Ещё
Названы сроки создания С-700
Названы сроки создания С-700

Оперная прима мирового уровня: в гостях у Марии Биешу 

Фото: Мир24
Лучшая Чио-Чио-Сан мира, золотое сопрано Молдовы. Ей восхищались кинорежиссеры, о ней писали лучшие музыковеды и критики Советского Союза. Она могла заменить саму Ренату Тибальди в Метрополитен-Опера, где ей предлагали долгосрочный контракт. На нее «охотились» импресарио Ла Скала и Большого театра. Все это о Марии Биешу — девочке из молдавской глубинки, которая сделала головокружительную карьеру и стала оперной примой Молдовы и всего Советского Союза. Она — создательница главного оперного фестиваля страны, на который уже 26 лет подряд съезжаются лучшие певцы и артисты балета со всего мира.
Приглашает Мария Биешу
В честь примадонны Марии Биешу в Молдове назван Национальный театр оперы и балета. Здесь впервые прозвучали ее главные партии: Тоска, Аида, Турандот, Дездемона. Зрители приходили не на оперу, а «на Биешу». Здесь же зародилось ее главное детище — фестиваль оперы и балета «Приглашает Мария Биешу», куда даже после ее ухода из жизни слетаются лучшие голоса мира. Это самое масштабное культурное событие молдавской осени.
«Это была ее гениальная задумка — международный слет. Зритель узнает новых солистов, новых дирижеров, новых танцовщиков со всего мира. Это хороший обмен опытом, мастерством. Ведь наши артисты, когда видят зарубежное исполнение, стараются подтягиваться. Фестиваль питает новыми эмоциями. И для зрителей, и для нас артистов — это глоток свежего воздуха», — рассказал режиссер театра оперы и балета Михаил Тимофти.
Многие зрители до сих пор помнят, как в начале 90-х годов Мария Биешу впервые пригласила гостей на свой фестиваль. Страна тогда только обрела независимость, и в столице продолжались массовые протесты. Мария Биешу задумала музыкальное событие как некий белый флаг. Так митингующие постепенно превращались в зрителей и приобщались к искусству. Цены на билеты тогда были символическими — это было главным требованием Марии Биешу. Небольшими были и гонорары приезжих звезд — оперные певцы считали честью побывать на фестивале примы Молдовы.
«К ней с удовольствием приезжали лучшие артисты, певцы, дирижеры. Такие, как Архипова, Пьявко. Дирижеры Жюрайтис и Колобов. Была и молодая Анна Нетребко. Один из ее дебютов был у нас на фестивале. А теперь она мировая звезда. На фестивале у Марии Биешу бывал и Дмитрий Хворостовский. Все эти звезды очень уважали Марию Биешу», — объяснил дирижер Национального театра оперы и балета «Мария Биешу» Андрей Юркевич.
В этом году фестиваль оперы и балета «Мария Биешу» собрал лучшие голоса из десяти стран: Египта, Тайваня, Болгарии, Испании и других. Они познакомили зрителя со своей трактовкой известных классических постановок, представив семь лучших спектаклей и гала-концерт мировых звезд. Самым главным сюрпризом для молдавского зрителя стал приезд перуанского тенора Хуана Диего Флореса, которого на мировой сцене еще называют «золотым мальчиком». Певец обладает редким тембром голоса — тенор «ди-грация». Он сотрудничает с такими театрами, как Ла Скала и Метрополитен-Опера.
Театральный переполох
На две недели оперный театр погружается в беспрерывную работу. На совместные репетиции приезжим солистам отдается всего два-три дня. Пока на главной сцене полным ходом идут генеральные прогоны с оркестром, в малых залах репетируют артисты других спектаклей. По соседству пируэты и арабески оттачивают артисты балета. Театр превращается в настоящий цех по подготовке шедевров мировой оперы.
«Для нас, артистов, важно уметь работать сообща. И не только с другими оперными певцами, но и с дирижером, режиссером и сценографом. Мы работаем большой командой. Итог — хороший спектакль. Сейчас я работаю с Венцеславом Анастасовым — баритоном из Болгарии. Вместе мы играем спектакль «Макбет», — рассказала оперная певица из Тайваня Хайнянг Тсо.
К слову, дольше всего главных исполнителей искали именно на роли Макбета и его супруги. Этот спектакль открывал фестиваль. Имена солистов до последнего держались в секрете.
«Опера Макбет — это в первую очередь мы. Она рассказывает о нас, о мужчине и о женщине. Это одна из самых сильных работ Верди. Он здесь превзошел самого Шекспира. Во всей этой истории очень много драматизма, это трагедия. Поэтому артисты должны обладать хорошим актерским мастерством», — подчеркнул режиссер из Италии Андреа Баттистини.
Закулисье фестиваля
Не меньшая ответственность лежит и на тех, кто работает за кулисами. Костюмеры, гримеры, художники и бутафоры воплощают все задумки режиссеров: от средневековой люстры до огромной кованой кровати размером шесть на семь метров. Все декорации должны быть не только красивыми, но и функциональными. На резных стульях и пуфах к опере «Травиата» солистам должно быть удобно сидеть. А шестиметровая дверь к опере «Макбет» легко открываться.
«Зрители из зала даже не представляют себе, насколько огромные и тяжелые эти двери. Через них проходит сам Макбет — предводитель войска Дункана. Двери состоят из металлического каркаса. Его делали по эскизам. Затем бутафоры обтянули все пенопластом, придали старины. Ну а художники все подкрасили», — рассказывает сценограф Юрий Матей.
Над установкой декораций на фестивале трудилась целая группа монтировщиков. Бригада из 30 человек каждый день готовила сцену к новым спектаклям. Вес декораций мог составлять несколько сотен килограммов, поэтому их установка занимала порой более пяти часов. Например, для оперы «Тайный брак» на сцене возвели импровизированную шкатулку. Спектакль задуман как «театр в театре», где персонажи напоминают мир кукол. Потолок и стены художники выполнили в витражной технике. Национальный театр «Мария Биешу» — один из немногих в мире, где полотна для декораций до сих пор рисуют, а не печатают.
«У нас талантливые молодые художники, которые своими руками расписывают полотна по 170 квадратных метров. Такие декорации есть в «Богеме», «Спартаке». Это все расписано вручную акриловыми красками. Многие современные театры перешли на печать. Зачем усложнять? Так? Но когда иностранцы видят наши расписные полотна — это энергетика колоссальная. Солисты не играют в фальшивом пространстве. Здесь все живое», — добавил сценограф Юрий Матей.
К фестивалю костюмеры подготовили несколько десятков сценических образов. Все костюмы шились заранее, по меркам зарубежных исполнителей. Сопрано из Испании Вероника Телло говорит, что такое дистанционное сотрудничество практикуют многие европейские театры. От солиста требуется лишь хорошо знать партитуру, а с костюмом и коллегами по сцене они познакомятся на месте. В опере «Богема» Веронике досталась роль Мими. Когда-то эту партию исполняла сама прима национального театра оперы и Балета — Мария Биешу.
«Мне безумно нравится работать с артистами из других стран. Это совершенно другая культура, манера исполнения. Ты и сам здесь учишься новым вещам. Я знаю, как вы гордитесь Марией Биешу. Этот театр носит ее имя. Я много слышала про нее. Но самой любимой партией остается Чио-Чио-Сан из «Мадам Баттерфляй», — поделилась впечатлениями испанская певица.
Лучшая Чио-Чио-Сан мира
Именно роль гейши принесла Марии Биешу мировое признание. В 1967 году в Японии, на конкурсе «Мадам Баттерфляй», она была признана лучшей Чио-Чио-Сан мира. Мария Биешу исполняла эту арию в кимоно известной японской певицы Миуры Тамаки, для которой Пуччини и написал оперу «Мадам Баттерфляй». Победный кубок и удивительную историю о «волшебном» кимоно бережно хранят родственники Марии Биешу.
«На конкурсе были исполнительницы разного возраста. Многие старше, опытнее. Они были солистками международных конкурсов и звездами театров. Когда им предлагали костюмы, для того, чтобы они выбрали себе кимоно, Мария Лукьяновна не успела. Она была скромной и не рвалась в бой. Ей досталось самое, как ей казалось, некрасивое. Это было то самое кимоно, в котором когда-то пела Миура Тамаки. Кимоно само выбрало ее. Это был знак», — рассказала родственница Марии Биешу Марина Подлесная.
С этим титулом загорелась звезда Биешу. Позже одна за другой посыпались награды: народная артистка СССР, лауреат Ленинской и государственной премий. Только для самых близких она оставалась все той же Марийкой из села Волонтировка. На всех важных событиях ее всегда сопровождала мама — обычная крестьянка в платочке.
«Когда она получала государственную премию и летела в Москву на вручение, мама сделала настоящие молдавские плацынды и казан голубцов. Вы представляете, мы повезли это все в Москву! После премии Мария пригласила всех своих друзей, известных артистов, к столу. Они сказали, что вкуснее ничего не ели», — вспоминает сестра Марии, Валентина.
Для родителей Биешу такой карьерный взлет дочери был настоящим шоком. Это были самые обычные сельчане, которые мечтали, чтобы дочь стала мелиоратором. Мало кто знает, что прежде, чем взойти на театральные подмостки, Мария Биешу окончила сельскохозяйственный техникум. На одном из смотров художественной самодеятельности талант заметили чиновники. Так в консерваторию Биешу взяли без экзаменов.
