Войти в почту

Н. Кричевский: Кремлевские триллионы лучше отдать норвежцам

Российская казна готовится буквально раздуться от денег. Такой вывод можно сделать из проекта закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Его Минфин опубликовал во вторник, 25 сентября. Судите сами. В 2019 году, по расчетам денежных властей, профицит федерального бюджета составит 1,932 трлн. рублей. В 2020-м профицит ожидается на уровне в 1,22 трлн., в 2021 году – 0,95 трлн. Мало того, пересмотрен с позитивную сторону прогноз на текущий год. В законе о бюджете на 2018 год был запланирован дефицит на уровне 1,3% ВВП. Однако, по мнению первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, бюджет будет исполнен с профицитом, который может превысить 2% ВВП. Сверхдоходы настолько велики, что финансовое ведомство даже снизило объем внутренних заимствований. Раньше Минфин планировал разместить ОФЗ в 2019 году на 2,47 трлн. рублей, в 2020 году на 2,421 трлн., в 2021 году – на 2,606 трлн. Теперь объемы упали до 1,705 трлн. рублей, 1,8 трлн. и 1,578 трлн. соответственно. Парадокс в том, что этот сильнейший денежный фонтан бьет на фоне скромных показателей роста ВВП. В августе НИУ ВШЭ провел опрос 23 профессиональных прогнозистов из России и других стран в рамках ежеквартального исследования «Комментарии о государстве и бизнесе». Обобщенное мнение аналитиков – в 2018 году рост ВВП составит 1,7%, в 2019 году – 1,5%. Откуда при таких показателях денежное изобилие? Ларчик открывается просто. Когда мы слышим о низких темпах роста, надо иметь в виду: это показатели прироста физических объемов произведенной продукции. Если же учесть, что на нефть и газ резко поднялись мировые цены, и рассчитать ВВП России в текущих ценах, то окажется, что он растет – и очень быстро. По экспертным оценкам, в 2017 году темпы роста ВВП по стоимости составили внушительные 8%. Разумеется, этот профицит не является заслугой правительства РФ. Это «заслуга» цен на нефть, которые за год повысилась в 2,5 раза, и находятся на чрезвычайно высоком уровне. Плюс – «заслуга» девальвации рубля, которая, по разным оценкам, достигает 40%. Речь идет, в том числе, о скрытой девальвации. Она образуется из-за того, что рубль искусственно удерживается на низком уровне в то время, когда нефть дорожает. Именно отсюда те 500 млрд. рублей, которые хотел получить в бюджет всего от 14 компаний помощник президента РФ Андрей Белоусов. Отсюда планы рекордно пополнить Фонд национального благосостояния. К концу 2019 года, по расчетам кабмина, фонд достигнет максимального за всю его историю значения – 7,81 трлн. рублей. И далее, как планируется, продолжит увеличиваться: в 2020 году – 11,37 трлн, в 2021 – 14,18 трлн. Наконец, отсюда дополнительные 600 млрд. рублей на повышение в 2019-2021 годах премий и окладов чиновников. Но власть табуировала тему роста ВВП по стоимости. Ей так удобнее. Потому что с 2013 года доходы граждан падали. И если признать, что темпы роста у нас 8%, со стороны населения немедленно последует вопрос: а почему нам ничего не повышают?! По идее, экономике РФ требуется кардинальная перестройка. Но триллионы рублей, которые валятся сейчас российской элите на голову, по-прежнему оседают в карманах госбанков и госкорпораций. Либо складываются в кубышку – идут на скупку иностранных долговых бумаг и валюты. И возникает вопрос: почему сверхдоходы тратятся на что угодно – только не на развитие страны? – Поднять доходы населения из этих денег, к сожалению, нельзя, поскольку сегодня сверхдоходы есть, а завтра нет, – отмечает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. – Если госпомощь вслед за сверхдоходами снизится, население начнет протестовать, причем жестко. Замечу, кроме того, что население в любой стране должно само зарабатывать, а не заниматься ожиданием государственных подачек. Исключение, разумеется, составляют люди пожилого возраста. Но и у них пенсионная система построена на страховых принципах, а не на госпомощи. Здесь надо понимать: есть нефтегазовый бюджет, либо бюджет от добычи полезных ископаемых, который определяет истинное положение дел в экономике сырьевой страны. Неважно, будь это Россия, Чили (залежи меди) или Австралия (залежи железа). Во всех случаях этот бюджет устроен так: сегодня цены на сырье высокие и денег много, а завтра цены упали, денег нет, и даже возникает потребность в заимствованиях. Другими словами, рассчитывать на стабильное получение высоких доходов в этом случае не приходится. «СП»: – Почему, когда сверхдоходы