Ещё
Пост для Медведева: Дума приняла решение
Пост для Медведева: Дума приняла решение
Политика
Израиль объяснил отказ впускать россиян в страну
Израиль объяснил отказ впускать россиян в страну
В мире
Скабеева вмешалась в скандал с Водонаевой
Скабеева вмешалась в скандал с Водонаевой
Общество
В России рассказали о происхождении смертельного вируса
В России рассказали о происхождении смертельного вируса
Происшествия

Перевозки по Северному морскому пути за 5 лет выросли в 4 раза 

Перевозки по Северному морскому пути за 5 лет выросли в 4 раза
Фото: Российская Газета
Главный аргумент оптимистов — за последнюю пятилетку грузопоток в акватории Севморпути уже вырос почти в четыре раза.
— На 1 октября этого года перевезено около 13 миллионов тонн, — сообщил представитель ФГУП «Администрация Севморпути» на недавнем форуме арктических проектов в . — По итогам года рассчитываем на 16-17 миллионов. Мы радуемся и не можем в это поверить. Ведь еще в 2013 году было всего три миллиона тонн.
Сегодня по Севморпути везут нефтепродукты, сжиженный природный газ, рудоконцентрат, уголь, металлы. Свою стабильную нишу в грузопотоке занимает северный завоз. Но главный драйвер всех процессов в Арктике, включая транспортные, — это, конечно, масштабные проекты по добыче сырья.
К примеру, из Архангельска активно доставлялись грузы к месту строительства порта Сабетта в Обской губе Карского моря, где производят СПГ. В стройке участвовали более ста компаний Поморья. На очереди — возведение центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в , которое также станет «артельным» делом нескольких регионов.
По прогнозам, основную часть грузопотока и впредь будут составлять природные богатства, добытые в Арктической зоне. Даже на Новой Земле, которая до недавних пор ассоциировалась с атомным полигоном, начинается разработка Павловского месторождения свинцово-цинковых руд. Подобных действующих и перспективных проектов в Арктике сейчас пятнадцать. Но чтобы набрать 80 миллионов тонн, нужно перевозить не только сырье.
Главный драйвер динамического развития в Арктике, включая транспортное, — это, конечно, масштабные проекты по добыче сырья
Пока другие грузы вносят лишь небольшой вклад в общую копилку. Так, российская группа компаний возобновила регулярные перевозки рыбы с Дальнего Востока в Центральную через архангельский порт. А минувшим летом произошло событие, которое специалисты считают знаковым для арктической магистрали: крупнейший мировой перевозчик впервые отправил контейнеровоз с дальневосточной красной рыбой для Санкт-Петербурга по Севморпути.
— Если наши рефрижераторы провозили всего пять-шесть тысяч тонн рыбы в год, то контейнеровоз за один раз доставил 17 тысяч тонн, — подчеркнул представитель ФГУП «Атомфлот» . — Причем рыбу, выловленную российскими судами, компании пришлось забирать со складских помещений в Южной Корее. Порой нам говорят, что вся западная часть страны ждет не дождется рыбы с востока, но тарифы на ледокольную проводку мешают ее доставке. Так вот, причина не в нас, а в отсутствии рефрижераторных складских помещений на Дальнем Востоке. Наша ледокольная проводка в килограмме рыбы составляет всего один рубль 60 копеек.
Правда, мировой перевозчик по итогам успешного рейса заявил, что пока не рассматривает Севморпуть в качестве коммерческой альтернативы постоянным маршрутам. Тем временем неподдельный интерес к северной артерии проявляют китайцы: они сделали в этом году немало судопроходов, вовсю укрепляют суда до высокого ледового класса и строят большие планы на летнюю навигацию.
Примерно треть из 723 разрешений на проход по северному коридору в этом году получили суда под иностранным флагом. И это тоже предмет дискуссий: Севморпуть в перспективе — это мировая транспортная артерия или прежде всего национальная? Он короче трассы через Суэц, но зарубежные перевозчики осторожничают, потому что кратчайший путь — не всегда лучший. Полярное судоходство вообще считается самым сложным.
Примечательно, что многие российские эксперты склоняются к тому, что надо не тягаться с Суэцким каналом, а развивать Севморпуть как внутреннюю артерию. Этому способствуют и последние нормативно-правовые решения. Так, с 2019 года суда под флагом РФ получат исключительное право на морские перевозки нефти, газа и угля в российской Арктике. Иностранные суда допустят к ним только в том случае, если использовать наши невозможно.
— Дело не только в количестве, но и в том, какое социально-экономическое наполнение будет иметь грузопоток в акватории Севморпути, — отмечает директор информационно-аналитического центра государственной комиссии по вопросам развития Арктики . — Надо, чтобы по большей части грузы по Севморпути перевозились под российским флагом судами, построенными на наших верфях. Чтобы в создании этих грузов участвовали наши компании. Чтобы по максимуму учитывались транспортно-логистические возможности и потенциал развития прилегающих территорий. Арктика должна работать на всю Россию.
Важным для развития Севморпути стало принятие решения о его едином операторе. Соответствующий законопроект находится в . Участники рынка задаются вопросом: стоит ли ждать снижения ставок в условиях монополизма? Ведь ценовая политика — это будущий грузопоток.
— Конкуренция в Арктике дает только отрицательный эффект, — отвечает на это представитель будущего оператора Владимир Арутюнян. — Состязательность хороша на обычных морских путях, во льдах конкурировать невозможно.
Развитие береговой инфраструктуры — еще один залог успеха перевозок по Севморпути. Потенциал есть. К примеру, мощность будущего глубоководного района порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря — 38 миллионов тонн грузов в год..
Тем временем
В разных частях мира строятся 25 круизных судов ледового класса, в том числе с прицелом на российскую Арктику. Туристы — не грузы, но о них тоже нельзя забывать, а оборудованных портов для таких лайнеров на всей трассе Севморпути практически нет. При этом на некоторые еще не построенные суда уже проданы все билеты.
Видео дня. Москвичи с детьми вынуждены лицезреть царство разврата
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео