Ещё

«Из пяти тысяч перевозчиков, половина — нелегалы»: ждать ли Уфе порядка с общественным транспортом 

Фото: ufa1.ru
Всего в городе по скромным подсчетам работает около пяти тысяч маршруток
В Уфе случилось громкое ДТП. Обычный городской пазик, спеша за длинным рублем, рассекал потоки машин, вжимая газ в пол. В районе остановки «Парк Калинина» удача от уфимского Шумахера отвернулась — на полном ходу маршрутка протаранила попутный «Нефаз», да так, что тот потерял управление и снес остановочный павильон. Больше 20 человек пострадали, пятерым потребовалась госпитализация.
Нефаз от удара врезался в остановку остановку
Авария произошла на прошлой неделе и вызвала широкий общественный резонанс. Систему городского транспорта в столице не поливал грязью, наверное, только ленивый.
Видео: БашДТП/vk.com — Когда закончится этот беспредел на наших улицах? Почему люди должны ездить на этих пазиках и разваливающихся газельках, и постоянно трястись от страха — доедем или нет? — справедливо негодовали горожане.
— Где нормальная, цивилизованная система общественного транспорта? Не вот эта рухлядь, а ответственный перевозчик с большими автобусами, расписанием и регламентом? Почему в Москве и Казани смогли сделать по-человечески, а у нас деревня грязная, а не город-милионник до сих пор? — гневно вопрошали люди.
А действительно? Когда, почему и где? Мы ведь столица, в конце-то концов. Саммиты устраиваем, двигатели для самолетов строим, а ездим как пьяная ребятня по деревне — на нелегальных полуразвалившихся коробках, гадая, доедем ли, а если да, то в полном ли сборе.
В ситуации разбирался корреспондент Ufa1.
Везут, как дрова
Злосчастные уфимские маршрутки слишком уж часто мелькают в сводках о ДТП. Они сносят столбы пытаясь обогнать конкурента, сбивают ни в чем не повинных людей, горят как спички из-за кустарных самоделкиных работ. Не говоря уже о том, что горячие водители, зачастую гости столицы из ближнего зарубежья, устраивают разборки на дорогах, похлеще, чем в боях без правил.
— Недавно ехала с работы, на «Семье» мы остановились, и водитель кинулся выяснять отношения в другую маршрутку. Бросался прямо в кабину: тот его то ли подрезал, то ли что, — восклицает уфимка Татьяна. — Я уставшая, домой хочу, люди в салоне тоже куда-то торопятся, а эти два гладиатора друг друга метелят полчаса.
Действительно, слава богу, всего полчаса мерзли
На качество обслуживания в маршрутках горожане жалуются постоянно. Далеко не каждый водитель в погоне за рублем вспоминает, что в салоне у него не дрова, а живые люди, они могут куда-то опаздывать, или наоборот, хотят дожить до старости.
— Эти маршрутчики обожают по утрам стоять на остановках, особенно на «Централке», все ждут, пока кто-то в их богадельню залезет. Людям на учебу, работу между прочим, а мы стоим. неприкаянные, ждем апостолов, — рвет и мечет уфимка. — Светофор уже четыре раза сменился, а он все ждет. Водители-Хатико, обожаю просто.
Больно смотреть? Ездить тоже не сильно приятно
Повсюду нелегальщина
Согласно Федеральному закону номер 220, который регулирует организацию пассажирских перевозок, у каждого маршрутчика должна быть транспортная карта, а компании, на которые они работают, должны состоять в реестр муниципальных перевозчиков. Но на деле там зарегистрированы далеко не все — половина автобусов ездит без документов. Это подтверждает и отчет министра МВД республики, оглашенный в начале этого года: как гласит документ, перевозкой пассажиров в городе занимается около пяти тысяч автобусов, а зарегистрированы и имеют транспортную карту только 2400.
Почти половина маршрутчиков столицы — нелегалы
То есть по городу, столице на секундочку, гоняет небольшая армия из двух с половиной тысяч незарегистрированных перевозчиков. Никому не принадлежат, ни перед кем не отчитываются, ни за что не отвечают. Про какое — либо техобслуживание говорить бессмысленно в принципе, видимо, его проходить слишком дорого и хлопотно, да и зачем — дружбан Вася за два поллитра в гараже все починит, подтянет, плюнет-крякнет и надежно закрепит изолентой, век сноса не будет. Плюс к тому, многие владельцы паркуют свои развалины там же, где и живут, занимая и без того малочисленные парковочные места здоровенными коробками, хотя за такое полагается солидный штраф — от 10 до 20 тысяч рублей. Но, по всей видимости, они уверены в своей безнаказанности.
Где сломался — там и парковка
Экскурсию не желаете?
Чтобы обойти систему и избежать заоблачных штрафов, нелегалы пошли на хитрость: стали прикрываться табличкой «экскурсионный». Последние несколько лет такие автобусы город буквально наводнили. Да в таком количестве, что остается только подумать — что же мы такого пропустили, и когда Уфа успела стать центром туризма. Но вот ездят эти водители по все тем же маршрутам, что и всегда, и номера у них те же. Конечно, их штрафуют и даже отправляют транспорт на спецстоянки. Но только доказать, что водитель едет по регулярному маршруту, на который нужны документы, достаточно сложно, особенно без помощи пассажиров. А те зачастую отказываются заявлять о том, что они ехали не на экскурсию вовсе, а по привычному маршруту.
Незабываемую экскурсию в тошниловке с ближневосточным колоритом не заказывали?
Попробуй крайнего найти
Как признаются сами водители, конкурентная борьба за пассажира очень большая. Корреспондент Ufa1 поговорил с водителем одного из популярных городских маршрутов Костей. Он рассказал про жизнь городского извозчика без прикрас.
— Работа тяжелая. Да и кому сейчас легко: чтоб получить хороший маршрут, его нужно купить, а стоят они недешево, — рассказывает Константин. — На ходовых маршрутах конкуренция бешеная, на одном таком еще по два-три нелегала гоняют.
Тут нас подрезал очередной тарахтящий и чадящий черным дымом пазик, и вклинился перед нами на остановке — как бы в подтверждение слов о конкуренции.
— И вот так каждый день, — усмехнулся Константин. — И что ему сделаешь? Пошлет только и все, не бить же его, даже жаловаться не на кого — он сегодня здесь, а завтра дома в Средней Азии, пойди найди.
Конкуренция так высока что порой водители пулей пролетают остановку лишь бы обогнать попутный маршрут
Я, повиснув на ремне безопасности и едва не выплюнув завтрак на лобовое стекло, был не согласен по поводу отсутствия мордобоя в практике лечения подобной наглости, но спорить не стал. Решил поинтересоваться, а дорого для маршрута — это сколько?
— Ну, за такой, как этот — по проспекту и в спальные районы, нужно отдать где-то 150 тысяч, — подумав, ответил Костя. — Есть и подешевле, конечно, но и проходимость ниже, там только частники работают в основном, наемник заработать едва ли сможет.
На вопрос о техобслуживании и медицинских проверках перед рейсом Костя ответил, что на его линии, автобусы проверяют регулярно, а водителей осматривают перед выходом на линию, но за других говорить не стал — не знает.
Понаехали тут, понимаешь
Есть еще другой вид извозчиков: выводят на уфимские маршруты автобусы, зарегистрированные в других регионах. Узнать их легко по номерному знаку: 56 — Оренбургская область, 59— Пермский край. А раз они стоят на учете там, то и налоги, равно как и «письма счастья» с камер, приходят на адрес регистрации, и оплачиваются опять-таки не в местный бюджет.
Видите здесь остановку? И я нет. А она есть
Чиновники говорят, что пытаются бороться с нелегалами, но выглядит это как попытка прибить черную крысу в абсолютно темной комнате, заставленной мебелью — и не поймаешь, и сам покалечишься. Их штрафуют, но уже на следующий день шоферы вновь выходят на линию, на заработки.
