Войти в почту

о любопытной закономерности

«Нынешние ходящие парами новостные поводы больше напоминают персонажей поп-культуры, которая тоже вся пронизана принципом дуализма. Том и Джерри, Рокки и Буллвинкль, Винсент Вега и Джулс Винфилд. Любое дело делится на двоих. Одного героя недостаточно, а для третьего уже нет места — это рассеивает внимание, отвлекает, требует дополнительной сюжетной линии, отдельного психологического портрета». Большинство игр в мире устроены так, что наличие именно двух игроков является необходимым и достаточным условием их существования. Если игра групповая, то в неё играют две команды. Если игра политическая — две страны. Если игра геополитическая — страны делятся на группы. То есть мир так устроен — всё имеет две стороны, для любой игры нужны двое, для всякого дела требуется напарник. Во всех главных, хотя, вероятно, и не самых важных новостях последнего времени всё тоже делится надвое. Российские туристы с непростой историей бизнеса и взаимоотношений — Петров и Боширов. Двое бойцов в восьмиугольнике — Нурмагомедов и Макгрегор. Два российских футболиста — Мамаев и Кокорин. Традиция эта давняя, и закреплена она в российской истории и на культурном, и на идейном уровне. Если есть Пушкин, то будет и Лермонтов. Есть Толстой — будет и Достоевский. Тютчев — Фет. Маркс — Энгельс. Да, последние, конечно, не совсем из русской культуры, но именно здесь они закрепились так, что вырывать их пришлось, как самый упёртый зуб мудрости. Всё должно идти в паре, в связке. Сталину, конечно, больше соответствовал Михаил Калинин или Климент Ворошилов. С ними он и дольше работал, и идейно они ему были ближе. Но тогда кого дать в пару Ленину? Не Троцкого же. И появилась в псевдонародном творчестве незабываемая песня «Два сокола». «А соколов этих люди все узнали. Один сокол — Ленин, второй сокол — Сталин». Нынешние же ходящие парами новостные поводы больше напоминают персонажей поп-культуры, которая тоже вся пронизана принципом дуализма. Том и Джерри, Рокки и Буллвинкль, Винсент Вега и Джулс Винфилд. Любое дело делится на двоих. Одного героя недостаточно, а для третьего уже нет места — это рассеивает внимание, отвлекает, требует дополнительной сюжетной линии, отдельного психологического портрета. Павел Мамаев и Александр Кокорин создали идеальный сюжет. Два недалёких, но успешных паренька мощными натруженными ногами оттолкнулись от заплёванной лестничной площадки обыденной действительности и запрыгнули в социальный лифт большого футбола. Когда этот лифт почти довёз их до верхнего этажа — до бесконечно просторного и недоступного пентхауса небожителей, они зачем-то стали беспорядочно жать на все кнопки, раскачивать кабину, открывать руками двери. Потом обоих стошнило, и они оказались в отделении полиции. Поступок одного футболиста был бы не настолько фактурным. Занесло парня — с кем не бывает. Но кумулятивный эффект групповой динамики сделал из криминальной хроники экзистенциальную драму. Футболисты избили двух человек. В разное время, в разных местах, но одинаково жестоко. Ногами лежачего, стулом сидячего. Когда бьёт один — это драка. Когда бьют двое — это уже избиение. Когда одного бьют двое богатых и успешных — это издевательство и глумление. Оказалось, что ребята отмечали десятилетие своей дружбы — мужской и крепкой. Сначала пили в поезде, потом — в стрип-клубе, похмелялись в кафе. К моменту конфликта двое героев обросли толпой выпивающих. Били жертв все вместе. Может быть, в том и дело, что компания была количественно разбалансирована? Ведь если выпивали, то должно было быть трое. Это же доказанный принцип золотого алкогольного сечения. В компании из троих всегда найдётся кто-то, кто немного трезвее остальных. И некому будет поддержать двух других — агрессивных. Сможет урезонить, оттащить, усадить, сказать: «Ладно-ладно, давайте просто ещё по одной». Интересно и то, как закон парности порождает новую парность. В Москве 15 млн человек. Но двое футболистов, решив подраться совершенно стихийно, попали именно на чиновника довольно высокого уровня и на водителя известной телеведущей. То есть попали именно на тех двух людей, дело с которыми замять никак не получится. У человека две руки и две ноги. Две ноги — необходимый минимум, чтобы играть в футбол, игру для двух команд. Одна голова — недостаточно, вероятно, чтобы понимать, что нельзя бить людей стульями. У российского герба, кстати, головы две. С одной стороны, возможно, это нас от чего-то уберегает. С другой — уж наверняка способствует воспроизводству закона парности. Или даже дихотомии. Эта дихотомия — паттерн универсальный. Двухпартийная система, выборы из двух кандидатов, двойная порция фастфуда, два компаньона в мультиках и блокбастерах. Нынешняя повестка забудется. Для коррекции репутации футболистов уже наняли очень дорогих пиарщиков. Но мы помним: все новости следуют попарно. Равно как и фигуранты новостей. Случившееся сегодня подтвердится чем-то, что случится завтра. И то ли это мы уже так бессознательно подвержены влиянию такого стереотипа, то ли кто-то проецирует парность на реальность. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.