирская» и «Площадь Гарина-Михайловского». 26 июля 1991 года принимают в эксплуатацию «Площадь Маркса», а 2 апреля 1992 – станции «Гагаринская» и «Заельцовская». Следующая станция – «Маршала Покрышкина» – была введена в эксплуатацию только 28 декабря 2000 года. Продолжающая Дзержинскую линию «Берёзовая роща» появилась через 5 лет – к 2005 году. В октябре 2010-го открыли станцию «Золотая Нива». Но 26 октября она была закрыта по иску Ростехнадзора в связи с конструкционными проблемами. Повторно станцию открыли только 9 февраля 2011 года. По Генплану, следующий этап работ – продление Дзержинской линии в восточном направлении. Предусматривается возведение двух станций – «Гусинобродская», «Молодежная» и метродепо «Волочаевское». Более дальние перспективы развития новосибирской подземки предусматривают сооружение станции «Площадь Станиславского» Ленинской линии в левобережной части города. Однако, после того как федеральный центр прекратил финансирование строительства метро в городах, новосибирцы не надеются на то, что у них появятся новые станции.