ТАСС 26 октября 2018

Увидеть «невидимку». Способна ли система С-300 засечь самолеты-"стелс"

Фото: ТАСС
После поставок в Сирию в начале октября трех дивизионов российской зенитной ракетной системы С-300ПМУ-2 «Фаворит» в мировых СМИ разгорелись споры и дискуссии о том, как этот комплекс изменит военную обстановку в регионе и сможет ли прикрыть небо, в том числе от самолетов пятого поколения, спроектированных с использованием технологии малозаметности Stealth ("стелс"). Система была поставлена в составе трех дивизионов по восемь пусковых установок в каждом. Также был доставлен и возимый боекомплект в составе более 100 зенитных управляемых ракет для каждого дивизиона.
О том, что для усиления боевых возможностей Арабская Республика получит такие системы большой дальности, стало известно 24 сентября, после инцидента со сбитым ракетой сирийского комплекса С-200 российским разведывательным самолетом Ил-20.
Комментируя поставку С-300 сирийской армии, председатель комитета Госдумы РФ по обороне Владимир Шаманов отметил, что «ситуация там существенным образом изменилась — мы все самолеты, в том числе и „невидимки“, видим». В прессе стали появляться сообщения о проводимых в рамках учений на Украине испытаниях американских и израильских летчиков с использованием самолетов F-15 и украинских С-300 (поставленных еще в советские годы). Журналисты отмечали, что иностранные военные тем самым изучали возможности своих истребителей перед системами ПВО. Также не уверены в малозаметности своего новейшего самолета F-35 Lightning II и в Пентагоне, об этом тоже писали некоторые издания.
Опрошенные ТАСС военные эксперты подтвердили, что «абсолютных невидимок не бывает», ведь в определенных ракурсах (например, при взлете или посадке) самолет хорошо виден и достаточно уязвим для поражения. При этом эксперты подчеркивают, что речь не идет о том, чтобы сбивать в этом регионе чужие самолеты, а о том, что вполне можно «заставить их переживать». Российские ЗРС являются «чисто оборонительной системой».
Противоборство двух систем — авиации и войск противовоздушной обороны — началось достаточно давно, как только они появились, и продолжается до сих пор. Однако пока на сегодняшний день, по мнению заслуженного военного летчика РФ Владимира Попова, все же лидирует система ПВО.
Дуэль с «Могучим» невозможна
"Начинать нужно, конечно, с оперативного уровня: кто с кем будет воевать. Сопоставлять истребитель F-35 и систему С-300 — это ошибка", — заявил ТАСС военный эксперт Михаил Ходаренок, специалист в области ПВО.
Во-первых, такой ситуации никогда быть не может, «чисто дуэльной», и «возникает вопрос: мы будем воевать с США или Израилем? Нет». Но это будет до тех пор, пока система будет находиться в распоряжении российских специалистов. Эксперт высказал мнение, что если С-300 будет передана в руки специалистов вооруженных сил Сирии, «то тут, по всей видимости, она будет уничтожена ВВС Израиля; они даже это сделают из „спортивного интереса“.
Израильские СМИ писали, что в сирийских системах С-300 могут сидеть и иранские расчеты, потому что Иран уже имеет такой комплекс. А если Израиль волнуется, значит, есть психологический фактор неуверенности и нестабильности. „Действия Ирана на территории Сирии они рассматривают как угрозу национальной безопасности“, — говорит Ходаренок. По его мнению, в оперативном плане С-300 не может решить полностью проблему по защите, потому что израильтяне могут зайти с любой точки и любого направления. Это позиционный комплекс, прикрывает определенные сектора и районы в отличие от войсковых систем ПВО. Но сам факт того, что он есть на территории Сирии и может эффективно осуществить пуск ракет, „заставляет Израиль думать“.
В декабре 2017 года Армия обороны Израиля начала оперативное использование первых приобретенных в США F-35I, которые в ВВС еврейского государства получили название Adir (в переводе с иврита — „Могучий“). В настоящее время страна располагает восемью такими самолетами. Всего же она получит от США 50 истребителей F-35.
Эффект „невидимки“
Второй момент. Суть технологии „стелс“ — снижение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Эффект достигается за счет специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также материалов, из которых сделана его конструкция. „Вот это покрытие — оно очень дорогое само по себе, почему в некоторых районах земного шара приходится его наносить по нескольку раз за год на поверхность, чтобы получить должный эффект. Оно способствует разложению вот этого луча радиоволны, которая приходит и отражается, а благодаря покрытию лучи частично энергетически поглощаются — там рассеивание и так далее“, — рассказал ТАСС заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов.
