Войти в почту

Ушла эпоха: отчего москвичи страдали целых 14 лет

Полтора месяца назад в жизни московского транспорта произошло приятное событие: окончательно в небытие ушла эпоха турникетов. 14 лет мы страдали, ждали с нетерпением, когда этот бред закончится, и вот это случилось. У меня с началом этой эпохи связано многое — ведь можно сказать благодаря появлению турникетов я и освоил транспортный интернет. Предлагаю переместиться в прошлое, и вспомнить как оно было. Впервые турникеты появились в 2001 году. В качестве эксперимента был выбран город Зеленоград. В Москве первыми «ласточками» стали трамваи 17 и 19 маршрутов.Турникеты в качестве эксперимента были установлены на них в 2003 году. Интересно, что спустя 10 лет именно с 17-го трамвая пошёл и обратный процесс. В начале 2004 года эксперимент расширяется на несколько маршрутов в Солнцево. А уже с сентября того же года начинается массовая установка АСКП (автоматизированная система контроля проезда) по всему городу (со временем эта абревиатура станет нарицательным мемом в транспортных кругах).В октябре 2004 года АСКП впервые появляется на троллейбусах. Первым был переведён на новую систему 50-й маршрут, а вслед за ним — 8. С первых же дней турникеты вызвали шквал критики, причём — весьма объективной. Разумеется, что отурникеченный транспорт начинал ходить медленнее, хуже, автобус на каждой остановке тратил кучу времени на погрузку, а на ключевых остановках скапливались огромные очереди на посадку. Критики АСКП также ссылались на необъективно высокую стоимость комплекта (8500 $USD турникет+валидатор), что, как бы, намекало, что проект ставит перед собой чисто коррупционную цель. Но лужковская пропаганда работала мощно и стабильно: — «турникеты — это удобно», — «упорядоченная посадка — все не толпятся и не берут штурмом автобусы, а стоят в культурной очереди», «гибкая система оплаты проезда» (тут да — именно с турникетами были введены многопоездочные билеты, которые при кондукторах были невозможны), — «все привыкнут и не будет никаких проблем». — «зайцы исчезнут — повысится собираемость, будут деньги на новые автобусы». В общем, использовались такие же грязные методы и такие же притянутые за уши нелепые доводы, как и сейчас с электробусами. С первой партией удавалось создавать благообразный имидж покупкой новых автобусов-троллейбусов и запуском на отурникеченные маршруты именно их. Пользователь видел «прогресс» — пусть и с турникетами, но зато новый комфортный автобус. Так на экспериментальный 17 трамвай были запущены первые трамваи КТМ-19. Кроме того, чтобы не портить «имидж» и не снижать интервал при увеличившемся времени проезда, туда запустили дополнительные вагоны, предназначавшиеся для запуска нового 25-го маршрута. Который из-за этого был запущен только спустя 10 лет. Новые автобусы МАЗ-103 с широкой передней дверью, пришли в конце 2004 года под турникеты. Новые троллейбусы БКМ-20101, купленные также специально для турникетов, с широкой передней дверью. Вот конкретно с этими «гармошками» 7-го парка вышло интересно. Их купили под 38-й маршрут, и какое-то время они действительно ходили с турникетами. Но потом возникла необходимость их переставить на 63-й, где постоянно мясо, и поэтому турникеты довольно долго не вводили. И вертушки на какое-то время сняли. Зайцев тоже содрали. Это казалось чем-то фантастическим. Но, разумеется, надолго новой техники не хватило, и уже в середине 2005 года турникеты стали ставить на всё подряд: старые икарусы, ЗиУ, татры и т. д. И если, скажем, автобусам можно было заузить кабину водителя, чтобы комфортнее было входить, то в ЗиУ дверь никак не расширишь. И выглядели ЗиУ-шки с турникетами совсем дико. Особенно «гармошки». Впрочем, впоследствии у этих троллейбусов кабины стали при капитальном ремонте заужать. Для «удобства». Выглядело совсем колхозно. Такие троллейбусы, кстати, ходят до сих пор. Многие помнят, что неотъемлемым атрибутом отурникеченного транспорта были наклейки с зайцами. Зайцы выглядели весьма уродливо, надо сказать. Тем не менее, с ними возникло немало фольклора и мемов. Многие пытались себе забрать зайчиков, помнится и я себе как-то сорвал с автобуса и повесил на шкафу. А вот ранняя версия, висевшая как раз на 17-м и 19-м трамваях. Где ещё лозунг всей кампании «Зайцы ходят пешком». Сперва «зайцы» и наклейки «посадка в переднюю дверь» были отличительной чертой «оскотиненных» маршрутов. Потом, когда турникетизация развернулась на полную, настал полный бардак — они могли появляться где попало. Но если АСКП не была введена на маршруте, просто турникет был опущен. Турникеты вводили всегда на определённых маршрутах, т. е. не было такого, что на одном маршруте ходят машины с «вертушками» и без них. Сперва зараза охватила юго-запад, потом начала плавно распространяться на запад, юг и юго-восток. Потом завелась и на севере. Предвестником появления турникетов были «тёткобудки», а также стенды с вот такими плакатами и наклейками. Когда они появлялись где-то в новом месте, мы гадали — какой же маршрут там «падёт» первым. А также таблички «Посадка в переднюю дверь». Турникеты всегда вводили по субботам. Видимо для того чтобы эффект от введения максимально «размыть» Практически каждую неделю мы смотрели «расстрельный список» на сайте мосгортранса с замиранием сердца «ну кто на этот раз». Помню, что тогда в транспортной среде царили вообще панические настроения — как так, изуродовать транспорт, разрешив место 3−4 дверей входить в одну? Да всё ж встанет и загнётся, не будет у нас НОТа. Все форумы бурлили и клокотали, особенно в конце 2004 — начале 2005. Появился даже целый проект «Турникетам.нет». Где обсуждались всякие разные законные и не очень способы противодействия турникетам. Я сам, помнится, был неистово возмущён, когда увидел турникеты на 299 маршруте. Настолько неистово, что полез в интернеты искать способы бороться с ними, единомышленников и т. д. Так я и нашёл форумы тр.ру, форум мосгортранса (был тогда такой) и ФОТ. Тогда я был молод и горяч, помимо расклейки листовок ещё демонстративно старался заходить через задние двери, держал их открытыми для других пассажиров и всячески пропагандировал это делать других. Эффект это давало. ну понятно какой. Какое-то время мы с друзьями печатали листовки, потом ездили и расклеивали по остановкам. Пытались даже несколько раз раздавать в автобусах. Но всё было зря. Иногда мы просто ездили «провожали» маршруты — за день до ввода АСКП прокатиться в нормальном состоянии, ведь такой возможности скоро не будет. С турникетами маршрут станет тормозным и «непригодным» для езды. На троллейбусах и трамваях АСКП выглядело совсем диким. Ведь, в отличие от автобусов, электротранспорты друг друга не объедут. И обычно за грузящимся «обвертушенным» троллейбусом всегда выстраивалась очередь обычных. Я верил, что безумие остановится, и власти просто обломаются все маршруты отурникетить. Особенно видя, как хреново начинают маршруты работать. Но 30 апреля 2006 года были «орогачены» последние из могикан: трамваи 1 и 27 (их долго не трогали из-за высокого пасспотока) и троллейбусы 5, 15 (а эти были в находящемся без территории 5-м парке, и фактически были маршрутами-бомжами) и 63. Одновременно тогда были отурникечены последние полупригородные 500-е маршруты, ставшие, благодаря турникетам, 800-ми городскими. Проезд подешевел, что обрадовало пассажиров, но вызвало лютое жжение у маршруточников. В том же 2006 году вслед за МГТ свои эксперименты решил провести и областной перевозчик «Мострансавто». Турникеты появились на маршрутах Долгопрудненского ПАТП — 472, а затем — 368. У них система выглядела совсем абсурдной — турникеты были и на вход и на выход, как на электричках. Эксперимент долго не продержался и был свёрнут. А так, было разное. Методы ускорения привыкания к турникетам случались вообще самые разнообразные. Где-то на первое время ставили на остановки и в автобусы дежурить тёток. Где-то турникет ставили на первое время вглубь салона — почти у второй двери. Так можно было ехать сидя до прохода через него. Или вот, трёхсекционный трамвай «Кобра», ходивший по 17 маршруту. Здесь делать вход через переднюю дверь было бы верхом абсурда, поэтому поставили ещё один турникет сзади. Под внедрение АСКП в Москве к концу 2004 года были списаны все автобусы ЛиАЗ-677. Тем не менее, в Зеленограде до этого момента некоторое время были на линии лиазики с турникетами. Более дикого и абсурдного, конечно, было сложно что-то придумать. Объективно говоря, в первые год-полтора работало это всё действительно дико и непотребно. Самое обидное, что даже тот редкий плюс в виде одновременной