АиФ Кузбасс 26 сентября 2018

Воздух в консервах и мифы о йети. Существует ли кузбасский бренд?

Фото: АиФ Кузбасс
Культурные особенности есть в каждом регионе. У Кузбасса свои особенности тоже есть. Но порой кузбасские изюминки так же суровы, как климат, в котором живут сибиряки.
Туристов нечем заманить?
В Кузбассе шикарная природа. Об этом говорят как местные жители, так и гости. Но вот пользоваться здесь этим преимуществом не умеют.
«Нужно научиться себя подавать. Вообще, всё зависит от сервиса. Чем он лучше в туристических местах, тем больше народу в такие места приедет. В Кузбассе сервис плохой, потому и туристов мало. Нет у нас каких-нибудь фишек, которые бы манили людей. К примеру, почему бы не сделать инстаграм-локации (красивые и оригинальные места, куда сотни тысяч людей приезжают ради фото. Хороший пример — стеклянный мост в Китае или воздушные шары в Каппадокии. — Прим. ред.). Неплохо было бы найти или придумать традиционные местные рецепты. Лично я не знаю ни одного коренного кузбасского блюда», — поделился мнением маркетолог Андрей Шавнев.
Идей для развития региона множество. И тут не нужно ломать голову и выдумывать что-то инновационное. Всё до неприличия просто. В Кузбассе по сей день нет оригинальных аттракционов, аквапарка и дельфинария. Поэтому, чтобы порой хоть как-то разбавить свои серые будни, кузбассовцы едут в соседние Красноярск, Новосибирск или Томск.
Зато в Кемеровской области есть свой туристический бренд Шерегеш. А вот маркетинговой стратегии, по мнению Андрея Шавнева, у курорта нет.
«Да, в Кузбассе есть горы и инфраструктура для сноубординга, потому с зимним отдыхом вопрос худо-бедно, но решён. Но летом-то там делать нечего. На пустующей земле можно реализовывать проекты, которые озолотят инвесторов. Но они и пальцем не пошевелят, пока не получат гарантии со стороны власти. Нет гарантии — нет работы, всё логично. И, конечно же, для развития того же Шерегеша необходим хороший аэропорт и на какое-то время субсидирование авиабилетов», — продолжил Андрей Шавнев.
Аэропорта в ближайшее время здесь не предвидится, а вот скорый поезд Новокузнецк — Чугунаш предположительно заработает уже в ноябре этого года. По информации областной администрации, транспорт будет состоять из четырёх вагонов первого и экономклассов. По прибытию на станцию туристы смогут пересесть в комфортабельный автобус и доехать прямиком до горы Зелёной.
«Законсервированное» прошлое
В Кузбассе нет размеренного течения жизни. Об этом говорит даже простая повседневность: суровые погодные условия и социальная жизнь устроены так, что не расслабишься даже летом. Кузбассовцы к этому адаптировались, а потому им в каком-то смысле легче приспосабливаться в других местах. Культуролог Ольга Васильева считает это преодоление особенностью.
«Убеждена, кузбасский бренд действительно существует. Правда, существует неофициально. К примеру, местные любят выпивать. Но в регионе нет и, наверное, никогда не будет фестиваля водки и солений. Здесь нет радости от зимы и снега, как этому радуются в других городах. Ведь в нашем мировоззрении заложено воспринимать снег как очередное препятствие, которое нужно преодолеть и снова ждать лета. И так во всём. Местные устали от бесконечного преодоления и просто хотят выдохнуть и отдохнуть. А отдохнуть-то и негде», — считает Ольга Васильева.
Хотя есть где развернуться. Просто мы не умеем это правильно преподать. К примеру, Ольга Васильева в рамках проекта «Внутри и снаружи» проводит экскурсии как для коренных жителей, так и гостей Кемеровской области. Она пытается найти необычное в, казалось бы, обычных улицах, местах. «Наш проект — это лишь робкая попытка разобраться в своей истории, увидеть другими глазами Кемерово, чтобы не просто ходить на работу, по магазинам и делам, но и обращать внимание на то, что нас окружает. Это ещё называется любовью к Родине. Мало кто интересуется тем, как раньше назывались улицы, кто приезжал в Кузбасс, как люди здесь жили, сколько у нас театров, когда в регионе появились бананы и другие продукты, сколько стоил билет в кино, какой самый длинный трамвайный маршрут, какие деревья и растения живут с нами в городе и что необходимо сделать для комфортной жизни всех и вся. А мы хотим людям рассказать об этом», — объясняет культуролог.
