Войти в почту

Николас Кейдж о Станиславском, панк-роке и своих лучших ролях в кино

В прокат выходит адский (в прямом смысле) фильм "Мэнди", в котором Николас Кейдж сыграл одну из лучших ролей за последние годы. В честь такого события, мы публикуем интервью, в котором Кейдж вспоминает своих самых знаковых персонажей, рассказывает про то, как играть пьяного как не сойти с ума, работая по системе Станиславского. Вы решили стать актером после того, как увидели Джеймса Дина в фильме "К востоку от рая", да? Одно время я хотел быть морским биологом, потом боксером, потом фокусником и гонщиком. Все это меня увлекало, но когда мне стукнуло 15 лет и я увидел в кинотеатре "Беверли-Синема" Джеймса Дина, то понял, что хочу стать актером. Еще я хотел стать музыкантом, певцом, но стоило увидеть эпизод, в котором Джеймс Дин дает деньги Рэймонду Мэсси, игравшему отца героя, и мое сердце было разбито. Это было прозрение? Я понял, что не могу иначе. Это был поворотный момент. Я понял, что сделаю все, чтобы стать таким актером. Кроме того, я сказал себе, что, став актером, я научусь и скакать на лошадях, и ездить на гоночных машинах, и боксировать, то есть все мои мечты сбудутся. Для меня это был хороший опыт, хотя на семейной жизни он сказался не лучшим образом. Вы с самого начала работали по системе Станиславского и в первые годы снимались очень активно Сейчас, возвращаясь домой, я не привожу с собой своего персонажа в известной степени. С другой стороны, всегда есть какое-то глубинное течение... Если уж актер взялся за роль, он не может на каком-то уровне не работать над ней все время. Я уверен, что даже сейчас в моем подсознании формируется нечто, о чем я даже не догадываюсь. Но сознание мое работает как надо, и когда съемки заканчиваются, я еду домой, к семье именно я, а не мой герой. Сейчас во мне уже не идет та борьба, которая шла, когда я был моложе, работал по Методу, сживался с героями, мог повести себя непредсказуемо, возвращался домой и вел себя точно так же. Когда в доме дети, так жить нельзя. Это игра для молодых. Так что же заставило вас обратиться к методу? У меня не было актерского образования, и я понимал, что могу только делать то, что делает мой герой, ну, как Де Ниро просто жить ролью. Когда ты живешь ролью, ты о ней не думаешь. Тебе не нужно как-то особо себя готовить. Ты просто делаешь то, что делаешь, правда, с одним условием: если у тебя хороший режиссер. Если хорошего режиссера нет, то это может плохо кончиться. Вы упомянули Де Ниро. Некоторые критики ставят вас на одну доску с ним и Пачино. У вас не бывает ощущения, что вам порой не отдают должного? Нет. Мои кумиры Иствуд и Николсон, актеры вроде них. Мне нравятся Де Ниро и Аль Пачино, но у меня другой путь: я стараюсь быть эклектичным, показывать что-то новое и зрителям, и себе. Не хотелось бы, чтобы меня сравнивали с другими актерами лишь потому, что я пытаюсь играть так, как чувствую, играю что-то свое и не забываю о своих корнях. Я вырос на фильмах Рэя Харрихаузена, мне нравился "Звездный путь", я любил фантастику, в общем, мои пристрастия не слишком совпадают с пристрастиями Де Ниро и Аля Пачино. На меня куда больше повлиял Герберт Уэллс. Но я понимаю, что Аль Пачино один из величайших актеров. Его Майкла Корлеоне в "Крестном отце" или Тони Монтану в "Лице со шрамом" нельзя улучшить. Есть актеры столь же хорошие, но лучше никого нет, и его фильмы я смотрю с замиранием сердца. Судя по всему, на вас больше повлияли 1950-е... Да. Я обожаю 50-е, они для меня основа основ. Джеймс Дин, Марлон Брандо Отправной точкой вашей карьеры стал фильм "Воспитывая Аризону". Ваша немного сумасшедшая игра это результат эклектичного подхода, о котором вы говорили? Хороший вопрос! Те съемки требовали от меня очень многого. Воспитывая Аризону Я был еще молод мне было то ли 19, то ли 21... У меня была идея сыграть в этом фильме персонажа вроде Вуди Вудпекера. Я недавно прочитал интервью братьев Коэн, где они говорят, что тащились, кроме прочего, от Уолтера Ланца, придумавшего Вуди Вудпекера. И самое смешное, что я знаю, откуда это взялось, из этого моего странного юношеского желания: попробовать сыграть мультперсонажа вживую, как героя фильма. Перейдем от Коэнов к Дэвиду Линчу и его фильму "Дикие сердцем". Часто говорят, что вы сыграли в нем "в духе Элвиса Пресли". Да, но даже тогда, когда все только начиналось, я задумывался о синтезе искусств. Говорят, что я сыграл "в духе Элвиса Пресли", но на деле я играл "в духе Энди Уорхола", который брал портреты идолов и делал изумительные коллажи с Джаггером, Пресли, Мэрилин Монро, Суперменом, и я думал: можно ли сделать то же самое в актерской работе? Станиславский в книге "Работа актера над собой" пишет, что худшее, что актер может делать, это подражать. Я сказал себе, что это вызов, что надо нарушить это правило. Я решил, что буду играть в духе Энди Уорхола и нарушу правило Станиславского в этом фильме я буду подражать Элвису. И я это сделал. Мне хотелось раскачать лодку, добавить в кино немного панк-рока. Вы похожи на фаната панк-рока... О да. Sex Pistols! Для вас все начинается и заканчивается панком 70-х? Да. Для меня все заканчивается смертью Сида Вишеса. Я был фанатом Sex Pistols и все. В "Покидая Лас-Вегас" вы добавили панк-рока изрядно. Можно ли утверждать, что в работе над этой ролью вам помогла личная драма (разрыв с невестой, моделью Кристен Зэнг)? Да, эмоции играть всегда легче, если ты переживаешь на самом деле, но все еще можешь себя контролировать. Я смотрел разные фильмы про алкоголизм а сам я не алкоголик, никогда им не был, не состоял в обществе анонимных алкоголиков, не лечился в клиниках, и я хотел сыграть свою роль убедительно. И осознал, что выбор прост: а) нажраться, записать пьяного себя на пленку и попытаться себя же копировать; б) нанять алкотренера, который понимает, что значит быть пьяным, и сам все время пьян; в) доводить себя до кондиции в тех сценах, где это уместно. Покидая Лас-Вегас И что вы пробовали а, б или в? С третьим вариантом я сильно рисковал можно ведь и сорвать- ся. В общем, я опробовал все три варианта, и они сработали, но мне повезло, что фильм снимался только месяц. Если бы съемки длились дольше, это могло плохо кончиться. Эта роль принесла вам "Оскар" и она же подтолкнула вас к более мейнстримовым, крупнобюджетным фильмам. Или вы уже шли в этом направлении? Уже шел. Это неправда, что я стал сниматься в экшнах после "Покидая Лас-Вегас". К моменту получения "Оскара" я уже сыграл в "Скале". Фильм был уже готов. Я решил выскочить из колеи. Об эклектичной карьере я думал с самого начала, так что это заблуждение, что я получил "Оскар" и ринулся с ним на заработки. В Голливуде это не так работает. "Оскар" это не пропуск в приключенческое кино. Либо тебя в нем снимают, либо нет. Вы упомянули "Скалу", а еще был "Без лица". Вы играли в боевиках сложные характеры. Вам приходилось отстаивать свое видение героев? Приходилось, и я старался понять, какими они должны быть, и только из-за них я соглашался сниматься. Начать с того, что я вырос на приключенческих фильмах с Клинтом Иствудом и Чарльзом Бронсоном и знал, что в экшнах нужно стараться играть сложных людей, потому что таких персонажей в боевиках всего ничего. Я видел, что нужно делать, и хотел попробовать. Опять же, я смотрел на такие роли как на вызов. Я ведь не из тех актеров, которые могут сыграть кого угодно, и по моим предыдущим фильмам, будь то "Воспитывая Аризону", "Поцелуй вампира" или "Покидая Лас-Вегас", никто не сказал бы, что я могу сыграть героя боевика. Только Джерри Брукхаймер один-единственный решил, что я смогу, и дал мне такую возможность. В фильме "Пипец" есть отсылка к "Без лица" что вы о ней думаете? Есть одна, но она не связана с моим героем. Честно говоря, я ее и не помню. Может, какая- то реплика... "Без лица" это был чудесный опыт. Джон Ву показал мне "Пулю в голове" с Тони Люном эти двое очень похожи на Вернера и Кински. Когда я увидел, до чего актеры доходят в "Пуле в голове", я понял порог дозволенного у Ву, и что я могу играть куда более резко, чем раньше, особенно голосом. Вернер, когда работал с Кински, тоже мирился с тем, что Кински экспериментирует с голосом, а меня такие эксперименты очень интересовали. "Без лица" дал мне шанс выразить себя. Не думаю, что я играл бы так же смело, если бы Ву не показал мне "Пулю в голове", я бы не был уверен в том, что мы поймем друг друга. До того я видел "Наемного убийцу" и "Круто сваренных", но только посмотрев "Пулю...", понял, насколько резко, пугающе резко играют актеры в фильмах Ву. И я зажегся. Для меня это был сигнал. Вы упомянули Брукхаймера вместе вы сделали семь фильмов. Он не боится рисковать, правда? Взять хоть "Воздушную тюрьму" Ну да, Джерри дал мне роль героя экшна, а в "Воздушной тюрьме" снял Стива Бушеми и Джона Малковича кто еще решился бы на такое? Если бы эти ленты продюсировал кто-то другой, такого бы никогда не случилось. То же и со мной: Джерри нужен был свежий взгляд на боевики. Кадр из фильма «Воздушная тюрьма» Еще вы с Брукхаймером сделали фильм "Угнать за 60 секунд", о котором разочарованные поклонники говорили, что стиль там победил содержание. С этой картиной любопытно вот что: когда она только вышла, я понимал, что это не самый лучший наш с Джерри фильм, и я ему сказал об этом. А он ответил, что фильм людям нравится, что он успешен. Мне "60 секунд..." не казались чем-то выдающимся, но фильм стал культовым у многих жителей больших городов. Люди по всему миру до сих пор вспоминают: "Боже, '60 секунд...'! С него все началось!". Потом были "Токийский дрифт" и прочее... Фильмы серии "Форсаж" Да, все это. Для многих "60 секунд..." это вроде "Лица со шрамом" в субжанре про угон автомобилей и гонки в городе. Я и предположить не мог, что все так обернется, однако фильм нашел своего зрителя. Вам правда понравилось играть у Спайка Джонза в "Адаптации"? Он славится запредельной дотошностью, да и близнецов изображать непросто Спайк визионер, и, кстати, мне очень понравился его фильм "Там, где живут чудовища". Очень. Я послал ему, верьте или нет, белую орхидею и написал: "Ты поэт, провидец, визионер и волшебник". Он такой и есть. Как он сумел преобразить короткую историю в рассказ о конфликте между детьми и взрослыми это настоящее чудо... Возвращаясь к вопросу: я знал, что работа со Спайком Джонзом это работа с визионером и незаурядной личностью. Спайк микроменеджер. Он говорит тебе: "Играй так, играй эдак", и все время что-то подправляет, и тебя это начинает ошеломлять, особенно если играешь то одну роль, то другую. Я был полностью обескуражен. Но как только я понял, в чем тут дело, я сказал ему: "Я буду как дистанционно управляемая машинка. У тебя есть пульт. Жми на кнопки!" Джонз вывел меня на новую высоту, о которой я до того и не догадывался. Как раз тогда мне очень нужны были поддержка и вдохновение. Кстати о вдохновении: Папаня в фильме "Пипец" одна из лучших ваших ролей? Не знаю. По мне, "Пипец" это история о привязанности отца и дочери, но это еще и лента с моралью, с иронической моралью о том, к чему приводит фиксация на насилии и даже на супергероях. В последнее время зацикленность на комиксах и супергеройской мифологии достигла своего апогея, мне кажется. Вы снялись в ремейке "Плохого лейтенанта", потому что вам нравится оригинал или вы хотели поработать с Вернером Херцогом? Мне нравится оригинал, но важнее всего была работа с Вернером, потому что я без ума от его фильмов и особенно его отношений с Клаусом Кински. Вернер меня восхищает, и я хотел с ним работать. Его фильмы для меня как поэмы, они витают в каких-то заоблачных далях. Я был уверен, что его "Плохой лейтенант" не будет иметь ничего общего с оригиналом, что Вернер снимает кино о совсем иных, куда более абстрактных материях. Вам уже за сорок. Это лучшее десятилетие вашей жизни? В чем-то да, хотя когда тебе от тридцати до сорока, в тебе все- таки больше сил и физических, и душевных. "Когда его время придет, Ник Кейдж умрет без сожалений". Да или нет? Я ни о чем не жалею. Я словно жил жизнями множества людей. К своим годам я прожил больше, чем одну жизнь. Я был разными людьми. Я менялся, и продолжаю меняться, и это прекрасно. Впрочем, нет, у меня есть одно сожаление. Кто-то спер три моих лучших комикса. И их так и не нашли.

Николас Кейдж о Станиславском, панк-роке и своих лучших ролях в кино
© Фильм.Ру