Войти в почту

Нужен ли нам такой лоббист?

В конце прошлой недели врио губернатора Олег Кожемяко встречи с главой «Роснефти» Игорем Сечиным и президентом группы компаний ННК Эдуардом Худайнатовым, в рамках которых были достигнуты договоренности о стабилизации роста цен на бензин для Приморского края. Нет в России товара, рост цен на который вызывал бы более бурную общественную и государственную реакцию, чем бензин. Объяснение данного роста увеличением цен на нефть в России не проходит испытания элементарной логикой, которую на своем кошельке проверяет каждый автолюбитель. Когда цены на нефть растут — бензин дорожает. Но когда они падают — а в последние десять лет цены колебались в разные стороны в гигантском диапазоне от 25 до почти 150 долларов за баррель — бензин почему-то не дешевеет. При этом в долларовом выражении цены на бензин в нашей стране не растут, а падают. За 10 лет цены в рублях выросли примерно вдвое. Но если 10 лет назад литр бензина в стране стоил около доллара, когда за сам доллар давали 23 рубля, то сейчас не доходит и до 80 центов. Правда, доллар в России сейчас стоит примерно 66 рублей. Бензин вырос вдвое, а доллар — втрое. Сильно дешев бензин в России и по мировым меркам. Если у нас литр дешевле 80 центов, то, например, среднемировая цена вдвое выше — $1,55. А самый дешевый бензин (в пересчете) на рубли — в нищей Венесуэле, там литр стоит 60 копеек, и цены директивно регулируются государством. Правда, в одной из главных нефтедобывающих стран мира периодически возникает дефицит топлива. В России, тем не менее, любой скачок цен на бензин воспринимается и государством, и населением очень болезненно. Не случайно появился момент, когда правительство вынудило нефтяные компании фактически замораживать на какое-то время отпускные цены на бензин. И сейчас пытается сгладить рост цен снижением акцизов. В случае резкого роста цен на другие товары правительство так не реагирует. Такая обостренная реакция вполне понятна. Во-первых, автомобилизация россиян неуклонно растет. Сейчас машины есть даже у небогатых людей. Для них рост цен на бензин означает обнищание, лишение статуса, а часто просто невозможность нормально жить и передвигаться — в силу расстояний, качества дорог и неразвитости бытовой инфраструктуры. Вторая «опасность» стремительно дорожающего бензина — роль цен на топливо во всей ценовой цепочке экономики. «Бензиновая инфляция» (в том числе из-за удорожания грузовых автоперевозок) сразу разгоняет маховик цен на все остальное. При этом топливный рынок России не протянул в состоянии стабильности и полгода. Еще не затерлись воспоминания о скачках цен на заправках весной этого года, как признаки очередной угрозы взлета на стелах нахлынули с осенним листопадом. И, кажется, новый вид «сезонности» зарождается на рынке топлива России. Если раньше его участники строили бизнес, ориентируясь на весенне-осенние ремонты заводов, то 2018 г. может создать новую традицию - весной и осенью ждать от властей экстренных мер, укрощающих цены. Олег Кожемяко не стал дожидаться возникновения кризисной ситуации, а использовал свой лоббистский потенциал. Ведь несмотря на приставку врио, у него уже есть выстроенные связи с крупными федеральными игроками такого уровня, как Игорь Сечин и Эдуард Худайнатов. Во многом благодаря этому стороны легко смогли договориться о мерах по поддержанию стабильности цен на существующую номенклатуру нефтепродуктов в сети АЗС «Роснефти и ННК в Приморье для розничных потребителей. А также об увеличении объема реализации топлива, что гарантирует отсутствие дефицита на региональном рынке. И это важный шаг. Как отмечают аналитики, бензин точечно дорожает на заправках Приморья, а сама ситуация на рынке моторного топлива сейчас, мягко сказать, аховая. В частности, биржевые индексы, уже два месяца подряд находящиеся в повышательном тренде, почти обнулили маржу АЗС при «замороженных» розничных ценах. Выхода из создавшегося положения не было видно, как не слышно и об осенней активности властей по аналогу с майскими совещаниями у вице-премьера Козака. И сложную тему для Приморья Олег Кожемяко решил в интересах региона. Как и бесперебойную поставку топлива на котельные региона в зимний период. К слову, Кожемяко в свое время спас от замерзания Корякию. И в этом году не намерен допустить ситуации 2017 г., когда замерзало Приморье. Несмотря на то, что отопительный сезон начался во всех муниципалитетах, а запасов топлива хватит по нормативам, перестраховка просто-напросто не помешает. Опыт аппаратно-бюкратической работы, то есть представление, как на самом деле работает государственная машина, успешные, с точки зрения руководства страны, кейсы в этой работе, относительная незаинтересованность в личном обогащении дает возможность Кожемяко предпринимать конкретные меры по наиболее проблемным точкам региона и даже некоторые из них решать. С той же «Роснефтью» есть договоренность об участии приморского бизнеса в тендерах госкомпании. Не говоря уже об «ЭРА-Глонасс», «Аэрофлоте», экологии морских акваторий и многом другом, что успел решить за месяц врио губернатора. Нужен ли нам такой лоббист? Ответ, что называется, на поверхности.

Нужен ли нам такой лоббист?
© Konkurent.ru