Ещё

Из кладбища машин — в европейскую улочку: что станет с Толмачёва после перестройки 

Из кладбища машин — в европейскую улочку: что станет с Толмачёва после перестройки
Фото: e1.ru
Перенести музей старика Букашкина, проводить выставки во дворе УрГПУ, открыть блошиный рынок и малый филармонический зал. Всё это предлагают сделать на маленьком кусочке улицы Толмачёва — между Ленина и Малышева. Этот отрезок хотят очистить от машин и оживить — сделать культурным прогулочным местом.
Инициатором проекта стал директор кинотеатра «Салют» . По этой территории объявили конкурс на разработку проектов — итоги подведут только 3 декабря, но наброски и планы есть уже сейчас.
— В городе это одна из немногих улиц, которая похожа на европейскую улицу — и по ширине, и в центре, и не проезжая. Мы хотели реализовать это ещё к чемпионату мира по футболу. Здесь могли бы разместиться и ресторанчики, и летние веранды, — рассказал Е1.RU Сергей Федяков.
— Уже два десятилетия этот участок не проездное место, а тупиковое, — продолжает директор кинотеатра. — Исходя из этих соображений мы хотели как-то эту зону благоустроить. Понятно, что вопрос возникал в порядке взаимоотношений с жильцами и общественным пространством. В Европе это как-то уживается, а у нас это сложно. У нас люди думают, что они живут в тихом центре, если солнце село, то всё должно выключиться.
Если свернуть с Толмачёва во двор Уральского педагогического университета, то открывается совершенно другой, прекрасный вид — старые кирпичные стены окружают тихий дворик. Благоустроить хотят, кстати, не только кусочек Толмачёва, но и дворы. Например, здесь можно проводить выставки, считает Федяков.
Это место, по мнению директора, тоже можно сделать маленькой городской площадью, если опять же избавиться от машин.
— Можно сделать здесь сельскохозяйственный рынок или могут собираться дизайнеры, антиквары — это пространство, которое может жить и быть классным. Если мы создадим условия, то это не будет кладбище машин.
— Машины-то куда?
— Первый — это пешеход, второй — это велосипедист, третий — это общественный транспорт, четвёртый — это автомобилист. Если мы начнём думать с конца… Это не проблема «Салюта» и улицы Толмачёва, это проблема центра города. У нас сегодня потерялась модель правильного похода на культурные мероприятия. Мы сегодня считаем, что сервисом является подъехать к подъезду и бросить машину. Торговые центры ведь сформировали нашу модель потребления. А раньше люди шли в театр, кинотеатр, именно шли.
— С Уралмаша ведь не пойдёшь к вам пешком.
— Понятно, что можно приехать на общественном транспорте или на машине куда-то и пройтись до театра. Необходимо подышать воздухом, пообщаться. Надо вернуть модель променада — променад до мероприятия и после. Когда ты выводишь свою девушку показать не только вечернее платье, но и красивое верхнее пальто.
Схему движения на участке Толмачёва хотят менять. Делать улицу полностью пешеходной или нет — ещё вопрос, но от кладбища машин будут избавляться.
— Понятно, что сегодня характер пешеходной улицы требует общественного обсуждения проекта, — добавил Федяков. — Я знаю, что есть потребительский эгоизм жильцов, и, если будет 90% жильцов за то, чтобы сделать пешеходную улицу, потому что они понимают, что это удорожание их недвижимости, для них красиво прогуляться вечером, но найдутся условные три бабушки, которые скажут, что не надо этого. Допуская этот вариант, мы можем предусмотреть новую схему движения транспорта, которая позволяет только приехать разгрузиться или запарковаться у себя во дворе. И здесь нам не надо будет выходить на обсуждения, а это будет решение администрации — изменить схему движения по улице Толмачёва. Сейчас это кладбище машин.
Пожалуй, самое красивое здание на этом участке Толмачёва — это церковь . Её построили в XIX веке, и она сохранилась до сих пор, правда, используется не по назначению.
«Освящение церкви состоялось 24 августа 1893 года. Церковь была устроена на средства Екатеринбургского земства и пожертвования частных лиц, самым щедрым из которых был купец , до 1897 года бывший также и церковным старостой. Закрыли церковь в 1919 году», — указано на сайте Управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области.
Весной прошлого года в рубрике «Улицы нашего городка» мы рассказывали про улицу Карла Либкнехта и немного говорили об истории церкви. Нам даже удалось попасть внутрь. Своды здания напоминают, что здесь было раньше, но помещение выглядит опустошённым.
— Свойства зала церкви женской гимназии потрясающие, — рассуждает Сергей Федяков. — Если открыть дверь, а она там есть (выходит на Толмачёва), то там может быть малый филармонический зал.
— Это ведь памятник архитектуры, его надо реставрировать, а это определённые средства.
— Реставрация — это не наша задача, это государственная. Надо работать над этим вопросом, но если хотя бы вот так сохранили объект, то было бы прекрасно.
