Войти в почту

Как изменилась Москва: спросили у Андрея Петрова

Мы пытаемся развенчать миф о том, что уличный музыкант – человек, который выучил три песни и ему не хватает на пиво. Можно не заметить недавно появившиеся яркие наклейки под музыкантами в метро. Можно списать на здоровую конкуренцию то, как ощутимо вырос уровень музыки на московских улицах. Можно так никогда и не услышать про ту работу, которая ведется в городе для интеграции искусства в жизнь хосписов. В общем, про Моспродюсер (учреждение Департамента культуры) можно и не знать, но лучше все-таки узнать – мы же сталкиваемся с его работой буквально каждый день. Кстати, один из офисов Московского продюсерского центра расположен в Гостином дворе, всего лишь через лестничный пролет от Музея Моды, который возглавляет Оксана Федорова. За музыку в городе мы говорим спасибо и все же продолжаем кривиться при виде перетяжек «проголосуй за того, кто будет петь на твоем выпускном, на портале «Активный гражданин». Школьники голосуют на портале «Активный гражданин» – вы серьезно? Но мы попытались разобраться. В 2019 году организации Моспродюсер исполняется 5 лет. Не то, чтобы многие москвичи о ней слышали, но точно слышали уличных музыкантов, которые поднимаются на этом новом социальном лифте, например, на станцию Боровицкая. Да, у нас теперь как в Лондоне – музыкантов не разгоняют, есть прослушивания, аккредитация и специально выделенные площадки в переходах. Это совместный проект департамента транспорта и Московского продюсерского центра. Теперь выступления в метро действительно можно назвать концертами. Существует расписание, и даже сайт, где на это расписание можно посмотреть. Андрей рассказывает: «Раньше мы гордились этим как прецедентом: люди заходили, чтобы выбрать маршрут исходя из того, на какой концерт заглянуть. Сейчас трафик сайта растет, и это уже не единичные случаи, когда люди свой путь с этим расписанием синхронизируют». Кстати, концерты проходят ежедневно с 10 до 16 и с 20 до 22. В час-пик, оказывается, опасно. О понятии безопасности до начала деятельности Моспродюсера мало кто из уличных музыкантов вообще задумывался: «У нас с творческими людьми в чем спор: они думают, что просто встал, положил, заиграл – зачем вы мне. Они не знают, что есть техника безопасности, какие-то входы, переходы, пересечения, строительные и монтажные работы, линии электропередач. Мы не против вашей самореализации. Мы ничего, кроме, разве что, мата, не цензурируем. Но важно не мешать обычным городским будням». Зарплаты за выступления в метро нет, максимум, можно положить на пол шапку. Но это не коммерческая деятельность – здесь музыканты нарабатывают себе фанбазу, а заодно приводят искусство за ручку тем жителям города, у кого нет сил (или средств) идти на полноценный концерт. С аккредитацией и выделенными местами приходит легитимность – раньше в метро пели до первого конфликта. Крышевание, постоянные стычки. Сейчас же играешь и думаешь только о том, как ты играешь и как тебя воспринимают люди. Согнать с места никто не может. Кажется, что по этой причине даже играть стали громче. А аккредитация нужна только потому, что желающих много, а точек в метро (пока) мало. Москва через 5 лет Мигалки летают. Беспилотное такси. Машина не ночует там, где ночует водитель. (Архитектор Иван Колманок, с которым в рамках нашей серии материалов о городе мы говорили о реновации) Градус интенсивности наполнения любого места кафе, магазинами немного спадет, и все будут уходить от города-аттракциона в сторону slow-living. Гулять, дышать, плавать, спортом заниматься. Торговые центры на МКАДе типа Меги – уже немного прошлый век, и мы перейдем на cознательное потребление. (Алена Шляховая, идеолог проекта развития московской периферии «Дворулица») Москва через 5 лет станет уже такой агломерацией, включающей в себя всю Московскую область. Не будет считаться неудобным жить вне Cадового кольца, и не будет желания заселяться в этот маленький периметр. Будет удобно жить в своих районах. Большой потенциал для создания общественных пространств, тех же парков, локально. Не реконструкция и благоустройство, а именно создание. Как Зарядье, только не в центре. (Архитектор КБ Стрелка Ирина Терзи-Антонян, с которой мы говорили о перестройке набережных Москвы) У Москвы есть очень хороший потенциал стать городом с одной из лучших транспортных систем. Появятся крупные проекты вроде Московского Центрального Диаметра. Вырастет качество среды: общественные пространства, реновация. Москва превратится в город притягивающий, и люди будут выбирать ее не только потому, что родились здесь. (Советник руководителя департамента транспорта Москвы Алексей Митяев) Очень надеюсь, что Москва будет децентрализована. Что появятся локальные точки притяжения и не будет ощущения, что ты missing out, если остаешься в своем районе – как в Бушвике в НЙ, в Пекхеме в Лондоне или в Ной-Кельне в Берлине. Такой потенциал я вижу у района Аэропорт, района Академической. (Директор проектов Urbica Анна Баринова, которая поделилась с нами тем, как большие данные помогают рисовать карты) Отбор музыкантов, которые