Войти в почту

Долго запрягают. Электробусы Москвы «споткнулись» на подзарядке

Последний месяц в Москве курсируют электробусы, которые уже перевезли около 90 тысяч человек. Транспорт оснащен климат-контролем, почти бесшумен и не загрязняет атмосферу. Впрочем, у него нашлись существенные недостатки. О планах перехода на электробусы столичные власти заявили еще прошлой зимой. Город собирался приобрести 300 электробусов, но к началу осени Москва получила только девять машин. Их производят на двух российских заводах: ГАЗ и КамАЗ. Стоимость одного такого автобуса на электричестве составляет около 33 миллионов рублей. Электробусы марки КамАЗ-6282 из первой поступившей в Москву партии рассчитаны на перевозку 85 пассажиров и имеют по 30 сидячих мест. В соответствии с новой концепцией общественного транспорта столицы машины укомплектованы системой климат-контроля, спутниковой навигацией, разъемами для зарядки телефонов, информационными медиаэкранами и Wi-Fi. В настоящее время москвичи могут опробовать новый вид транспорта по единственному маршруту: от ВДНХ до Бибирева. До конца года власти планируют запустить еще пять направлений, в основном по центру столицы. Главное отличие от обычных автобусов и троллейбусов — зарядка от электросети. Одной подзарядки хватит примерно на 100 километров. Максимальная скорость, которую сможет развивать транспорт, достигает 65 километров в час. Кроме того, автобус, работающий на токе, не выделяет вредных для атмосферы выхлопных газов. Вдобавок он обходится госбюджету значительно дешевле традиционного транспорта: затраты на обслуживание электробуса и электроэнергию составляют около 10 рублей за километр против 34 для дизельного автобуса. Опыт столицы собираются перенять и другие города России. Экотранспорт начали внедрять в Санкт-Петербурге. Техника работает на пяти маршрутах, а в ближайшее время планируется запуск и на другие линии. Не отстают от двух столиц и другие регионы. Уже в это воскресенье на дороги Ростова выйдет первый электробус, который будет следовать от Главного железнодорожного вокзала к музею «Россия — моя история» на проспекте Шолохова. Кроме того, транспорт, работающий на токе, появится в Хакасии. Власти Абакана начали выпускать на линии голубые троллейбусы-гибриды с удлиненным автономным ходом, которые получили название «Губернаторский электробус». Заряд на нуле Источник фото: РИА «Новости» По данным Мосгортранса, за первый месяц работы московские электробусы перевезли 90 тысяч пассажиров. Ежедневно новым видом транспорта пользуются примерно три тысячи горожан. В первый месяц проезд на электробусах был бесплатный. Сейчас билет стоит так же, как и на других видах наземки. Впрочем, пока некоторые жители столицы с опаской относятся к новому виду транспорта. В частности, пассажиров смущают сообщения о технических неполадках. В первый же день работы электробусы пассажиров несколько раз высаживали из-за поломок, рассказал муниципальный депутат Максим Кац у себя в блоге. Новый вид транспорта требует доработок, признал в разговоре с «360» руководитель направления «Общественный транспорт» экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев. По его словам, сейчас большинство электробусов проводит слишком много времени в ремонте. «В данный момент на линии курсируют всего три электротранспортых средства, попеременно меняясь с теми, которые находятся в ремонтном депо. Из-за долгого времени ожидания граждане выбирают традиционные автобусы. Модель объективно сыровата и требует доработки с технической точки зрения», — отметил собеседник «360». По данным экспертного центра Probok.net, линия ВДНХ — Бибирево, по которой пустили электробусы, в день перевозит около 20 тысяч человек, причем на электрический транспорт приходится лишь 15% перевозок. Помимо технических проблем, автобусы на электричестве тратят слишком много времени на подзарядку. «Они час проводят на линии, а затем этот же час тратят на подзарядку. В результате половина рабочего времени состава уходит на заправку. В целом идея перехода на электричество перспективна, но модели требуют доработки и увеличения емкости зарядных батарей», — подчеркнул Александр Чекмарев. Мировая сила тока В 2014 году производство электробусов резко увеличилось, и в настоящий момент они эксплуатируются в 816 городах 51 страны, а их общее количество переваливает за 170 тысяч единиц. Международное агентство Bloomberg уже оценило перспективы перехода на экотранспорт. Согласно исследованию экспертов, к 2025 году 50% автобусов в мире будут электрическими. Лидером в области пока остается Китай. В стране больше половины общественного транспорта «заправляют» током. К примеру, город Шэньчжэнь, где насчитывается 16 тысяч единиц общественного транспорта, полностью перешел на электробусы. Новый тип перевозок набирает обороты и в европейских странах. Так, городские муниципалитеты Парижа и Амстердама в ближайшее десятилетие планируют полностью перевести автобусный парк на электричество. Довольно часто электробус можно встретить в Лондоне, где по маршрутам курсируют 75 автобусов на токе, и в Будапеште. За океаном также задумываются об отказе от традиционного транспорта. К 2030 году на электробусы перейдет и Лос-Анджелес, там планируется ввести в эксплуатацию более двух тысяч транспортных единиц. В январе в Нью-Йорке началось тестирование 10 электробусов Proterra и New Flyer.