посадки и высадки в разные двери — и тот был довольно быстро нивелирован. Их зачем-то разнесли по разным остановкам — сначала автобус высаживает людей, потом закрывается, и на следующей уже сажает. Т. е. на узловых остановках время никак не экономится, а только ещё больше теряется — лютейший бред. Но, удивительное дело, люди действительно привыкли. Уже с 2006−07 годов про вопрос неудобства турникетов как-то забылся и ушёл с повестки. Пассажиры привыкли покупать билеты заранее, заходить в переднюю дверь, посадка более-менее ускорилась, хоть до дотурникетного периода было ей далеко. Со временем исчез и символ эпохи — зайчики. Турникеты действительно ушли на второй план, в первую очередь из-за пробок, в которых НОТ стал погрязать активнее и активнее. Задержки из-за турникетов стали незначительны по сравнению с задержками из-за них. Но, тем не менее, вносили свою лепту, поэтому периодически вставали вопросы об их отмене. Водители относились сильно по-разному к соблюдению правила входа в переднюю дверь. Многие плевали на это, и не особо следили за проходившими в задние двери, но попадались и принципиальные. Причём принципиальность была на разных уровнях — одним было достаточно чтобы нарушитель приложил билет к валидатору, а для других было обязательно, чтобы он прошёл Ритуал Прохода Через Переднюю Дверь. Я, как написал выше, был очень пассионарен в те годы. Обязательность прохода через переднюю дверь меня настолько люто выбешивала, что я регулярно совершал диверсии на это правило — и сам проходил, и других пропускал, и третьих призывал так на форумах делать. Неоднократно скандалил с водителями, но и меня хватило ненадолго. Стало быстро понятно, что так делать не стоит — только водителям создавать проблемы. А они — люди подневольные, да и не их это инициатива. Новый мэр Сергей Собянин пообещал отменить турникеты довольно быстро после прихода к власти, ещё в 2011 году. Ну, и теперь нельзя сказать, что он своё обещание не исполнил. 17-летняя эпоха вертушек в транспорте благополучно закончилась 1 сентября 2018 года! Путь к этой дате занял, немного немало, 5 лет. Начался он с того же 17 трамвая, где в целях «эксперимента» были сняты турникеты и увеличена скорость (абсурд же — ликвидацию маразма называть «экспериментом»). «Эксперимент» оказался удачным — и уже на следующий год новые польские трамваи PESA вышли без турникетов. Тогда впервые возникла абсурдная ситуация, что на одном маршруте на части вагонов надо входить только в переднюю дверь, а на части — во все. Потом эта же практика стала распространяться на маршруты с «Витязями». В какой-то момент турникеты отменили во всех трамваях Краснопресненского депо. Затем с этого года пошла активная разморозка — прямо с 1 января 70 загруженных автобусов, затем ещё немножко автобусов, затем половина оставшихся трамваев, затем все оставшиеся трамваи, и, наконец, окончательная точка в проекте «Московский турникет» была поставлена 1 сентября. То чувство, когда так сильно этого хотел-хотел, но оно в итоге случилось когда желание давно прошло. Новость об отмене турникетов прошла удивительнейшим образом довольно незаметно. Действительно мы так к ним привыкли как к такому мелкому досадному злу, что его исчезновение на фоне других глобальных перемен воспринимается хоть и позитивным, но не таким существенным. В такие минуты хочется пообщаться с теми нами образца 2005-го года, когда тема турникетов была № 1 везде в транспортных кругах. Когда скорейшее умножение на ноль «дури» в транспорте было ключевой нашей мечтой. Что бы те «мы» сказали сегодняшним «нам» и наоборот? Зато теперь самое время вспомнить каково с этим делом в Бразилии. Турникеты по типу «заводской вертушки» куда более тугие и узкие, чем наши, там вообще почти в других городах. И каких-либо изменений к лучшему не предвидится — бразилы и так привыкли. Впрочем, одной из реальных причин внедрения турникетов было вовсе не это всё, а желание «Мосгортранса» посчитать льготников. Зная точную цифру, проще требовать с правительства города конкретную сумму субсидии. С этим система АСКП, включавшая в себя турникеты, успешно справилась. Теперь турникетов нет, а АСКП осталась. Будем надеяться, что вертушки больше никогда в наши транспорты не вернутся! Источник

Ушла эпоха: отчего москвичи страдали целых 14 лет
© Ридус