»Создание такой поверхности и плоскостей на воздушном судне, на американских истребителях, допустим F-22, F-35 и F-117 (один из первых «невидимок», где использовалась эта технология), — это конструктивные особенности самолета, которые минимизируют хотя бы частично отражение луча или изменяют его отражение — не зеркально, на прямую на РЛС, а в пространство, за счет чего теряется энергетическая мощность этого отраженного сигнала, — объясняет летчик. — И тогда затрудняется или даже в некоторых случаях при определенных ракурсах полета исключается получение картинки за счет того, что сила отраженного сигнала очень маленькая, и на приемниках РЛС, которые принимают и затем формируют эту цель на экранах радаров, она практически исчезает".
Радиолокационные волны, испускаемые, например, передатчиком зенитного ракетного комплекса, отражаются от внешней поверхности самолета и принимаются радиолокационной станцией (РЛС) — это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Чем меньше эта площадь, тем сложнее обнаружить самолет и поразить его ракетой (как минимум уменьшается дальность его обнаружения).
У старых бомбардировщиков ЭПР может достигать 100 кв. м, у обычного современного истребителя она составляет от 3 до 12 кв. м, а у самолетов-"невидимок" — порядка 0,3–0,4 кв. м. «Точных данных по эффективной отражающей поверхности F-35 нет, да и в мире таких полигонов, где ее можно определить, раз-два и обчелся. Кто ее определял, сами американцы?» — задается вопросом Ходаренок.
"По некоторым данным, есть основания полагать, что в сантиметровом диапазоне волн для F-35 она будет около 1–1,5 м. Опять же, С-300 и С-400 уверенно сопровождают и поражают цели с эффективной отражающей поверхностью 0,001 м. То есть невидимым для С-300 он не будет, — подчеркивает эксперт. — Знаете, у какого самолета самая большая отражающая поверхность? У Ан-2, это летающий уголковый отражатель".
Почему детали самолета «зализаны»
"Абсолютных невидимок не бывает вообще, в принципе, — утверждает летчик Попов. — Кстати, наши в СССР пытались сделать прозрачный самолет. В конце 1930-х годов создали самолет из материала, который визуально просвечивался, типа плексигласа. К тому же он создавал серо-голубой дым, и на фоне голубого неба с такой дымкой самолет терял свою контрастность". То есть было визуальное скрадывание контрастности воздушного судна на фоне неба, леса и земли.
Вот почему, объясняет Попов, раскраска у самолетов серого цвета и пятнистая. «В Великую Отечественную войну они были окрашены, как правило, летом в зеленоватые оттенки или серо-зеленоватые, а снизу — голубовато-серые, чтобы и на фоне неба самолет был меньше контрастен, и на фоне земли сливался», — рассказывает летчик.
При этом он напоминает, что конструкторы стараются уменьшить отражающую поверхность самолета, а разработчики РЛС — получить эффективный сигнал, даже такой минимальный, чтобы затем его усилить, идентифицировать, выделить из общей суммы поверхностного «шумового» сигнала, который может образовываться (формироваться), в том числе за счет отражения от леса, гор, облаков". Самолеты все равно в определенных ракурсах хорошо себя показывают на экране.
Попов рассказывает, что если американские системы ПВО и системы наблюдения были в основном дециметрового и сантиметрового диапазона волн, то у нас раньше широко использовались РЛС типа П-12 — станции, которые имели метровый диапазон волн. «Оказалось, что эти технологии, особенно примененные по самолету F-117 в Югославии в 1999 году, хорошо себя зарекомендовали. Эти РЛС старого типа видели в большинстве случаев „невидимок“ на общем радиолокационном фоне, — говорит он. — Для американцев это было открытием. Они, как оказалось, при испытаниях упустили эти моменты. Все перешли на современные станции и не ожидали, что на вооружении остались старые станции конца 1950-х — начала 60-х годов. У нас они эксплуатировались достаточно долго и в странах Варшавского договора».
На смену РЛС П-12 пришли более современные станции разведки и целеуказания П-18. Они использовались в радиотехнических войсках или зенитно-ракетных дивизионах. «Очень хорошая и надежная станция, я ее лично эксплуатировал. Но она была очень слаба по помехозащищенности», — говорит Ходаренок. В России последние поставки П-18М были осуществлены в 2007 году, а в настоящее время производятся станции метрового диапазона волн семейства «Небо».
