e1.ru 16 октября 2018

Проверяют даже платежи за сотовый: банк из Екатеринбурга создал лабораторию, чтобы ловить мошенников

Фото: e1.ru
В 2016 году в Екатеринбурге появилась новая IT-компания, которая занялась разработкой исключительно банковских интернет-сервисов. Собирать специалистов для работы пришлось со всей страны — нужны были не просто программисты, а люди, думающие об удобном сервисе для пользователей. Такую задачу ставил и инициатор проекта — СКБ-банк.
— Проект SKB_Lab мы начинали в конце 2016 года, — вспоминает директор по персонлу Елена Пономарёва. — Перед нами была задача создать новую IT-компанию с нуля. Не секрет, что на рынке IT есть большой дефицит кадров. Понятно, что собирать айтишников в компанию, которой ещё нет, было довольно непросто. Сотрудников мы набирали по всей стране — в лаборатории есть люди из Омска, Томска, Калуги, Перми.
— Есть игроки на рынке, которые сильно подогревают ситуацию, — объяснила Елена Пономарёва. — Плюс к тому далеко не каждый программист хочет работать в банке, хотя мы и говорили, что создаём отдельную структуру. Так что мы старались заразить кандидатов глобальной идеей, амбициозным проектом и стеком технологий.
В конце декабря 2016-го Елена отвезла документы в налоговую, чтобы зарегистрировать новую компанию, в январе начала работу первая команда, а уже 19 февраля 2017 SKB_Lab переехал в офис. К этому моменту в лаборатории работали 20 человек.
— На самом деле мы ищем не программистов, а активных людей, — объясняет генеральный директор SKB_Lab Александр Клепинин. — Очень сложно бывает переключить технически грамотного специалиста в режим, когда он начинает думать о клиентах, о качестве сервиса. Нам не нужны люди, которые просто умеют писать код. Именно поэтому из 100 человек в команду брали лишь одного.
— Мы даже не пытаемся конкурировать с глобальными игроками, а учимся у них. Мы любим, когда человек на берегу говорит о своих целях. Наши технологии, на которых мы ведём разработку, во многом сходятся с теми, что использует тот же Яндекс. В итоге мы даём возможности нарастить компетенции у нас, а потом идти дальше, — пояснил Александр Клепинин.
Сотрудникам SKB_Lab удалось убедить учредителей, что новая структура умеет быстро реализовывать проекты, на которые банк мог потратить год или два. К примеру, первый релиз приложения появился уже через 100 дней после начала работы над ним.
— Это очень быстро. Мы ориентировались на ведущие интернет-банки. У кого-то удобный интерфейс, у другого банка скорость работы, у третьего — количество сервисов. И мы поставили себе задачу собрать в нашем приложении лучшее, — рассказал заместитель генерального директора SKB_Lab Андрей Савиных.
По его словам, на рынке есть масса готовых интернет-банков. И можно купить один из них и просто внедрить.
— Но такая схема не приведёт к какому-то принципиальному конкурентному преимуществу. Если ты хочешь что-то уникальное сделать, то должен делать интернет-банк самостоятельно. К примеру, была задача внедрить онлайн-депозит. Если бы мы заказывали доработку на стороне — то на создание такого сервиса ушло бы полгода, а SKB_Lab потребовался лишь месяц! — привёл пример Андрей Савиных.
В какой-то момент учредитель принял решение, что SKB_Lab может не только для СКБ-банка делать сервисы, но и стать создателем нового финансового сервиса — банка «Дело». Он ориентируется на малый бизнес, которому помимо банковских услуг нужны ещё и бухгалтерские, а также возможность проверить контрагентов и прочее.
— Изначально была задача организовать дистанционное банковское обслуживание, а также кредитный конвейер, чтобы решения по выдаче денег принимались максимум за 15 минут. Идея бренда «Дело» возникла уже в тот момент, когда наша лаборатория вовсю работала. Просто мы показали, что умеем делать новые продукты быстро и качественно, — отметила Елена Пономарёва.
Сейчас значительная часть проектов связана с тем, чтобы использовать максимальное число источников информации о потенциальных клиентах. Например, речь о принятии решения по кредиту.
— Мы используем несколько десятков сервисов, чтобы собрать информацию о заёмщике, проанализировать её в автоматическом режиме и минимизировать риски, а в конечном счёте и стоимость кредитов. Надо понимать, что банки закладывают свои риски в процентную ставку. Чем качественнее мы оценим заёмщика, тем выгоднее будет ставка для конечного клиента, — пояснил Александр Клепинин.
Уже автоматизирована проверка фотографий по базе мошенников. Плюс к тому есть сервис проверки через базы данных сотовых операторов.
— Мы постоянно формулируем какие-то гипотезы, как тот или иной фактор сказывается на надёжности клиента. Зачастую просто хайпим. К примеру, если вы регулярно задерживаете платежи за телефон, оператор вас блокирует, то велика вероятность, что вы и за кредит вовремя не станете платить, — привёл пример директор SKB_Lab.
При выдаче кредитов банк учитывает около сотни различных факторов. В итоге кредитный эксперт ничего не определяет — решение принимается автоматически.
Прошло всего полтора года с момента создания SKB_Lab, но там уже работают больше 130 человек. Нынешний офис может вместить 250 сотрудников. Впрочем, найти помещение побольше не самая большая проблема.
Комментарии
Читайте также
WSJ (США): китайские хакеры взломали серверы подрядчиков ВМС США
В ожидании Нового года: как наполнить дом праздничной атмосферой
Таллиннцам объяснили причину их страданий: обоняние — чувствительнее приборов
ЦИК: жалобы на нарушения в ходе выборов в Приморье не поступали
Последние новости
Зеленая клякса: близко подлетевшую комету Виртанена сфотографировали над уральскими горами
Глацких была права: Владимир Путин сказал, что не нужно ждать поддержки от государства
Новым начальником горздрава в Екатеринбурге стал онколог из 40-й больницы