Войти в почту

Убийства животных под куполом цирка

Цирк. Конферансье объявляет номер: «Летающие крокодилы». На задних лапах на арену выходят пять крокодилов в смокингах, начинают махать лапами и взлетают. Летают под куполом, один крокодил зависает в воздухе над зрительницей. Та в изумлении вскрикивает: «Ой! Летающий крокодил — но как?» Крокодил в ответ: «О-о-о, мадам, если бы вы только знали, как нас тут [бьют]!» Анекдот Начало осени оказалось богатым на новости о жестоком обращении с животными. Притом они — вот уж редкость — прогремели на всю страну. На Дальнем Востоке рыбаки выбрасывали сотни тонн лосося гнить в лес. В подмосковном Реутове задержаны предположительные организаторы живодерских сообществ «ВКонтакте», расчленявшие и варившие живых котят на камеру. В Саратове уморили голодом полицейского коня и чуть — его соседей по конюшне. В Магнитогорске во время выступления «на глазах у изумленной публики» случился припадок с цирковой тигрицей: дрессировщик Багдасаров потыкал в нее древком хлыста, а потом стащил за хвост с глаз долой, чтобы не мешала. Show must go on — и кроме посетителей цирка отвратительной сценой «насладились» потом и российские пользователи интернета. Первый эпизод — выглядит (и пахнет) скверно, но обусловлен экономически, в нем скорее пострадал лес, чем виды рыб: путина в этом году оказалась рекордной, улов девать некуда, а рыба — возобновляемый сельхозресурс. Реутовские живодеры — редкие экспонаты, таких отморозков вообще мало, их поступки попросту за гранью добра и зла. Напротив, присваивать деньги на фураж, провиант, снаряжение и зарплаты — классика жанра коррупции, саратовским лошадям просто не повезло под руку подвернуться. Случай с цирком на этом фоне выделяется тем, что он лишь частность в массовой практике систематического и сознательного издевательства над животными. Мучений из чужого честолюбия и для развлечения малолетних детей. Или это традиция, заслуживающая уважения наравне с другими цирковыми искусствами? Проблемы на ровном месте Мораторий на использование животных в цирках принят в 45 странах в том или ином масштабе. При этом не проходит и месяца, чтобы на арене не случилась какая-нибудь дичь. То в Китае тигры попробуют загрызть лошадь во время представления, то в Германии слониха упадет на людей, то в Америке верблюды покусают зрителей. В России только в этом году: в Казани страус напал на зрительницу, дважды пытался сбежать питон. Под Волгоградом медведь напал на сотрудника. В Москве — в БМЦ! — лев напал на дрессировщика. Происходящее за кулисами в новости не попадает. Цирковое сообщество замкнуто, дрессировщики составляют отдельную касту, а их ремесло (искусство?) передается по наследству, что предполагает еще и клановость и гордость за дело своих предков. Один из таких кланов имеет невероятное влияние. Слухи связывают с ним нынешнее состояние Росгосцирка, которое к теме этой статьи, впрочем, имеет отношение косвенное: от бардака и воровства избавиться теоретически можно, а от проблемы с животными — нет. Доводы противников очевидны. 1) Животные страдают от дрессуры, ведь болевое воздействие в процессе просто обязательно. 2) Их жизнь при цирке в тесноте и неволе — растянутое во времени мучение. Не говоря о том, что их кормят не всегда на уровне и убирают за ними как придется. Они болеют и «сходят с ума». 3) В конечном итоге суть номера в том, что человек заставляет живое существо делать что-то для него несвойственное, и номер тем ценнее, чем сложнее и неестественнее трюки, чем изощреннее его методы и чем больше дрессуры. 4) У детей формируется спорное мировосприятие (а после всяких происшествий может понадобиться и психотерапевт). 5) Цирковое искусство прекрасно обходилось и обходится без номеров с животными: китайский традиционный цирк или даже средневековые жонглеры и скоморохи ограничивались ученой собакой, медведем, козой или птицей, которые им были и партнеры по выступлению, и товарищи. История вопроса Начать стоит, понятное дело, с Древнего Рима, и не потому что слова circus и (h)arena — латинские. Просто именно тогда появилась сама концепция массового многоактного и многожанрового шоу, проектировать которое нужно с прицелом на максимальную зрелищность, увлекательность и необычность постановки. Из этого уже в наши дни вырастут кино, спорт, шоу-бизнес, телевидение и почти все массовые развлечения. В римских цирках убивали — про гладиаторов-то знают все. То, как использовали животных на древних аренах, в школьный ликбез не входит, потому что это и сейчас кажется какой-то болезненной выдумкой. Животных стравливали между собой. Их выпускали против поединщиков и простых смертников — безоружных, иногда связанных. С их помощью тупо казнили — в какое-то время на арене Circus Maximus ежедневно слонами давили насмерть дезертиров. Специальные профи — венаторы — устраивали художественные травли вроде испанской корриды, только со всем разнообразием фауны Средиземноморья. Иногда в этой охоте был спортивный интерес, иногда это напоминало тир, иногда — бойню, как во времена развратного императора Коммода. Иногда это было чем-то совсем диким. Например, известный венатор Карпофор, которому еще Марциал оды слагал, был талантливым дрессировщиком и был известен тем, что обучал жирафов, вепрей, онагров и т.