у нас все-таки появляются, государство не тратит их на развитие собственной экономики? – Государство не является экономическим субъектом, и не занимается непосредственно хозяйственной деятельностью. Этим занимаются компании – либо с госучастием, либо частные. И не надо государство отождествлять с экономическим агентом, который может заниматься строительством и развитием заводов и фабрик. Да, государство может развивать инфраструктурные проекты, а также такие сферы как космос, наука, образование, медицина, где без государства вряд ли обойдешься. Но и только. А теперь о том, почему эти сверхдоходы не используются внутри нашей страны. Причин тому две. Первая – низкое качество госуправления, то есть, некомпетентность и неэффективность чиновничества. А вторая – отсутствие инвестпроектов внутри страны, под которые можно было бы выделить деньги из бюджета. «СП»: – Почему же таких проектов нет? – Наше предпринимательство заточено под получение сверхприбылей – причем здесь и сейчас. А когда разговор заходит о том, чтобы наладить какое-то производство, которое приносило бы прибыль через долгие годы, они не понимают, о чем речь. Замечу, так было всегда: в конце XIX века, в начале XX-го, в 1990-е, в «нулевые». То же самое происходит сейчас. Яркий тому пример – банкир Сергей Пугачев. Он имел многие проекты, финансировавшиеся из казны. И в итоге с этими деньгами убежал в Лондон. В 2006 году, напомню, было принято решение о создании Инвестиционного фонда Российской Федерации. Фонду было выделено 200 млрд. рублей, и был брошен клич предпринимателям и коммерсантам, желающим получить дешевое финансирование: приходите, оформляйте свои проекты, получайте деньги и начинайте работать. Так вот, за два года работы фонда из этих 200 млрд. было размещено всего 83 млрд. А вот 117 млрд. остались невостребованными. То ли проекты были неподходящими, то ли предпринимательский корпус никак не мог понять, чего от него хотят в плане документальной базы. Хотя за незначительную сумму можно было нанять специалистов, которые бы подготовили документы в лучшем виде. То ли бизнесмены испугались контроля со стороны государства – неведомо. Но деньги фонда оказались в основном невостребованными. Притом значительная часть выданных 83 млрд. бесследно растворилась. Тот же Пугачев взял из фонда 5 млрд. рублей на строительство железной дороги Кызыл–Курагино, которая была необходима для перевозки железной руды. Но в итоге магистраль не была построена, Пугачев сбежал, а дорогу достраивали совершенно другие люди. Этим во многом объясняется, почему было принято решение прекратить выдачу денег из фонда. Неэффективность использования и воровство этих средств было совершенно чудовищным. «СП»: – Власти решили, что складывать сверхдоходы в кубышку – надежнее? – В итоге мы имеем то, что имеем. Мы имеем огромные сверхдоходы, необходимость переустройства национального хозяйства, и возможную помощь со стороны государства. Но не имеем людей, которые бы могли за это дела взяться. То есть, теоретически они где-то есть. Но на практике в большинстве случаев на тендеры претендуют предприятия с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Которые, получив аванс, норовят раствориться. Так было, повторюсь, на протяжении многих лет. Опасаясь повторения этого варианта и разбазаривания, правительство приняло решение складировать деньги в кубышку. Каким образом оно будет заниматься этим сейчас – большой вопрос. Просто потому, что вкладывать деньги в американские долговые бумаги опасно. Остается вариант Глобального государственного пенсионного фонда Норвегии. Который занимается инвестированием в ценные бумаги по всему миру, и возникающие дополнительные потребности норвежского бюджета покрывает за счет прибыли – процентов от инвестиций. «СП»: – Почему у нас до сих пор этого не делается? – По той же причине – нет компетенции и желания этим заниматься. Нет людей, которые могли бы что-то подобное сделать. Было бы неплохо – в качестве варианта – поручить размещение наших сверхдоходов тем же норвежцам. В нынешней ситуации, я считаю, это было бы лучшим выходом. Но, как известно, у русских собственная гордость. И они никогда в жизни не допустят, чтобы нашим национальным благосостоянием управляли специалисты из "невзрачной" Норвегии. Экономический кризис: Глава ФАС считает российскую экономику полуфеодальной Новости экономики: В Сбербанке подтвердили отток миллиарда долларов в августе

Н. Кричевский: Кремлевские триллионы лучше отдать норвежцам
© Свободная пресса