Войти в почту

Российский бюджет наткнулся на айсберг

Строительство первого атомного ледокола класса «Лидер» обойдётся России почти в 99 млрд рублей. Реализован проект будет целиком за счёт бюджета. Однако действительно ли подобный масштабный проект так нужен России именно сейчас, и на что можно было бы потратить эти деньги? В эту сумму не включены НДС, ядерное топливо на первую загрузку, банковские гарантии и страхование на срок строительства. Следовательно, в перспективе общая стоимость проекта может быть ещё скорректирована. Эксперты рассказали порталу News.ru, объективна ли цена, которую придётся заплатить стране за самый мощный ледокол в истории, и окупятся ли траты в перспективе. Уникальный проект Мощность ледокола «Лидер» будет составлять 120 МВт на валу, что должно обеспечить движение в двухметровых льдах с коммерческой скоростью 10–12 узлов. Для сравнения — самый мощный действующий ледокол «Арктика», который спустили на воду в июне 2018 года, — 60 МВт на валу. Предполагается, что «Лидер» станет единственным ледоколом в мире, который сможет проходить через льды толщиной до 4,3 м и прокладывать путь шириной до 50 м. Планируется построить всего три подобных судна. Именно это объясняет столь внушительную цену проекта, считает эксперт Российского совета по международным делам Прохор Тебин. Традиционно малосерийное производство в разы увеличивает стоимость разработки и реализации любого судна. «Учитывая ледовый класс, размер и другие характеристики ледокола, цена является адекватной, хотя, конечно, она весьма значительная. Нужно понимать, что это достаточно маленькая серия, речь идёт всего о трёх ледоколах. Соответственно, у такого производства цена всегда значительная, так как включает в себя единоразовые расходы на научную разработку и исследования», — утверждает Тебин. Эксперт также уточнил, что в условиях активного развития Северного морского пути потребность России в таких ледоколах неоспорима. «Про экономическую выгодность данного проекта можно точно говорить, изучив бизнес-проект и планируемое увеличение перевозок по СМП. Но в целом, для России, учитывая значение СМП, которое в ближайшее время будет только расти, мощный ледокольный флот является совершенно необходимым», — заключил он. Эксперт также подчеркнул, что у других арктических держав — Норвегии, Америки и Канады аналогичных ледоколов нет. Выгода не ясна Ледокол «Лидер» должен ощутимо увеличит транзитный грузопоток по Северному морскому пути. Предполагается, что прежде всего это нужно газовым компаниям. В частности, в 2026 году НОВАТЭК планирует увеличить поставки своего СПГ по Севморпути до 43 млн тонн. При этом советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» Сергей Хестанов считает, что пока трудно оценить экономическую выгоду, которую страна может извлечь от реализации проекта, так же как и адекватность цены за строительство ледокола. «Ледокол относится к классу объектов, по которым достаточно мало статистики, т.е. отечественная промышленность в значимых количествах их не строит очень давно, из-за этого объективно оценить стоимость практически невозможно. Не ясна и целесообразность постройки. Некоторые эксперты считают, что такой потребности нет, потому что объём грузоперевозок по Северному морскому пути, по сравнению с эпохой СССР, резко сократился. Суда предпочитают идти вокруг, не связываясь со льдами. Пока не совсем ясно, насколько этот ледокол будет загружен и востребован», — сообщил Хестанов. При этом он отметил, что есть и альтернативное мнение. В частности, ряд экспертов предполагают, что необходимо строить ледоколы, в том числе и для того, чтобы поддерживать навыки предприятий, которые этим строительством занимаются. Хестанов также предположил, почему именно сейчас вернулись к идее начать реализовывать проект. Напомним, в 2017 году Минэкономразвития исключило 80 млрд рублей на строительство ледокола из программы социально-экономического развития Арктической зоны России на период до 2020 года. «С апреля месяца этого года федеральный бюджет профицитен, то есть доходы больше, чем расходы. Естественно, это провоцирует все министерства и ведомства выступать с самыми разными проектами на тему как нам этот профицит потратить. Но, мне кажется, правительство займёт максимально жёсткую позицию. Торопиться с тратами никто не будет, потому что вовсе не факт, что этот профицит сохранится в будущем. Цикл строительства таких судов достаточно длительный, и есть риски начать его в одних условиях, а продолжать сосем в других», — предположил он. Денег нет Как пояснил News.ru старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, в российском бюджете на текущий момент нет свободных средств для подобных проектов. «Тоже самое можно сказать о строительстве Сахалинского моста (540 