В Кузбассе много шахт и «законсервированное» советское прошлое. Взять, к примеру, Киселевск или Прокопьевск. Это же настоящая машина времени! Здесь можно попасть в 1982 год, 1978-й… Или даже в 1950-е. Кировский район Кемерова, благодаря своей отдалённости, сохранил все черты соцгорода. В его центре нет современных построек. «Вот бы купить по дешёвке со всей страны старые автобусы. Тётенек в магазинах одеть так же, как они были одеты тогда. Это же бы так интересно было!» — считает Ольга Васильева, описывая возможную экскурсию в Советский Союз на примере Кировского района областной столицы.
А пока нет интересного — нет туристов. В основном с кузбасскими красотами знакомятся люди, оказавшиеся здесь проездом или же в рабочей командировке.
Просто воздух в баночке
В 2015 в Таштагольском районе начали выпускать и продавать воздух Горной Шории, закрученный в простую консервную банку. Стоил такой сувенир 200-250 рублей. Деньги за воздух платили.
«Ещё в 1990-е во многих европейских туристических городах начали продавать воздух в баночках. На мой взгляд, это прекрасный тематический подарок, что стоит в одном ряду с открытками и магнитиками. С какой-то стороны этот сувенир и оригинален: человек в большинстве случаев оценит, если ему подарить то, что продаётся только в том месте, где был даритель», — считает Андрей Шавнев.
В ООО «Феникс», которое занимается продажей сувенирной продукции, изначально были уверены, что дело прибыльное, спрос будет колоссальным, ведь сколько людей на курорт приезжает. А по факту всё оказалось иначе. «Позанимались этим года два, наверное. Не пошло. Распространяли воздух и в гостиницы, и в аэропорты. Но людей это не заинтересовало, компания потерпела большие убытки. На сегодняшний день оборудование осталось, баночки эти с наклейками… Но, видимо, не рискнём больше этим заниматься», — рассказал представитель компании.
Миф или реальность?
Уже несколько лет в Кузбассе ничего не слышно о таинственном йети. В 2009 году директор Международного центра гоминологии Игорь Бурцев нашёл его следы в далёкой, спрятанной в тайге и горах Азасской пещере. Учёный сделал это открытие, проверяя сигналы шорских охотников об участившихся встречах с Духом тайги, с Хозяином тайги, таг-эзи. Потом приехал снова, нашёл шерсть йети и пропал вместе с ней и самим загадочным гоминидом из кузбасской повестки дня.
Об этом долго рассуждали и спорили местные жители, писали СМИ из других регионов, мол, это всё лишь грамотный пиар-ход со стороны администрации как области, так и района, чтобы привлечь в Таштагол как можно больше людей. Как бы то ни было, на сегодняшний день, по официальной версии, йети не существует. Даже награду в миллион рублей за поимку прямоходящего хозяина тайги отменили. А ведь многим хотелось бы, чтобы йети был и была хотя бы одна экспедиционная тропа, на которой его можно было бы поискать всем желающим.
«О сибирском йети в основном говорят журналисты. Популярность этого выдуманного существа подкреплена только так называемыми информационными вбросами. На самом деле, вопреки мнению наших чиновников, серьёзный туристический поток эти мифы не привлекают. Конечно, замечательно, что у курорта есть свой символ. Но замените его на милую рысь, хаски или на медведя — на продажах фирменной продукции с логотипами это скажется не сильно», — убеждён Андрей Шавнев.
 Ещё 2 источника 
Комментарии
Читайте также
Дмитрий Тарасов оценил творчество рэперов. Он против запрета их концертов
Эксперт оценила особенности кампании Кожемяко
Участники проекта «Московское долголетие» побывали на новогоднем карнавале
Кандидат от Партии роста признал честность и открытость прошедших в Приморье выборов
Последние новости
Актер Кемеровского областного театра драмы получил «Золотую Маску – 2019»
Глава транспортной прокуратуры региона ушел в отставку
Когда в Кемерове начнут продавать ёлки?