«Мелиоратор — это такая хорошая работа в селе. И тут она стала петь. Конечно, мама с папой не очень одобряли. Когда она сказала, что поступает в консерваторию, папа сказал категорическое «нет!». А мама удивилась, мол, почему нет, в консерватории хоть консервов наешься. Она думала, что это что-то промышленное», — рассказала родственница Марии Биешу Марина Подлесная.
Звездный статус не отнял у Марии Биешу сельской простоты. Ее дом всегда был полон гостей, а стол ломился от яств. К ней приезжали такие знаменитости, как Иосиф Кобзон, Елена Образцова и Ирина Архипова. О гостеприимности Биешу говорил весь молдавский бомонд. Однако светских приемов прима не любила и никогда не устраивала. Это были домашние и уютные посиделки.
«У нас всегда были гости из Москвы. Вот помню, как здесь, в гостиной, был весь ансамбль Рентовича. Скрипачи из Большого театра. Их было так много, что не хватило стульев, поэтому сидели все на полу, прямо на ковре. Ели плацынды и пили молдавское вино», — вспомнила Валентина Биешу.
Напарниками Марии Биешу были самые известные артисты советского союза. Оперу «Тоска» она исполняла в паре с Муслимом Магомаевым, который в своей книге вспоминал: «Когда услышал ее голос — замер от восторга! Удивительное сопрано! У ее великой тезки Марии Каллас не было такого объемного, полнозвучного голоса. У Биешу — истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу ее вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди. Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса».
О ней писали мировые издания: Die Welt и New York Times. Ей предлагали контракты лучшие оперные театры мира. Только в Большой театр Биешу звали трижды. Но заграницу Мария Лукьяновна так и не уехала. Свой потенциал примадонна сполна реализовала на родине.
«Цветы — это цветы, а молдавский бурьян лучше любого букета. Вот так она говорила. Как я могу бросить маму, сестер», — рассказала Валентина Биешу.
В репертуаре Марии Биешу было более трех десятков ролей. Ее сопрано были подвластны самые трудные партии. Превосходное исполнение и артистизм Биешу дополняли костюмы. Каждый шился специально для нее. Сегодня все они хранятся в маленьком музее — в гримерке Марии Биешу.
Живой музей
Тут все осталось нетронутым: на трюмо расставлена косметика, на спинке стула висит любимый халат, а у тумбочки лежат любимые тапочки. Все осталось на прежних местах, а за костюмами, как и 45 лет назад, следит гример и правая рука оперной примы — Валентина Колосенко.
«Меня на роль сопровождающей утвердило министерство культуры. Ей тяжело было одной гастролировать, много встреч, а вечерами спектакли. Я была и поваром, и гримером, и парикмахером. Она мне стала родным человеком, крестила моих детей. Мария жила искусством. Она любила все образы, не перебирала. Это был такой трудоголик, я вам передать не могу», — рассказала Валентина Колосенко.
С тех пор, как примадонны не стало, в ее гримерную почти никто не заходит. Для театра важно сохранить каждую деталь, связанную с творчеством Биешу. Здесь же лежит книга памяти, в которой соболезнования о кончине примы написали мировые звезды. В отдельной стопке — публикации европейской прессы и журналы с ее изображением на обложке. Подарки от поклонников напоминают о длительных гастролях.
«Как ее любили в России. Вы не представляете, что творилось. Помню, она пела «Норму» в зале Чайковского. После спектакля так раскатывали машину, что она не могла уехать. Машину качали. Люди аплодировали. Пришлось вызывать конную полицию», — вспомнила Валентина Колосенко.
Билет в искусство
Наряду с мировыми звездами на фестиваль к Марии Биешу всегда приезжали начинающие артисты. Примадонна дала путевку в жизнь многим исполнителям. Фестиваль и сегодня зажигает новые таланты. Открытием этого года стали дебютанты молдавского балета, 80% труппы которого состоит из недавних выпускников. На фестивале они выступали наряду с народными артистами Украины. К концу осени молодые танцоры отправятся в свои большие гастроли.
«Это молодое поколение, это молодые артисты. Мы только вернулись с одних гастролей, и надо было в быстром темпе готовить все спектакли к фестивалю. Основа была в «Ромео и Джульетте», поскольку там очень много персонажей. Это были и сольные партии, исполняли и вторые партии. Это практически после ведущих. Многие показали себя отлично. Это хороший старт», — рассказала прима-балерина Национального театра оперы и балета Анастасия Хомицкая.
Мария Биешу всегда мечтала открыть свой центр искусств и обучать артистов из разных стран мира. Сделать этого не успела. Но оставила после себя международную площадку, куда с огромным удовольствием каждый год приезжают лучшие певцы и танцоры.
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео