Ещё

На индийских авианосцах стоит уникальная система управления полетами челябинских разработчиков 

Фото: sibnovosti.ru
Индия сегодня является одной из крупнейших держав военно-морского судостроения. И еще несколько лет назад мировые эксперты внимательно следили: оборудование каких стран — России, Франции или США предпочтут индийские строители для своих авианесущих кораблей.
"Зайти на палубу" индийского авианосца удалось челябинскому «Научно — исследовательскому институту по измерительной технике — радиотехнические комплексы» (АО НИИИТ-РК). На территории РФ это единственное предприятие в области создания современных радиоэлектронных средств навигации, управления воздушным движением и посадкой летательных аппаратов наземного и морского базирования.
Двери научно-исследовательского института для гостей открываются редко, а работа сотрудников держится в строгом секрете. В лабораториях АО НИИИТ-РК разрабатываются сложнейшие современные системы управления воздушным движением, которыми сейчас оснащаются, и будут оборудоваться завтра, российские военные корабли. Предприятие входит в группу компаний «AZIMUT» и за плечами имеет полувековую историю. Генеральный директор АО НИИИТ-РК Александр Брейгин помнит, какие трудности пришлось преодолеть научно-исследовательскому институту в 90-х, и какую серьезную работу пришлось проделать, чтобы сегодня уверенно конкурировать на мировом рынке.
Как челябинские инженеры «поставили на карту» инновационную систему «Резистор-Э» и выиграли контракты с Индией, рассказал челябинскому корреспонденту Sibnovosti.ru заслуженный конструктор России, Академик Международной академии прикладной радиоэлектроники Александр Брейгин.
— Александр Меерович, как стали выстраиваться партнерские отношения с ВМС Индии?
— Когда в 2013 году передали российский авианосец Индии, мы участвовали в его модернизации. Перед нами была поставлена задача разработать для корабля комплект оборудования для управления полетами. В течение 2,5 лет мы трудились над созданием современной системы, которая получила название «Резистор-Э». Новые устройства были нами испытаны, установлены и вместе с авианосцем ушли в Индию. Это была первая, так назвать тестовая, поставка АО НИИИТ-РК системы управления полетами. Мы понимали, что от качества нашего оборудования зависит, зайдем мы на рынок Индии или нет. Наша система зарекомендовала себя, как высокоточная, надежная, разветвленная. В «Резистор-Э» входит несколько составных частей: навигационный радиомаяк, радиолокатор для управления воздушным движением в зоне корабля, посадочные радиолокаторы, которые обеспечивают посадку самолета, и курсо-глиссадная система посадки ВС.
Вхождение на индийский рынок оказался достаточно успешным. Тот опыт, который мы накопили в течение последних 25 лет, работая с нашими кораблями, принес свои плоды. Индусы очень активно осваивают технику. Каждый заход самолета — это особенные экстремальные условия. Представьте, вот море: никаких ориентиров, столбов, дорог. Летчик в море видит только черную точку и все! В этой ситуации принципиально важно иметь высокоточные и высококачественные инструментальные средства. Это и есть наша система.
Система управления полетами для авианосцев, разработанная челябинскими конструкторами, заменяет оборудование наземного современного аэродрома. Точность посадки самолета на авианесущий корабль определяется единицами метров. Воздушное судно приземляется на палубу при максимально включенных двигателях для того, чтобы в случае неудачной посадки была возможность уйти на второй круг. Пилот должен попасть в середину специальных тормозных тросов. Если самолет отклонился от центра более чем на 2 метра, то его может увести в сторону и выбросить за борт. Именно здесь ключевую роль играет система «Резистор-Э». От точности данных зависит безопасность пилота и сохранность самолета.
В Индии летчики совершают ежедневные полеты и посадки на корабль. За 2 года они выполнили порядка 1, 5 тысяч таких заходов. За это время система «Резистор-Э» не дала ни одного сбоя.
— Система управления полетами стала отправной точкой для подписания новых контрактов?
— Да, индусам понравилась наша разработка. Следующим шагом стал запуск ВМС Индии своего авиваносца «Викрант» (INS Vikrant). Строители по всему миру заказывали лучшее, что могли. Было закуплено оборудование в Израиле, Италии, США. Нам поступил заказ на навигационно-посадочную систему. Мы изготовили ее и уже поставили. Сейчас мы выполняем заказ по созданию наземного центра. По сути, это комплект корабельного оборудования, установленный на военно-морской береговой базе. Кроме этого, судостроители Индии нам заказали разработку, и мы ее сейчас выполняем, специализированных мастерских для ремонта и обслуживания. АО НИИИТ-РК поставил им большой комплект запасного имущества для этих комплексов. На следующей неделе мы снова летим в Индию. Подготовлен еще один контракт по созданию так называемого стратегического резерва. В целом, наше сотрудничество развивается. Мы также разработали, изготовили, модернизировали «летающую лабораторию», которая позволяет оценить состояние системы. Делает облеты, снимает измерительные характеристики, сверяется по спутниковым координатам. Это самое что ни наесть современное оборудование.
За этот рынок боролись специалисты из Франции и США. Однако Индия отдала предпочтение российским разработчикам. А каждый контракт — это огромная работа, долгие раунды переговоров. Челябинские конструкторы рассчитывают, что благодаря саммитам ШОС и БРИКС 2020 года удастся выйти с Индией на еще более крупные совместные проекты. Сейчас специалисты АО НИИИТ-РК поставили перед собой новую планку — поставлять оборудование для индийских военно-воздушных полигонов. И эта задача, как считают в научно-исследовательском институте, вполне реализуема.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео