Войти в почту

Курганские комсомольцы отличились в борьбе с разрухой и бандитизмом

29 октября исполняется 100 лет со дня создания Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Миллионы молодых людей в нашей стране когда–то были комсомольцами и с гордостью носили комсомольские значки. 4 ноября 1919 года в Кургане состоялось первое организационное собрание Коммунистического Союза молодежи, на котором было принято решение о создании Курганской городской комсомольской организации и избрано организационное бюро. 25 ноября 1919 года на объединенном заседании курганского Укома комсомола было создано уездное Организационное бюро, которое приступило к организации коммунистических Союзов молодежи в сельской местности. Председателем Организационного бюро был избран комсомолец Георгий Семенов. Для того, чтобы стать комсомольцем, сначала нужно было стать кандидатом, а потом членом Союза. У первых комсомольцев трудностей было много, чтобы вовлечь в комсомол рабочую молодежь и крестьян, нужно было не только разъяснить цели и задачи, стоящие перед организацией, но и вырвать их из-под влияния среды родственников и явно враждебных советской власти элементов. К концу 1920 года курганская организация КСМ выросла с 17 ячеек до 33, с 360 членов до 600. Городские комсомольцы назначались для постоянной работы на селе по созданию комсомольских ячеек. Среди первых комсомольских вожаков на селе были Василий Бахарев, Яков Невский, Анисим Колмыков и другие. Комсомольцы проводили «Недели помощи селу», состояли в продовольственных отрядах, занимались устройством подростков на работу, обучали их грамоте, помогали осваивать технику. В 1923 году организовалась комсомольская ячейка в поселке Лебяжье II Лебяжьевского района, которая состояла из татаро-башкирской молодежи. В 1924 году была организована Камышинская ячейка. В начале в ячейку вступило 6 человек, затем — 11. Позднее часть ребят разъехались, одного выдвинули избачом, два комсомольца ушли в армию. Но вместо них приняли еще 5 человек. В 1925 году комсомольская ячейка оборудовала клуб, в котором работал драмкружок, объединивший до 20 человек деревенской молодежи. Ребята выписывали газеты и журнал «Деревенский театр», выпускали стенгазету. Одна за другой организовывались комсомольские ячейки в Макушинском, Петуховском, Белозерском районах. На 1 января 1927 года окружная организация ВЛКСМ насчитывала в своих рядах 4696 членов и 188 кандидатов с 302 ячейками. Окружная конференция учителей — комсомольцев. Курган. 1921 г. Первые комсомольцы вместе со взрослыми участвовали во всех мероприятиях сложной жизни тех дней. Зачастую, они не выпускали из рук винтовку даже в мирные дни. Многие из них числились в батальонах ЧОН. После того, как заканчивалась смена на заводе – уходили на дежурство в пожарное депо, патрулировали улицы, помогали органам ЧК и милиции ликвидировать бандитов. Многие из первых комсомольцев погибли в жестокой схватке с кулаками и бандитами. В борьбе с бандитизмом принимало участие более 300 членов курганского Союза молодежи. Комсомольцы принимали самое деятельное участие во всех проводимых массовых политических кампаниях. «Неделя фронту» — по сбору теплых вещей для бойцов Красной Армии, «Неделя крестьянина» — по оказанию помощи в уборке урожая, «Неделя сухаря» — по сбору продовольствия для нужд фронта, в «Неделе Красного командира» — призыв молодежи на курсы «Красных командиров». Каждый комсомолец не только сам участвовал в кампаниях, но и привлекал своих родных, близких и знакомых. 1920 год принес комсомолу большие испытания. По призыву ЦК комсомола почти весь мужской состав комсомольских организаций призывался в армию. В мае 1920 года на польский фронт ушли 120 курганских комсомольцев, на командные курсы – 52, на Красный флот – 15 комсомольцев. Их проводы вылились в стихийную демонстрацию, а комсомольская ячейка завода «Турбинка» временно прекратила свое существование, по причине того, что все мужчины – комсомольцы ушли на фронт. Комсомольцы — железнодорожники, участвовавшие в боевых действиях на Южном Урале. 1920 г. Курганская организация Союза молодежи не мало сделала для укрепления Красной Армии. В 1923 году газета «Красный Курган» писала: «Постановлением Губкома РКСМ Курганскому Укомолу дано задание ежемесячно перечислять в помощь флоту не менее 1000 рублей. В этом году Укомолом было собрано в городе добровольных отчислений и пожертвований 1500 рублей деньгами, 10 пудов муки и 12 штук зажигалок. Из уезда сборы получены только от Введенского Волкома — 12 рублей. Остальные ячейки пока раскачиваются.» Из Протокола пленарного заседания уездного Оргбюро совместно с комитетами городских районов и фабрично- заводских ячеек РКСМ от 27 декабря 1919 года: «Слушали доклад товарища Семенова о поездке его в деревню. В докладе указывается, что работать в деревне трудно, многие боятся слова «коммунист» и не вступают в коммунистический Союз молодежи. В организации КСМ вредит учительство. Так, в селе я попросил учителя Малина прочитать кружку политическую лекцию. Он сказал, что прочитать прочитаю, а разъяснять не буду, потому что я не сторонник советской власти. Постановили: Предложить Отделу Народного образования принять соответствующие меры по отстранению от должности учителя Малина, как вредного элемента в деле воспитания деревенской молодежи в современном духе. Устроить бесплатное питание в столовой для красноармеек и красноармейцев. Устроить сбор сухарей для голодающих детей Центральной России. Сделать добровольный сбор сухарей среди своих членов. Поручить эту работу КСМ районов, а в последствии, весь сбор сухарей сдавать в уездное бюро. Подыскать помещение для общежития инструкторов и работы драматических и политических кружков». Кроме политического образования первые комсомольские ячейки большое внимание уделяли культурно-просветительной работе, которая называлась «пролетарской культурой». Из числа членов Союза молодежи создавались культбригады, которые выезжали в районы расположения частей Красной Армии с концертами, любительскими спектаклями, которые ставились во время короткого отдыха между боями, а также в госпиталях, где красноармейцы находились на излечении. С восстановлением Советской власти на селе культбригады стали выезжать и в сельскую местность. На заводе «Турбинка» фабрично-заводской комитет и парторганизация выделили комсомольцам помещение на территории завода – старый заброшенный сарай. Его с трудом удалось отремонтировать и привести в более или менее приличный вид. Сарай украсили «Окнами РОСТа» и плакатами с популярными стихами Демьяна Бедного. Этому сараю дали громкое название «Молодежный клуб». В новом «клубе» часто не было света и дров для отопления, молодежь собиралась для того, чтобы читать газеты, слушать лекции о Марксе, о необходимости мировой революции, о будущем коммунизме. В клубе работали кружки: политический, спортивный, драматический и струнного оркестра, позже был создан Радиокружок и собран первый радиоприемник, ребята установили антенну, и рабочие впервые услышали Москву. Комсомольцы были авторами, режиссерами и актерами в постановках «Синей блузы» и резко критиковали недостатки в быту и на производстве, разоблачали кулаков и нэпманов, пьянство, хулиганство, бюрократизм и волокиту. На концертах «Синеблузников» всегда собиралось много народу. Кстати, такие явления, как пьянство, хулиганство и волокита довольно часто присутствовали и в самих ячейках КСМ. Вот, что писала газета «Красный Курган» в 1926 году: «В некоторых ячейках комсомола, как деревенских, так и городских, все еще не изжиты нездоровые явления, проявляющиеся на почве или неудовлетворенности работой, или неправильного использования избытка энергии. В ряде ячеек процветает пьянство, хулиганство и другие нездоровые явления, которые несмотря на борьбу с ними, окончательно не изживаются. По округу за 1926 год было исключено из комсомольской организации за пьянство и хулиганство – 178 человек, что к общему числу за год составляет 44,5 %, за нарушение программы и Устава и недисциплинированность исключено 135 человек. Это говорит о том, что наши ячейки не умеют в достаточной мере поставить свою политическую и воспитательную работу так, чтобы отвлечь комсомольцев от плохих поступков. Комсомольцу города, зачастую некуда пойти – кино и театр, вот только два места, где можно получить разумное развлечение, но часто в театрах не дают ничего разумного, тогда товарищи, не загруженные интересующей их работой, поддаются общему течению, отвлекаются в сторону пьянства и хулиганства». И, действительно, в Кургане «очагов культуры» в то время было не так много: два кинотеатра «Прогресс» и «Комсомолец», клуб железнодорожников и Народный дом. В летнее время излюбленным местом отдыха был городской сад. В нем имелись эстрада и летний театр, где часто выступали гастролеры – певцы, танцоры, чтецы и городская самодеятельность. Летний театр размещался в большом деревянном сарае. Вот и все культурные учреждения, где молодежь Кургана могла бы провести свой досуг. Даже такие относительно крупные предприятия, как Турбинный и Консервный заводы, не имели своих рабочих клубов. Таким образом, большинство молодых людей оставалось за дверями «очагов культуры». От безделья в их быту процветали пьянство, хулиганство, курение анаши, разврат, «вечеринки», которые нередко заканчивались поножовщиной. Эти и другие подобные явления бытовали в основном в рабочих поселках: Рябковском, Смолинском, Галкинском и в так называемом «Копай – городе», где жили рабочие Турбинки. Подобные болезненные явления беспощадно критиковались в газете «Красный Курган»: «В этом виноваты сами комсомольские ячейки. Большинство из них давно забросили комсомольские вечера, благодаря чему теряется живой интерес к коллективизму. Комсомольцы видят друг друга лишь на собраниях, да читках, а, чтобы собраться всем вместе, поиграть, попеть, этого у нас нет. Сухость в работе, зачастую играет первостепенную роль отхода в сторону нездоровых явлений. Нужно дать больше культурных развлечений молодежи, состоящей в Союзе, а не ехать на одной лишь политучебе, собраниях и заседаниях. Хороший комсомольский вечер, кружки (музыкальные, хоровые, драматические) должны занимать не последнее место. Правильно организовать массовую культурную работу, нагрузить членов живой, интересной общественной работой – это значит отвлечь молодежь от тех нездоровых явлений, какие у нас имеют место в Союзе». Но, все же, подавляющее большинство комсомольцев честно и самоотверженно работали на благо Родины: сражались на фронте, восстанавливали, разрушенное гражданской войной народное хозяйство, боролись с бандитизмом, трудились на заводах и фабриках, помогали ликвидировать безграмотность и бороться с голодом. Курганские рабочие — комсомольцы. 1940 — е гг. К 1928 году окружная комсомольская организация насчитывала 4.924 члена и 155 кандидатов. Из этого числа – 832 рабочих, 859 батраков, 2498 бедняков и остальные середняки. Превью: Борьба с разрухой. Эскиз декорации. Автор: Александр Дейнека

Курганские комсомольцы отличились в борьбе с разрухой и бандитизмом
© Уральский меридиан