РИА «ФедералПресс» 30 октября 2018

Таксисты, парковщики и продавцы. Кого в «умных городах» заменят технологии

Фото: РИА "ФедералПресс"
Поаплодируйте машине
Известно, что за последние десятилетия роботы составили серьезную конкуренцию рабочим на производстве. На многих современных машиностроительных заводах и заводах электроники механизируется до 90% производственных операций. Человеку же достается сборка конечных изделий и контроль за машинами. Похожая ситуация происходит и на рынке легкого труда. По прогнозам McKinsey, около половины современных профессий автоматизируют к 2055 году.
В первую очередь это коснется специалистов среднего уровня квалификации, отмечают авторы проекта «Атлас новых профессий», разработанного Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Московской школой управления «Сколково». Выполняемые ими работы содержат достаточно шаблонных компонентов, чтобы разделить их на рутинные процессы и поручить машине, которая справится с простыми повторяющимися задачами более эффективно. Причем ее обслуживание обойдется дешевле зарплаты работника.
По мере того, как человеческий труд вытесняют роботы, компьютерные алгоритмы и искусственный интеллект, многие специальности и отдельные профессии уже сегодня уходят в прошлое.
«Признаки, при помощи которых вычисляются эти профессии, легко назвать, — говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. — Во-первых, профессия должна быть массовой, во-вторых, операции, которые выполняет специалист, должны быть автоматизируемы. Если профессия редкая, производителю технологий нет выгоды с ней возиться. Создатели роботов и искусственного интеллекта сегодня ищут большие рынки, где технологии позволят сократить сразу десятки и сотни тысяч работников. Таким является, например, рынок такси, где трудятся 700 тысяч россиян. И, наверное, ни один колледж сейчас не открывает программы для подготовки таксистов будущего. А вот нотариусов, к примеру, в сто раз меньше — всего восемь тысяч. На 18 тысяч горожан приходится лишь один нотариус, в то время как извозом занят один из двухсот человек».
С учетом ориентирования создателей машин на массовое потребление их продукции в ближайшие пять лет в «умных городах» может не остаться парковщиков, поскольку все больше производителей добавляют в базовую комплектацию своих автомобилей системы интеллектуальной парковки; лифтеров и вахтеров, которых заменяют технологии обслуживания лифтов и системы безопасности служебных и жилых помещений; операторов call-центров, на смену которым приходят программы-коммуникаторы. К примеру, виртуальный оператор Общегородского контакт-центра правительства Москвы владеет пятью языками, распознает речь и дает развернутые ответы на самые частые вопросы горожан.
В зоне риска также находятся продавцы и кассиры, грузчики складов, фасовщики и другой низкоквалифицированный персонал. В США имеются даже роботы-охранники, которые ездят по торговым залам и приглядывают за порядком.
Со временем почти не останется и почтальонов, ведь переписка уходит в цифровое пространство, посылки доставляются логистическими компаниями, а в развитых странах получают распространение автоматизированные отделения почты. Лишними в недалеком будущем также станут инспекторы ДПС — развитие интеллектуальных систем управления транспортными потоками приведет к полной автоматизации функций этих сотрудников.
Совершенствование систем беспилотного транспорта, в свою очередь, приведет к сокращению профессиональных водителей. В городах России уже встречаются самодвижущиеся автобусы, «самостоятельные» КамАЗы, а этой осенью в Москве протестируют первый беспилотный трамвай. Еще раньше автоматизация охватит поезда линий метрополитена и грузовые подвижные составы. К слову, в ОАЭ уже работают поезда метро без машинистов. Что касается воздушного транспорта, то в современных самолетах давно используется автоматическая бортовая система управления, которая сводит действия пилотов к минимуму и способна даже посадить лайнер в условиях нулевой видимости. Так что, отвечая овациями на удачное приземление, знайте: вы аплодируете машине.
Не расстраиваться, а подстраиваться
Отметим, что в сокращении специалистов среднего звена есть и положительная сторона. Перекладывание на роботов рутинной работы избавляет от лишней бюрократии и толкает рядовых офисных сотрудников к повышению квалификации. В то время как часть работы возьмут на себя умные устройства, 77% руководителей станут перенаправлять живых сотрудников на решение новых, более нестандартных задач, заключает Head Hunter.
Чтобы не остаться без дела, специалистам из зоны риска необходимо научиться извлекать пользу из внедряемых технологий и работать в паре с машиной. Бывшим клеркам, сметчикам, банковским операционистам или муниципальным служащим, занятым документооборотом, придется переквалифицироваться в экспертов по аналитическим вопросам или контролеров, что будут следить за роботами.
«Но это не значит, что представителям нетворческих профессий нужно переквалифицироваться уже сегодня, — полагает доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и главный архитектор Центра планирования и проектирования городской среды и инфраструктуры Высшей школы экономики Виталий Стадников. — Процесс вытеснения машинами человеческого труда будет небыстрым. Понятно, что профессия шофера общественного автобуса со временем уйдет по мере развития беспилотного транспорта (хотя профессия шофера-гонщика никуда не денется). Но беспилотный транспорт в России установится как хорошо работающая система лет через 15».
По словам эксперта, вытеснение людей машинами всегда приводило к формированию других типов активностей. «Условно говоря, блогеров лет 20 назад не существовало. Сегодня они являются частью социальной среды, и для многих это настоящая профессия. Независимые креативные деятельности такого типа будут развиваться и впредь. Как будет развиваться и сетевая система управления средой, пространством, социумом», — считает урбанист.
