Войти в почту

Более $1 млн потрачено на создание первого в РФ самолета на солнечных модулях

МОСКВА, 25 октября. /ТАСС/. Около $1 млн было потрачено на создание первого в мире самолета-лаборатории, который передвигается за счет солнечных модулей. Об этом в четверг сообщил руководитель проекта "Альбатрос", в рамках которого разрабатывается самолет, председатель совета директоров компании "Товарищество энергетических и электромобильных проектов" (ТЭЭМП) Михаил Лифшиц. Первый в мире беспосадочный кругосветный полет на энергии Солнца предполагается осуществить в 2020 году в рамках проекта "Альбатрос". Для этого российские инженеры разрабатывают самолет, оборудованный гибкими солнечными модулями. Разработкой гибких солнечных модулей и гибридной системы накопления энергии для проекта "Альбатрос" занимается резидент Фонда "Сколково" компания "Товарищество энергетических и электромобильных проектов" (ТЭЭМП). "На первый этап проекта - создание самолета-лаборатории, которая передвигается за счет энергии Солнца, - было потрачено чуть более $1 млн. Объем финансирования следующего этапа - создания самолета большего размера, который отправится в беспосадочный кругосветный полет, - пока называть не буду. Есть бюджет, который мы сегодня видим, но он окончательно оформится тогда, когда проект будет утвержден ", - сказал Лифшиц в ходе презентации проекта "Альбатрос". По его словам, финансирование разработки ведется за счет средств участников проекта - группы "Ротек", ТЭЭМП и других. О проекте "Альбатрос" В настоящее время участники проекта разработали первую в мире летающую лабораторию в области фотовольтаики - метода выработки электрической энергии путем использования солнечных элементов для преобразования солнечной энергии в электрическую. Размах крыльев такого самолета-лаборатории составляет 25 м, а площадь крыльев - 19,95 кв м. Максимальная скорость, которую сможет развивать уникальная разработка - 259 км/час. В задачи лаборатории входит сбор научных данных в реальных климатических условиях (температурах, давлении, влажности) различных высот и местности. Эти сведения будут использованы для организации беспосадочного полета вокруг Земли на энергии Солнца. Во время тестовых полетов такой самолет-лаборатория проводит анализ работы солнечных модулей в различных климатических зонах России. В настоящее время, по словам Лифшица, идет серия летных испытаний, которые компания надеется завершить весной следующего года. В частности, полеты проходят на аэродроме "Северка" (Московская область), планируются перелеты из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Приэльбрусья, Ставропольского края. Эти данные будут учитываться при составлении маршрута беспосадочного кругосветного полета. "Первый этап проекта - разработка лаборатории - был важен, так как сегодня есть опыт работы с разной фотовольтаикой, но в наземных условиях. Но как будут вести себя солнечные модули на разных широтах, в разное время суток - на эти вопросы нет системного ответа. Поэтому мы разработали лабораторию. И это уникальный проект, таких исследований еще никто не проводил", - сказал Лифшец. Перелет Конюхова На втором этапе проекта будет разработан самолет большего размера. Беспосадочный полет вокруг Земли планируется выполнить за 5-6 дней, то есть примерно за 150 часов. Маршрут повторит путь кругосветного полета известного российского путешественника Федора Конюхова на воздушном шаре, в ходе которого он собрал информацию о силе и направлении воздушных потоков на различных высотах. Сам Конюхов будет управлять этим уникальным воздушным судном. "Я знаю небо, я летал (в кругосветное путешествие на воздушном шаре). Высоту мы выбираем большую - от 10 тыс. м, чтобы в самолет не попали грозы. Это на уровне 12-14 тыс. м будет проходить полет. Скорость - примерно 200-220 км/ч", - сказал Конюхов на презентации проекта, добавив, что максимальная скорость может достигнуть 500 км/ч. Предыдущий рекорд в кругосветных перелетах на энергии Солнца принадлежит лайнеру Solar Impulse 2, который совершил полет вокруг Земли в 2016 году за 18 месяцев. Однако во время полета он сделал 19 остановок. Высокоэффективные солнечные модули Осуществление проекта "Альбатрос", как рассчитывают разработчики, станет стимулом для развития новой авиации, основанной на электрических системах движения. Разработанные в ходе проекта технологии позволят создать, в частности, автономные летательные аппараты ("атмосферные спутники"). Они будут применяться для организации сетей связи, высококачественной съемки земной поверхности, мониторинга лесов, сельскохозяйственных земель, трубопроводных систем и других объектов инфраструктуры. "Разработанные нами гибкие солнечные модули с КПД больше 22% могут улавливать как прямой, так и отраженный солнечный свет. Кроме того, проделана большая работа по разработке композитных материалов крыльев самолета, которые должны иметь достаточную площадь поверхности, чтобы перемещать самолет и полезную нагрузку", - сказал Лифшиц, пояснив, что существующие сегодня "атмосферные спутники" пока могут перемещать только сами себя. Он добавил, что компания также развивает проекты по частичному использованию солнечной энергии в различных устройствах - так называемые гибридные накопители энергии, которые уже сегодня применяются в различных сферах - от беспилотных летательных аппаратов до робототехники. "Полет на чистой энергии Солнца - перспективный проект, но технологии работают уже сейчас", - пояснил он. По словам вице-президента, исполнительного директора кластера энергоэффективных технологий Фонда "Сколково" Олега Дубнова, накопители ТЭЭМП (высокоэффективные солнечные панели) когда-то были лишь идеей, появившейся на площадке "Сколково". "А сейчас это готовые конкурентоспособные продукты, востребованные на традиционных рынках в энергетике и транспорте, как в России, так и за рубежом. Проект "Альбатрос" важен для продвижения инновационных продуктов, популяризации "зеленых технологий". В перспективе мы видим за "Альбатросом" и самостоятельный продукт для рынков, ведь не случайно мировые гиганты Google, Amazon ищут платформы для оказания услуг "с воздуха", - сказал Дубнов.