Есть ещё одна непридуманная история. В доме на улице Толмачёва дворником работал старик Букашкин. Сегодня его музей открыт в УрФУ, по мнению Федякова, его можно перенести сюда и «вернуть правду обратно».
— Вы видите здесь маленький «филиал» Вайнера или что-то совсем другое?
— Нет, не Вайнера — это самый неудачный пример, он какой-то недоделанный. Я не горжусь, что у нас есть улица Вайнера, но 10 лет назад гордился. Сейчас мне кажется, что это деревенщина какая-то.
— Здесь очень благоприятная почва для любой культурной инициативы. Я говорю, что здесь необходимо помещение и пространство сделать под культуру, потому что они хотят здесь развиваться.
— Вы говорите, что сейчас это кладбище машин, но и сам по себе этот участок мёртвый, хочет ли какой-то ресторан или кафе сюда заходить?
— Понятно, что все хотят сесть на самый лакомый угол. Понятно, что основные арендные ставки будут ближе к Малышева и к Ленина, в центре будет поменьше. С другой стороны, и бизнес разный есть.
— А какой вы её видите: дорогие рестораны или более доступной для горожан?
— Я думаю, что более простой, у нас тут элиты не может быть — улица не идеальна с точки зрения архитектуры. Есть всего несколько объектов, которые достойны.
— Есть какой-то примерный расчёт, какая сумма понадобится на реализацию проекта?
— Это зависит от проекта, пока не выявлен победитель, мы не знаем, что мы будем реализовывать. Будет объявлен конкурс на реализацию. Источником финансирования, если сделать всё правильно, может быть не только государство, но и инвесторы. Здесь стоит недооценённое имущество.
— Перед самим «Салютом» что вы хотите сделать?
— Мы видим здесь зону амфитеатра, чтобы проводить летние мероприятия, открытие фестивалей, а то мы всё внутри делаем, а хочется открытую историю. Есть мечта выйти главными дверями «Салюта» из глубины на проспект Ленина.
— А как это возможно?
— Визуально как-то это делать. Возможно, какая-то арка, которая будет приглашать войти.
Этот участок улицы уже давно напрашивается на пешеходизацию, считает урбанист . Мы попросили его рассказать, какой он видит обновлённую улицу Толмачёва, как здесь возможно организовать движение, ведь это один из главных вопросов по изменению улицы:
— В данное время улица в большей степени используется как автостоянка. Этой ее функцией в целях создания комфортного городского пространства вполне можно пожертвовать. Однако закрыть доступ автотранспорта совсем не получится, поскольку на Толмачёва достаточно много подъездов к домам, которые необходимо будет сохранить.
Сложность в организации транспортной схемы состоит в том, что улица тупиковая, а потому ее невозможно сделать односторонней. Односторонняя схема дала бы возможность оставить одну полосу движения для проезда в одном направлении, а все остальное пространство оставить для пешеходов и элементов благоустройства и озеленения.
Если же проезд сделать двухполосным, возникают две проблемы. Во-первых, для него нужно больше места, а его жалко, учитывая, что трафик небольшой. Во-вторых, у нас водители имеют свойство парковаться во второй полосе таких проездов (так происходит во всех дворах). Можно, конечно, поставить знаки «Остановка запрещена» и нагнать эвакуаторы, но какая после этого получится пешеходная улица, если там будут работать эвакуаторы?
Есть и другой вариант: сделать двухполосным не весь проезд по этому участку улицы, а лишь небольшие участки с интервалом 50 метров. Эти уширения водители смогут использовать для встречного разъезда. Так делают на одноколейных железных дорогах. При этом, чтобы не было парковки в этих уширениях полосы, их нужно физически отделить друг от друга столбиками (как сделано на пешеходном участке улицы Красноармейской).
Важным фактором успеха пешеходной улицы является ее связность с остальной сетью пешеходных коммуникаций. Сейчас на Толмачёва с этим не все хорошо. Улица является тупиковой не только для транспорта, но и для пешеходов. На Малышева с этим ничего не поделаешь, поскольку улица здесь заканчивается Т-образным перекрестком, а вот на Ленина вполне можно улучшить ситуацию, создав дополнительный регулируемый пешеходный переход через проезжую часть проспекта.
Это позволит увеличить пешеходный транзит по Толмачёва, что, в свою очередь, благоприятно скажется на перспективах бизнеса на первых этажах улицы. К новому пешеходному переходу через Ленина можно также привязать дополнительные выходы с трамвайных платформ остановки «Театр Музкомедии». Уже сейчас люди часто перебегают Ленина с северной стороны, чтобы быстрее попасть на остановку или покинуть ее. Вместо того чтобы с этим бороться заборами, почему бы просто не узаконить это, создав переход?
Видео дня. Спустили на землю: чиновника наказали за скандал в аэропорту
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео