Войти в почту

Метро, Олимпиада и «закон для людей». Квартет фантомных проектов бывших сибирских губернаторов

«Мне не хватило четырех лет». Как Полежаев строил метрополитен в Омске 22 года руководства Омской областью у Леонида Полежаева прошли под большой буквой «М» – символом любого метрополитена. Омское метро, по логике своих первых проектировщиков, должно было связать два берега реки Иртыш. На одном находился спальный район, на другом – промышленный. Всего для удобства горожан планировалось построить 4 линии с 57 станциями. Однако проект разрабатывался в советские годы, а российская реальность оказалась несколько иной. Строительство началось в 1992 году, но за 11 лет были готовы только отдельные тоннели. В связи с низким уровнем финансирования и медленными темпами сооружения объекта губернатор Полежаев постоянно передвигал сроки. Сначала он называл 2008 год, потом прогнозировал 2011-й, чуть позже заговорил о 2015-м. В итоге Полежаева уже шесть лет как нет у власти, а омский метрополитен может похвастаться только подземным переходом закрытой станции «Библиотека имени Ленина». Удивительно, что бывший губернатор свято верил, что мог достроить несчастное метро, если бы попросил у Владимира Путина еще четыре года полномочий. «Сожалею, что не сделал аэропорт и метро. Еще бы пять лет. Если б пошел к президенту и сказал, что вот не закончил, а надо доделать, он бы сделал это – президент подписал бы мне продление. Четыре станции сделали бы к 2016 году», – поделился мечтами в одном интервью Леонид Полежаев. «Деньги на строительство есть». Зубов ждал подземку в Красноярске Пятилетний срок губернаторства Валерия Зубова красноярцам памятен открытием «стройки века» – началась реализация проекта метрополитена. Однако Красноярску повезло меньше, чем Омску: здесь строительство началось в 1995 году, и к моменту августа 1998 года не были закончены работы даже на первой станции. Краевой бюджет не мог вытащить на себе объемы финансирования, а федеральному центру было не до красноярского проекта. Как следствие, первую очередь метрополитена обещали сдать то в 2004, то в 2006 году. Позднее говорили о 2008, 2010 и 2012 годах. Даже когда было ликвидировано «Управление по строительству Красноярского метрополитена», краевые чиновники не думали закапывать проект обратно в землю, но в 2015 году тогдашний губернатор Виктор Толоконский отдал распоряжение окончательно законсервировать объект. Подобное решение вызвало гнев у экс-главы края Виктора Зубова, который был излит в одном интервью. «Что значит «не хватает денег на строительство метро в Красноярске»?! Казани хватило денег на строительство, почему для нас нет? Нужно знать, в каких условиях мы начинали метро, как тяжело все это было. Мы строили метро успешней других. А теперь вдруг все остановилось. Это на совести региональной и местной власти, что они так легко сдали позиции. А деньги на строительство есть!» – кипятился Зубов. «Эффектный маневр политтехнологов». «Свод законов Толоконского» для новосибирцев Виктор Толоконский памятен не только доступностью для общения с представителями СМИ и своими вокальными данными, бывший глава аж двух субъектов РФ всегда славился нестандартными политическими и предвыборными ходами. Так в 1999 году, в момент губернаторской гонки с тогдашним главой Новосибирской области Виталием Мухой, Толоконский заявил о намерении разработать «Социальный кодекс» – свод региональных законов обо всех вопросах, касающихся социального обеспечения и гарантий. Кандидат, бывший в тот год мэром Новосибирска, даже распорядился создать специальную рабочую группу, которая бы занималась дискуссией и разработкой «кодекса». Заявление оказалось кстати – Виктор Толоконский смог перетянуть на свою сторону традиционный коммунистический электорат, что помогло одолеть губернатора Муху во втором туре выборов. «После победы Толоконский «забыл» о кодексе, вообще никак не комментируя возможную его разработку. То, что казалось неким социальным обязательством, было эффектным политтехнологическим маневром. Правда идея «Социального кодекса» витает в воздухе: не так давно губернатор Томской области Сергей Жвачкин в кампанию своего переизбрания заговорил о подобном своде законов, но его советники быстро решили не пользоваться приемами начала 2000-х», – рассказал политтехнолог Игорь Козлов. В Новосибирске «Социальный кодекс» всплыл в 2003 году как инициатива ассоциации «Сибирское соглашение», но дальше внесения в Госдуму уже как федерального законопроекта тема не сыграла. «Игры будут в Братске и Байкальске». Говорин хотел увидеть Олимпиаду в Приангарье Губернатор Иркутской области Борис Говорин в 2001 году и вовсе замахнулся на небывалую высоту – подать заявку в Олимпийский комитет России о готовности региона к проведению Зимней Олимпиады 2010 года. Тогда глава Приангарья даже выступил с обращением к населению, где отдельно подчеркнул, что «наши климатические, географические и организационные условия удовлетворяют основным требованиям МОК». География Иркутской Олимпиады обещала быть широкой: помимо областного центра, отдельные соревнования могли проводиться в Листвянке, Ангарске, Байкальске и Братске. Но до заявки дело не дошло, однако, по мнению иркутского политолога Алексея Петрова, задача была не в этом. «Думаю, что это был сигнал федералам, что нужно его оставить на третий срок. Но не помогло», – вспоминал Петров. Спустя 11 лет уже другой глава Иркутской области Дмитрий Мезенцев заговорил, что регион мог бы претендовать на проведение Олимпиады 2020 года, но идея губернатора не встретила особого понимания у населения и Москвы. Фото: РИА «Новости» / Павел Лисицын.

Метро, Олимпиада и «закон для людей». Квартет фантомных проектов бывших сибирских губернаторов
© РИА "ФедералПресс"