В середине октября стало известно, что способная распознавать самолеты-"невидимки" новейшая мобильная РЛС метрового диапазона П-18Р начала эксплуатироваться в одной из воинских частей радиотехнических войск на Камчатке. Среди ее достоинств отмечаются высокая дальность обнаружения и точность определения координат целей, эффективное обнаружение воздушных объектов, изготовленных по технологии «стелс», а также повышенная помехозащищенность и надежность.
"Воюют не комплексы, а вооруженные силы"
Эксперты уверяют, что кардинальная ошибка — рассматривать наш комплекс ПВО изолированно от действий всей группировки противовоздушной обороны. «Нельзя ставить вопрос: пробьет ли F-35 наш С-300. Хочу подчеркнуть, что воюют не комплексы, а вооруженные силы, соответственно оснащенные и организованные, и когда все сведено в систему. И только тогда можно вести речь о каком-то противоборстве, с равными где-то возможностями», — отмечает Ходаренок.
Военный летчик Попов в свою очередь напоминает, что противоракетные удары пилотами всегда отрабатывались в обязательном порядке. «Есть документ — Курс боевой подготовки — у летчиков для фронтовой авиации, истребительной авиации, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, — рассказывает он. — Есть такие упражнения, где в обязательном порядке отрабатываются элементы противоракетного, противоистребительного и противозенитного маневрирования. Они рассчитаны, полигонным образом подтверждены, облетывались и так далее». Он также отмечает, что есть еще системы ПВО, которые работают визуально, типа комплекса «Стрела», различные ПЗРК.
О противоракетных маневрах самолетов-истребителей, которые направлены на срыв возможности пуска ракеты со стороны средств ПВО, в интервью ТАСС рассказывал и летчик-испытатель корпорации МиГ Михаил Беляев. Он объяснил, что в этот момент самолет начинает энергично разворачиваться под 90 градусов с изменением скорости и высоты. «Чаще всего сверху вниз с разгона. И выполнять маневрирование так называемой пространственной змейкой. И в этом случае вероятность попадания ракеты в цель становится гораздо ниже», — отметил Беляев.
"Я долго служил в эскадрилье РЭБ фронтовой авиации, — вспоминает Попов. — Там мы использовали и помехи радиоэлектронные — активные и пассивные. И помехи, которые создавались наземными силами и средствами. Делали все это во взаимодействии, для того чтобы эффективно преодолеть противодействие противника. На учениях мы использовали и складки местности, и различные метеоусловия, и так далее, чтобы истребители условного противника за нами не охотились и системам ПВО создавали трудности. То есть все делалось, изучалось".
Также говорилось о том, что на обучение сирийских специалистов управлению системой С-300 понадобится три месяца. А работа по созданию единой системы управления ПВО в Сирии завершится в октябре. Отмечалось, что после обучения сирийские военные сдадут «экзамен» в России.
Безусловно, отмечает летчик Попов, за месяц можно обучить общим азам — «поставить на дежурство эти системы». Но практика показывает, что на это уходит несколько лет. «Но мы же не говорим, что сразу же оттуда уберем своих специалистов, которые будут их консультировать, — говорит он. — Мы просто заберем специалистов и у себя здесь, в России, будем их готовить в специальных центрах подготовки». По мнению Попова, это будет происходить по ротации и поставлено на поток. «Эта работа будет, мягко говоря, вечная — пока стоит на вооружении комплекс», — заключает генерал.
"Всегда спрашивают, могут ли американцы довести самолет F-35 до полной невидимки. Наверное, могут. Он сейчас стоит $118 млн, а если вы доведете его отражающую поверхность до 0,001 м, то он может и 150 стоить. Опять же, вы доведете его в нос, а как он будет смотреться на ракурсах… Тут больше политики, чем технических вопросов", — заключает Ходаренок.
Роман Азанов
Комментарии
Читайте также
В Пермском крае ищут пропавшую 32-летнюю женщину из Чусового
В США подожгли элитный особняк: погибла семья
С космодрома Куру запустили ракету Vega со спутником на борту
Следователи просят опознать подозреваемого в разврате
Последние новости
В национальном парке Приморья появился еще один детеныш дальневосточного леопарда
В Смоленской области возбудили уголовное дело после смерти 14-летней девочки
В МВД предложили сделать действие вида на жительство для иностранцев бессрочным