«Сперва технологии заменят человека на тех рынках, где массовая рабочая сила выполняет однообразные операции. На это уйдут следующие 10 лет, — прогнозирует Леонид Делицын. — Когда такие рынки закончатся, инноваторы займутся автоматизацией труда высокооплачиваемых специалистов с постоянной занятостью. Когда закончатся и эти — лет через 20 — возьмутся за временных работников. А когда покончат и с ними, искусственный интеллект станет достаточно опытным, чтобы взяться и за «творческих работников». Однако всегда будут оставаться ниши, в которых человек окажется дешевле робота. Как правило, они связаны с производством нестандартной услуги, с решением нетиповых задач. Ведь и сейчас мелкий ремонт обуви или одежды делает человек. Унитаз чинит человек. Яму для туалета на даче копает человек, а не экскаватор, и грядки тоже выравнивает человек».
И железо умеет думать
По той же причине автоматизируемости разного рода операций под ударом окажутся представители профессий, которые раньше считались интеллектуальными. Многие функции юрисконсультов, нотариусов, ресепшионистов, провизоров, системных администраторов легко алгоритмизируются и управляются программой, способной оперировать большим объемом данных, недоступным человеку.
«По крайней мере, нотариусов Федеральная нотариальная палата ободряет — в будущем они превратятся в своего рода ИТ-консультантов или системных интеграторов, которые будут готовить пакеты бумаг для своих клиентов, правильно заполнять сотни форм и квалифицированно подавать их во все необходимые инстанции, — уточняет Леонид Делицын. — Но не у всех ситуация складывается так гладко. За последние 15 лет по мере внедрения операционной аналитики алгоритмы все больше заменяют программистов не только при обработке данных, но и при принятии однотипных решений на основании этих данных. Сейчас модной и высокооплачиваемой стала профессия дейта-сайентиста — программиста со знанием статистики. Однако уже несколько стартапов предлагают своим клиентам автоматического дейта-сайентиста в облаке по модели SaaS — предоставления программного обеспечения как услуги».
Невостребованными в «умных городах», как считает Виталий Стадников, станут бухгалтер, экономист, айтишник, рядовые юристы, поскольку и их работа сводится к выполнению логически планируемых задач. «Но у этих профессий есть и творческие составляющие, которые машины заменить не в состоянии, ведь креатив не механизируется, он нелогичен и случаен, — добавляет урбанист. — Робот может быть юрисконсультом, но не адвокатом — работа адвоката предполагает выстраивание стратегии защиты. Экономист должен придумать, в каком масштабе, объеме и перспективе считать выгоды в экономической модели. Эта творческая часть профессии машинам пока не под силу».
Если верить прогнозам АСИ, после 2020 года по вине искусственного интеллекта устареют даже такие профессии, как сотрудник аналитической службы, — интеллектуальные системы уже сейчас способны проводить аналитические работы в различных областях: логист, диспетчер — транспортная инфраструктура усложняется, а требования пользователей к качеству и скорости доставки возрастают. С подобными задачами человеку справляться труднее, нежели машине.
Технологии искусственного интеллекта в «умных городах» находят применение и по линии здравоохранения. ИИ способен помогать в выявлении заболеваний на ранней стадии, постановке правильного диагноза и назначении лечения пациентам медицинских учреждений. С 2013 года искусственный интеллект IBM Watson выполняет диагностику раковых заболеваний и выявляет рак с точностью до 90%, что значительно выше точности работы даже опытного врача. Это значит, чточерез 15–20 лет потребность в диагностах будет весьма невысокой.
Творцы, как всегда, на высоте
Развивающийся ИИ постепенно захватывает и области творческие. Компьютерные программы, подключенные к огромным базам данных с литературными произведениями, статьями, новостями и прочим, способны генерировать тексты среднего качества на любые темы, имитируя профессиональных копирайтеров и журналистов. Так, компания Bloomberg заменила часть своего новостного персонала на программу искусственного интеллекта, которая пишет биржевые новости быстрее и более красочно, чем журналисты-люди. Примерно через 20 лет ИИ сможет на 95% решать задачи, связанные со СМИ. Основным уделом работников пера станет авторская журналистика, построенная на оригинальных взглядах и близкая к художественной литературе.
Другая область искусства — создание кулинарных шедевров — машинам сегодня тоже под силу. Роботы-повара, которых взяли на вооружение в нескорыхфранцузских, американских, японских и китайских ресторанах, круглые сутки готовят различные блюда от пиццы и фаст-фуда до сложных авторских блюд без участия человека.
В последние годы появились роботы-художники, которые создают портреты с собственным авторским почерком. АGoogle научил ИИ писать картины, подражая кисти Ван Гога и Пикассо. В мае текущего года Государственный Эрмитаж запустил удаленное управление роботом, который помогает проводить реставрационные работы в музее. На музыкальном поприще машины тоже приобретают популярность: единственная в мире рок-группа роботов Compressorhead из Германии с успехом дает концерты, переигрывая на стандартных музыкальных инструментах хиты мировых исполнителей. А нейросеть «Яндекса» сочиняет музыку и выпустила авторский альбом в стиле группы Nirvana.
Как видно, роботы наступают на пятки и тем, чья работа ранее считалась плохо формализуемой и неавтоматизируемой. Но именно такие работники пока находятся на той высоте, которую медленно и с трудом преодолевает технический прогресс.
Фото: pixabay.com
Комментарии
Читайте также
В Москве подготовили к зиме археологические памятники под открытым небом
После критики мэра Уфы в городе начали переносить трамвайчики с шаурмой
Двухметровый питон из унитаза покусал справлявшего нужду мужчину
Мэрия сэкономит на главной новогодней ёлке Воронежа 600 тыс. рублей
Последние новости
Газировку и сладости могут законодательно убрать из школы
«Город устал». Главу Златоуста отправляют в отставку главу?
После поездки Бастрыкина в Красноярск сотрудники регионального Следкома получили взыскания по службе или были уволены