Государственный извозчик — как раненый зверь
Победить нелегалов можно, если есть мощный государственный перевозчик, конкурировать с которым тяжело. Назвать таким местный «Башавтотранс» язык не поворачивается — грязные, дребезжащие, холодные, не видевшие мойки со времен татаро-монгольского ига «Нефазы» совершенно не вызывают желания в них ездить. Само предприятие на грани банкротства, вынужденно распродавать помещения и технику, чтобы удержаться на плаву — раненый зверь, добить которого охотники попросту поленились. Составить какую бы то ни было конкуренцию в таком состоянии «Башавтотранс» не в силах.
Против такого количества нелегалов, бороться государственный перевозчик не может
Помнится, бывший мэр Уфы, Ирек Ялалов отметил этот вопрос на одном из заседаний.
— Вы знаете, сколько «Башавтотранс» и МУЭТ перевозят пассажиров? 15 процентов. Это провал! 10 лет назад они возили 50 процентов, — сокрушался бывший руководитель города. — А сейчас они даже не могут обеспечить регулярность перевозок: вы после 10 вечера хоть один автобус «Башавтотранса» найдите. Нет их! Директора на предприятии меняются как перчатки.
Ирек Ишмухаметович огорчен таким положением вещей
Может, пора встать с колен?
Почему же мы не можем поднять одного — единственного перевозчика с колен, дать ему отдышаться и с новыми силами броситься в бой? Как показывает опыт соседей, сделать это вполне реально. В той же Казани еще восемь лет назад ситуация была такая же аховая, как у нас. А сегодня система транспорта в столице Татарии безупречна и вызывает лишь завистливое посвистывание, во всяком случае, на непритязательный уфимский взгляд. Все автобусы принадлежат городу, ходят по расписанию, на каждой остановке есть электронное табло, и можно отслеживать время прибытия автобуса нужного маршрута.
Так могло быть и у нас, но у нас — «Техас»
И, на минуточку, он действительно (!) приезжает в указанное время. Пазиков, которые набиваются на остановки как сельди в бочке, и сигналят без остановки, доводя горожан до состояния боевого хомяка на полном взводе, попросту нет. Все автобусы ухоженные, чистые и опрятные. А что еще немаловажно, все деньги с пассажиров идут в бюджет города, которому весь транспорт и принадлежит. А это значит, что нет и конкуренции, и ее последствий в виде безумных гонок на улицах в лучших традициях Голливуда.
Власть стала шевелиться
Система общественного транспорта в Уфе возмутила и нового врио главы республики. На недавнем совещании Радий Хабиров жестко прошелся по этому вопросу и велел чиновникам устранить проблему с нелегалами до 1 декабря.
— Москва — десятимиллионный город. Вы не представляете, что там было, но сейчас в Москве нелегальных перевозчиков нет. Во многих крупных городах такая же ситуация. В Казани, например. А у вас в Уфе Техас какой-то, власть здесь есть или нет? — возмутился временный глава.
Врио главы велел исправить ситуацию — поможет ли?
На совещании 16 октября исполняющий обязанности мэра Уфы Салават Хусаинов также попросил своих подчиненных в кратчайшие сроки навести порядок на рынке пассажирских перевозок города и решить проблему с нелегалами.
Что нам нужно для подъема?
Чего же не хватает городу для того, чтобы прийти к нормальной, цивилизованной системе общественного транспорта? На мой вопрос ответил начальник управления транспорта и связи Уфы, Андрей Федосов.
— Если брать опыт успешных городов, где транспортная проблема решена, то понятно, что нам нужен мощный якорный перевозчик, который будет контролировать минимум половину рынка, и сможет диктовать условия остальным, — ответил чиновник. — Создавать нового муниципального перевозчика будет сейчас неоправданно долго, поэтому я вижу решение проблемы в развитии «Башавтотранса».
Нелегалы работают без выходных и до поздней ночи, как с ними тягаться?
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео