В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Журналист «Вечерки» спас участника автомобильного пробега

30 сентября исполняется 85 лет со дня финиша автопробега — Каракум — Москва. Это было одно из самых громких и радостных событий 1933 года. Почти три месяца страна следила за судьбой 96 смельчаков, одним из которых был корреспондент «Вечерней Москвы» Юрий Геко. Эта статья входит в цикл, посвященный 95-летию нашей газеты, которое будет отмечаться 6 декабря. В тексте использованы неизвестные материалы, обнаруженные в столичных архивах.

Журналист «Вечерки» спас участника автомобильного пробега
Фото: Вечерняя МоскваВечерняя Москва

К началу тридцатых годов автопробеги в СССР были делом относительно привычным. Это мы знаем хотя бы по «Золотому теленку» (1930). Но у Ильфа и Петрова колонна состояла из иномарок («два «паккарда», два «фиата» и один «студебеккер»). И двигались они по скромному маршруту Москва — — Москва. У Каракумского пробега все было невиданным ранее: и состав, и размах.

Видео дня

Первенцы индустрии

К 1933 году в СССР уже имелась своя автопромышленность. В 1931 году в столице заработал после реконструкции завод АМО (ныне ), в 1932 году был запущен автозавод в Горьком. Для первенцев этих предприятий придумали головокружительный тест-драйв. Из Москвы им предстояло через Поволжье и Оренбург дойти до Западного Казахстана, пересечь Узбекистан. В Туркмении путешественников ожидала самая сложная часть маршрута — пустыня Каракум (в переводе на русский — «Черные пески»). Потом через Закавказье и Северный Кавказ надо было добраться до Харькова, а там — Воронеж, Тула и снова Москва.

Маршрут захватывал 11 республик, три края и восемь областей. Громкая акция была экзаменом и для руководства этих регионов. Сегодня мы смеемся над фразой «ударим автопробегом по бездорожью», а зря: ожидалось, что местные власти и общественность заранее приведут в порядок шоссе, мосты, колодцы. И, кстати, сделано было немало.

«Ехать техническим контролером»

В пробеге участвовали 23 машины — 18 советских и пять иностранных. В них сидели 96 человек: шоферы, инженеры, ученые и, конечно, репортеры. В дороге кинохронику снимал , которого тремя годами позже прославит война в Испании, а от отправился Эль-Регистан — тот самый, который в 1944 году вместе с сочинит текст Гимна Советского Союза.

В машине № 10 ехал спецкор «Вечерки» — 36-летний Юрий Вячеславович Геко. В архиве (фонд 555, опись 4, дело 169, лист 6) хранится его письмо , отправленное 22 ноября 1933 года, после возвращения. Из письма следует, что Геко совмещал в пути две роли: «Т.к. у меня не было денег и выгодных предложений, я обязался ехать техническим контролером, а потому очень уставал. Литературные заготовки приходилось делать по ночам, продолжительность которых… не превышала 3–4 часов».