п. насиловать на арене людей. Со смертельным исходом для последних. Ученые до сих пор спорят, сколько видов вымерло благодаря римским забавам, но, к примеру, на открытии Колизея перебили 3500 самых разных животных. Зверей на расцвете Империи поставляли в цирки бесперебойно. Потом наступили Темные века. Денег не стало, а попы, такие-сякие, не особенно поощряли цирковые искусства и массовые развлечения в целом. И жестокость — это предмет особого обсуждения, но Средневековье отличалось от Античности прежде всего установкой на милосердие и сострадание. Даже озвученная в декларативной форме, со всеми диалектическими вывертами и лицемерием, она изменяла массовое сознание. Традиционные для наших мест религии имеют множество доводов в пользу хорошего отношения к животным. Их позиция, безусловно, отличается от повестки веганов и зоозащитников, основанных на развитии идей Просвещения и понятии прав животных. Религиозный подход животным в субъектности отказывает, но это не разрешает людям лупить бессловесных тварей палкой по пасти ради лулзов. От христиан любви к цирку ждать странно. У нас с этим словом связаны не лучшие воспоминания. Нас там в свое время кушали. Но есть и другие аргументы, например, у отца Петра (Дынникова), настоятеля подмосковного Ильинского храма, организовавшего при нем приют для бездомных и больных зверей. Приют поддерживается силами прихожан. В храме служат специальный молебен о Божьем творении, обо всех творениях, которое создал Господь, в том числе о животных. Из-за шумихи, поднятой после такого молебна в сентябре этого года, отец Петр пострадал — православные журналисты выставили его оппозиционером и чуть ли не раскольником. Такой славы он себе не хотел. Сейчас настоятель Ильинского храма бежит общения с прессой, однако его позиция о необходимости гуманного обращения с животными вряд ли поменялась. Она основана на базовых онтологических принципах Библии, которые он не раз приводил в интервью: «Все сотворенное Господом было сотворено Им в радость Себе, Творцу, потому что любой акт творения Он завершал словами: все, что сотворил Я, хорошо весьма. Значит, Господь радовался тому, что Он сотворил. Всякое дыхание да хвалит Господа, значит, любая форма жизни по-своему Творца и хвалит». В исламе, помимо этих базовых для авраамических религий установок есть особые и довольно четкие рекомендации. Член Общественной палаты, глава Союза мусульманской молодежи России муфтий Фагим-хазрат Шафиев рассказал «Шторму», что ислам предписывает даже животных, чьи тела употребляются в пищу, умерщвлять максимально безболезненно. Жестокость ко всем прочим животным прямо порицается, верующим предписывается доброе отношение к зверям. Муфтий вспомнил два хадиса. В одном посланник Всевышнего говорил, что человек, уморивший голодом и жаждой кошку, не дававший ей кормиться самостоятельно, достоин адских мук. В другом Пророк рассказал о путнике, напоившем из пустынного колодца погибавшую собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи. «Его спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он ответил: «Награда — за все живое». Муфтий отметил, что на цирк с животными мусульмане (уже исходя из озвученного выше) смотрят косо. Традиция насилия Так или иначе, но Россия — все же светское государство, а современный цирк не наследует ристалища Рима (хотя знаменитый цирковой марш Юлиуса Фучика и носит название «Выход гладиаторов»). Тем не менее и тут не обошлось без животных. По большому счету нынешняя цирковая история началась в конце XVIII века, когда англичанин Филип Эстли (Астлей) понял, что на спине скачущей по кругу лошади за счет центробежной силы можно держаться увереннее и вытворять самые разнообразные штуки на потеху публике. Добавьте сюда клоуна с ученой собакой (их всю историю учили всякой ерунде — впрочем, с домашними животными история вообще отдельная) — и все, цирк готов. В английском из той поры даже есть выражение Dog and pony show, немного похожее на наше «цирк с конями», только с другим значением. В России современный цирк появился во второй половине XIX века, а национальная традиция сформировалась на рубеже столетий — во времена Куприна и Чехова. Тогда же Владимир Леонидович Дуров — как считается, впервые — предложил концепцию «гуманной дрессировки», основанной не (только) на насилии, но и на поощрении. Впрочем, современные исследователи проблемы и участники отрасли полагают, что гуманная дрессировка — это оксюморон. Такое мнение у Терезы Дуровой, решившей отказаться от семейного дела и сделавшей выбор в пользу клоунады. Так полагает администратор нашего любимого анонимного Telegram-канала Circus Love, который не берется даже привести пример гуманного дрессировщика. «Животное работает в манеже только под чувством страха, это основной принцип», — уверен инсайдер. Такого же мнения придерживается и зоозащитница, президент центра защиты прав животных Vita Ирина Новожилова. «Вы пойдите в лес, предложите медведю ради вашего заработка добровольно «уйти из семьи», устроиться в цирк, научиться кататься на велосипеде и час в день выступать перед публикой, а остальные 23 часа проводить в клетке чуть больше его тела — я посмотрю, что он вам скажет. Если Серафим Саровский дружил с медведем, это не значит, что на этом можно выстроить индустрию». Неизбежность победы Запрет цирков с животными обсуждается в России с 1990-х годов, в 2010-м в Госдуму был внесен соответствующий законопроект, в 2012 году аналогичный проект был вынесен на обсуждение программы «Российская общественная инициатива». В тексте последнего, в частности, утверждалось: «Российские цирки в настоящий момент не могут конкурировать с иностранными «цирками без животных» в связи с низкой репутацией и осуждением международного сообщества использования животных в трюках. При этом расходы цирков на покупку и содержание животных и оплату услуг дрессировщиков являются несравнимо более высокими по сравнению с расходами на оплату труда специалистов, работающих без животных». Однако последствий инициатива не имела. Новожилова считает, что виной тому — лобби циркачей, в особенности — представителей одного (самого влиятельного) клана. «Они имеют доступ к медиа и с телеэкранов вещают о том, что цирк — это любовь к животным. Оказывают давление и на зоозащитников». Но вопреки отсутствию законодательного запрета, Новожилова смотрит в будущее с оптимизмом. Она верит, что эта проблема решится естественным путем неизбежно — просто исходя из порядка вещей, логики развития человечества и наблюдаемых тенденций. «Цирки с животными агонизируют. Большое падение спроса на это развлечение фиксируется во всем мире. Люди сейчас благодаря интернету получают информацию в полном объеме, странно в XXI веке вообще обсуждать эту тему — это просто вызывает смех. Какое удовольствие современный человек может получить, глядя на то, как тигр прыгает через огненное кольцо, зная, что он это делает не из удовольствия, а буквально из-под палки?» — размышляет зоозащитница. Возможно, эта надежда оправдана. В качестве образцового «цирка без животных» часто приводят Cirque du Soleil — действительно сверхуспешную компанию с множеством шоу. Однако самое ценное в этом — то, что в программе цирка отказ от использования животных не был принципиальным шагом, не был публичным жестом: просто так вышло. Представитель российского филиала CdS Юлия Турыгина напомнила, что компания создавалась из 20 уличных артистов — факиров, жонглеров и так далее. Они не представляли себе, чем это все обернется, а поначалу и думать не думали об использовании животных — такая мысль просто не приходила в их головы. Впоследствии Cirque du Soleil остался верен своему стремлению акцентировать внимание на человеческой ловкости, пластике и грации, и участие животных за все эти годы было практически сведено к нулю. Турыгина подчеркивает, что при этом CdS принципиально воздерживается от критики других цирковых компаний, использующих животных в своих представлениях, и предпочитает не участвовать в общественной дискуссии по этому поводу. «Цирковое сообщество должно найти способ снять эти противоречия. Цирковое сообщество должно продолжить работать с этой ответственной и болезненной темой и быть проактивным в решении возникающих проблем». Нравы человечества неуклонно смягчаются год от года. Несмотря на все ужасы современности, ценность Другого все выше. В конце концов отвратительные развлечения на аренах Древнего Рима для современников были прекрасным семейным досугом. Но даже римляне с их своеобразным отношением к животным часто жалели, к примеру, слонов, считая их, как Шариков, животными полезными и не заслуживающими быть убитыми на травле. А император-безумец Коммод, сшибавший из лука головы страусов, коловший слонов кольями, сам довольно плохо кончил. После неудачной попытки отравления заговорщики приказали убить императора его раба. Атлет Нарцисс, с которым Коммод занимался борьбой (и не только), задушил неадеквата голыми руками. Сенат посмертно объявил Коммода врагом народа. Но справедливости ради стоит сказать, Нарцисса все равно отправили на корм львам.

Убийства животных под куполом цирка
© Daily Storm