играют в метро, проводится раз в год неоднородной комиссией. Туда входят и продюсеры, и состоявшиеся музыканты, и редакторы радиостанций, и простые жителей, которые «постучались» на портале «Активный гражданин». К внешности исполнителей особенных требований нет, хотя, конечно, дополнительный привлекательный элемент в одежде или сценическом движении повысит шансы на получение аккредитации. Как никак, от внешней картинки у слушателя абстрагироваться не получится. А вот гражданином РФ быть необязательно: «Прописка не нужна. Черные направо, белые налево – не про нас». Возраст музыканта в метро средний, потому что, зачастую, совсем молодые ребята уходят в синтетику, а такой нишевый материал для пассажиропотока московского метрополитена немного не в кассу. В целом же заходит все от африканских дудок до брасс-бэнда. Главное условие – играть на высоком уровне и не пренебрегать техническими требованиями при подаче заявки. Больше половины отсеивается как раз на первом, техническом этапе, еще до прослушивания. Кто-то пропускает обязательные пункты анкеты, например, не прикрепляет видеоролик нужного формата. Много заявок приходит на следующий день после дедлайна: «Человеку кажется, ну что один день изменит, если я такой весь из себя, – но невозможно администрировать масштабный городской проект, не следуя определенным схемам отбора». Если же что-то пошло не так уже на прослушивании, все равно получаешь фидбэк. Да, это не аккредитация, но зато становится понятно, над чем работать. Всегда можно попробоваться на следующий год. Именно за счет этого и повышается уровень: никакого артиста-самоучку, играющего во саду ли в огороде вы (больше) не услышите. Техничный исполнитель может подстраиваться под публику: во время ЧМ по футболу музыканты в метро пели вместе с пуэрториканцами, аргентинцами, исполняли латину, бачату, даже гимны стран. Сам Моспродюсер тоже за гибкость. Так, на Никольской появились новые точки для уличных артистов (это уже другой проект). Будут превращать улицу в такой Арбат XXI века. Раз уж люди сами начали туда стекаться. Как вы уже поняли, музыкой в метро деятельность Моспродюсера не ограничвается: Уличный артист Это то искусство, которое мы встречаем уже на земле, на московских улицах. «Уличный артист» – более свободный проект. Он не только о музыке, но и о перформансе, хореографии, поэзии, театре. Любой человек может забронировать себе место и время на сайте mos.ru – и вперед. Никакой аккредитации, никаких прослушиваний. Только принуждать людей платить здесь тоже нельзя. Бульварным кольцом проект не ограничен и число площадок постоянно растет. Скоро туда войдут и точки в подземных переходах, где так пусто после сноса палаток. Лайн-ап #Моспродюсер Каждый год неизвестные молодые исполнители могут попасть на разные мероприятия (вроде выпускного в Парке Горького, Дня Города на Поклонной горе, фестиваля Усадьба Jazz). А вот хэдлайнера выпускного школьники выбирают сами...на сайте «Активный гражданин». Аргументирует Андрей это так: «ВКонтакте голосований море. Происходит информационное перенасыщение. Сложно сфокусировать внимание среди голосований под фото или за кошечку. А путь от открывания ноутбука до голосования VK или на «Активном гражданине» одинаковый – это просто разные ссылки. Почему бы не голосовать на том портале, который про город. Да, сейчас тебе интересно то, кто будет для тебя петь, но через несколько лет ты, вероятно, выскажешь свое мнение и по другому городскому вопросу». Мы не комментируем. Плейлист #МосАртист Здесь мы говорим об отобранных плейлистах из почти никому не известных композиций, которые звучат в парках летом и на катках зимой (треки выбирают на конкурсной основе перед каждым сезоном). Началось это действо с 12 московских парков, а теперь в проекте и питерские. Диктор отдельно представляет каждого артиста, но вероятнее всего, вас просто зашазамят. Так что попасть в плейлист смысл есть. Пробуйте. Концерты в темноте В одном здании с универмагом Елисеевский есть возможность послушать музыку или поэзию в абсолютной темноте (которой добиваются с помощью специальных технологий, поэтому темнота кромешная). Незрячий гид, сотрудник центра «Интеграция», отведет вас, совершенно беспомощных в непривычных условиях, к месту в зале. (Наш корреспондент Кира Феклисова писала об этом опыте) Конечно, так искусство воспринимается по-другому. Сам Андрей проектом по праву гордится: «До 80% вибраций человек воспринимает зрительно. Когда этот канал отключается, восприятие меняется полностью». Вера в музыку А еще есть важный проект, который осуществляется совместно с фондом помощи «Вера». Это концерты молодых музыкантов в хосписах. Моспродюсер объявляет, что открыты даты на концерты в рамках проекта, артисты присылают заявки, и хосписы сами выбирают, кто подойдет. Такие концерты уже, конечно, не ради аплодисментов. Слушатели в хосписах очень благодарные, но выступают музыканты, по их признанию, еще и для того, чтобы переосмыслить собственную жизнь. Подробнее о проектах и условиях участия можно узнать здесь.

Как изменилась Москва: спросили у Андрея Петрова
© SNCmedia.ru