млрд рублей) и дороги Джубга-Сочи (1,2 трлн рублей). Данные проекты не являются приоритетными, острой необходимости в их реализации нет», — сказал Ткачук, напомнив, что для выполнения «майских указов» президента потребуются дополнительные 6-8 трлн рублей из бюджета. В этой связи подобный проект является с экономической точки зрения нецелесообразным. В то же время, развитие Арктики — одно из приоритетных направлений для России, так что средства на строительство атомного ледокола «Лидер» вполне могут быть изысканы. По мнению главного аналитика ЦАФТ Антона Быкова, для оценки целесообразности строительства атомного ледокола необходимо рассматривать его в перспективе развития СМП из Азии в Европу. По оценкам российских и иностранных специалистов, СМП обладает рядом преимуществ в морских грузоперевозках в сравнении с классическим маршрутом транспортировки через Суэцкий канал. «Основное преимущество — это время. В самом распространённом примере транспортировки груза из Южной Кореи в Германию по морю СМП выигрывает у своего конкурента около 11-ти дней пути», — говорит Быков. Кроме того, не стоит забывать про усиливающиеся в мире геополитические и геоэкономические противостояния, из-за которых создаются риски устойчивости нормальной работы глобальной транспортной системы. Поэтому СМП является крайне важным проектом как для России, так и для азиатских стран, прежде всего, Китая. Основным же недостатком арктического пути является короткий навигационный сезон в 3-4 месяца. «Если бы получилось его расширить, то вместе с этим выросла бы и привлекательность СМП. Атомный ледокол «Лидер» как раз является попыткой в исправлении этого недостатка, он должен стать первым в мире ледоколом для круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути», — считает эксперт. Поэтому необходимость в такого класса судах определённо есть. Самое главное, чтобы реализация этого проекта проходила без набивших оскомину коррупционных историй. Всё-таки строится он будет на бюджетные деньги. Импортозамещение Со своей стороны ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский заявил, что постройка атомных ледоколов и постройка судостроительного комплекса «Звезда» относится к реализации глобального плана по организации Северного морского пути, а также производства отечественных судов, чтобы заменить импорт. «Экономическая целесообразность этого маршрута очевидна. Сокращённое время пути судов влечёт за собой экономию топлива, сокращение транспортных издержек», — сообщил Капустянский. В свою очередь, плата за проход судов меняется на ледокольный сбор. Он считает, что подобного рода проекты необходимы России. Во-первых, они краткосрочно поддерживаю рост экономики страны. Во-вторых, фактически это появления значительной статьи доходов в долгосрочной перспективе, что необходимо для нашей экономики, чтобы диверсифицировать нефтегазовые доходы. Однако, подчёркивает Капустянский, если о необходимости таких проектов речи не стоит, то возникает другой вопрос — насколько экономически выгодны подобные стройки века и как активно они будут использоваться и генерировать прибыль. Аналитик консультационного центра «Эшфорд» Роберт Алоян склонен считать, что программа освоения Арктики требует серьёзного подхода, и строительство серии крупных ледоколов — это прямой ответ миру о принадлежности северной экономической зоны России к её основной экономической инфраструктуре. «Новый класс ледоколов позволяет не только заявить права на использование ресурсов моря и дна, но и предоставить СМП для других держав. Экономические выгоды только от использования судов нового типа превысят расходы уже в течение среднесрочной перспективы в экономическом плане, а ведь существует ещё и политика», — сказал Алоян. Кроме того, отсутствие серьёзного ледового флота у других стран даёт возможность заработать и на эксплуатации в их экономических зонах. Можно отметить, что именно сейчас закладываются основы использования ресурсов Арктики на следующие 20-30 лет, и Россия уже далеко впереди всех, говорит эксперт. Чтобы остаться в лидерах, приходится вкладываться в инфраструктуру, судостроение, науку и развивать полярные области. Появление судов типа «Лидер» — это тысячи рабочих мест, активность на полярных маршрутах и экономический вклад в общую структуру доходов бюджета, откуда потом идут выплаты бюджетникам, пенсионерам и инвалидам. Поэтому любой крупный проект, доведённый до эксплуатации, даёт кумулятивный прирост и в ВВП страны. Это подход к освоению богатств, когда строится инфраструктура и только потом масштабное проникновение даёт результат 100%. Поэтому основной упор должен быть сделан на эффективное использование затрачиваемых и собираемых затем средств, а не сам проект.

Российский бюджет наткнулся на айсберг
© News.ru