Войти в почту

Público (Испания): Селфи-психопатия и взгляд в будущее

На прошлой неделе мы обсуждали селфи: как они ограничивают широту наших взглядов и выхватывают нас из контекста. Сейчас мы подробнее познакомимся с этой темой, указав как на положительный эффект селфи, так и на их отрицательное воздействие на нашу психику. Культура селфи со всей ее банальностью начинает прививаться еще в школе. Учительница моей десятилетней дочери попросила ее рассказать, как та провела лето, при помощи «крутых селфи». Тем самым она задавала стиль поведения, в котором ребенок должен ставить себя в центр внимания. Почему селфи должны быть крутыми? Улыбаться обязательно? И зачем становиться центром всеобщего внимания? Мода на селфи началась в 2010 году, с появлением первой фронтальной камеры в iPhone. С тех пор цифровая индустрия не перестает их рекламировать. Просто взгляните, какой была реклама (на телевидении, рекламных щитах и т.д.) последних топовых телефонов — Apple, Samsung и Huawei. Везде говорят только о мощных камерах и показывают, какие мега снимки мы можем сделать с их помощью. В большинстве случаев это селфи. В рекламных целях нас подталкивают к (само)изображению. Наши селфи — это их реклама. Но автопортрет можно рассматривать как форму заявления миру о себе: мы констатируем, что существуем. Когда мы теряем уверенность в будущем, наша судьба становится неопределенной. Поэтому, чтобы увековечить настоящее, чтобы увековечить нас самих, прежде чем мы исчезнем, мы запечатлеваем счастливые моменты, оставляя после себя хоть какой-нибудь след. Возможно, чтобы яснее смотреть вперед. Цифровой автопортрет также может направлять наше похвальное желание заново осознать себя. Мы заново себя лепим, позируем, как модели на подиуме. Если бы мы знали, что позируем всегда, селфи помогли бы нам поднять самооценку, позволили бы узнать собя. Вместе они бы сложились в зеркало из тысячи лиц. Созерцая себя под разными углами и в разные моменты, мы бы поняли, кем мы были и кем стали. Мы увидели бы, кем хотим быть, в кого метим. И тогда мы могли бы решить, хотим ли воплотить в жизнь этот образ или отказаться от него, ведь мы строим наш образ перед другими, а не перед собой. Гораздо реже селфи используются в более творческих и позитивных целях (о которых не говорят в рекламе или школе). Подавляющее большинство просто показывает себя, а не исследует. Мы фотографируем себя не для того, чтобы выяснить, в каком настроении находимся мы или окружающие. Лицо — это зеркало души. Но селфи стали почти машинальным процессом саморекламы. Как сделать селфи: (1) фотографируй, не задумываясь, (2) посмотри, как получилось, (3) удали, если вышло плохо, (4) поделись фотографией в соцсетях. Селфи — это взгляд не внутрь, а на окружающих. Это самореклама. И соцсети лишь развивают и провоцируют эту саморекламу, потому что самоанализ и самокритика набирают лайки хуже, чем самопоказ. На селфи мы демонстрируем самодостаточное счастье, хотя бы даже оно рождалось из неуверенности. Жест победы V, улыбка, смеющийся смайлик так и просят похвалы. Snapchat предлагает только забавные фильтры — карнавальную версию позитивного мышления: всегда веселые, остроумные, мотивированные… замаскированные. Почему бы не «написать» автобиографию при помощи одних селфи? Как древние фолианты, хранившиеся в тайнике под замком. Они помогали понять настоящее через прошедшее, там хранились самые сокровенные мысли. Но было бы глупо проделывать то же самое в оживленных соцсетях, которые по определению устраняет всякую приватность и конфиденциальность. А без них, когда рассказчик подвержен вмешательствам со всех сторон, нет свободы самовыражения. Приложения делают все, чтобы изображения распространялись как можно быстрее. Показательно, что, за редким исключением, там нет возможности поделиться селфи только с определенными пользователями, предотвращая возможность их репостов. Например, такая возможность есть в Snapchat, и эксперты рекомендуют именно это приложение, чтобы остановить сетевую травлю. Но опять же, сексуальные фотографии распространяются быстрее остальных, и с коммерческой точки зрения ограничение их распространения не выгодно. Ни одна рекламная сеть (даже Snapchat) не соблюдает стандарты шифрования и не удаляет полностью и окончательно изображение. Кроме того, селфи являются главным сырьем для программ распознавания лица. Знание цвета нашей кожи и возраста делает возможной персонализированную рекламу, а идентификация человека на других изображениях или записях приносит дополнительную информацию о нем. Если говорить о положительных сторонах селфи, то они позволяют оставить в памяти наше окружение, упрочить связи и возобновить знакомство и живое общение. Я осознал эти преимущества, оказавшись в семейной группе WhatsApp, которая почти никогда не приносит неудобства. Информация там появляется только по делу. В нашей семейной группе бабушка Мария Хесус, у которой никогда не было мобильного, стала центром внимания. Внучки ее фотографировали и накладывали фильтры в Snapchat. Там селфи являются призывом членов «племени» к встрече. В WhatsApp много активных мам и бабушек. Лидируют там пользователи именно этой возрастной группы. Их цель одна: поддерживать единство клана и заботиться о нем. Они не требуют внимания. Они используют сети, чтобы заботиться о родственниках. Это полная противоположность эгоизму и цифровому нарциссизму. Селфи — мода трансгендерная. Мужчины тоже фотографируют свое тело, как будто это товар в магазине. В конечном счете, подобное овеществление приводит к общей дегуманизации. Внешний вид становится брендом, мы начинаем смотреть на себя как на вещь, инструмент самопревозношения. Или я преувеличиваю? Подробное исследование, проведенное в 2015 году среди мужчин, доказало, что количество селфи прямо пропорционально уровню нарциссизма. Селфи коррелируют с уровнем личной неуверенности. Они усиливают самовосхищение и самообман, провоцируют холодность и грубость к окружающим. Селфи могут активировать стратегии манипуляции и агрессии. Ведь для достижения признания все средства хороши. Мужчины, которые ставят себя выше других, считают себя привлекательными и умными, обычно размещают больше фотографий в сетях. Самые «закоренелые» нарциссы ведут себя уже как психопаты. Они не умеют ставить себя на место других, действуют импульсивно, ищут сильные эмоции за счет других. Вышеупомянутое исследование показало, что в бесконтрольном состоянии они в конечном итоге становятся социопатами. Они не обращают внимания на окружающих и отношения, не говоря уже об обществе, рассматривают людей как средство достижения цели. Некоторые из них практикуют троллинг и сетевую травлю. Научные исследования подтверждают, что неуверенность и тревога в реальной жизни выливаются в высокомерие в соцсетях. Если не накладывать фильтры или ограничения на нарциссические порывы, можно превратиться психопата. И сети только содействуют этому процессу. В топ выходят посты, где рассказывается о том, как люди много пили и запутались в жизни. На такие посты больше реакции. Чем больше пафоса, тем лучше. Мы изображаем себя, и при этом не умеем ни заявить о себе, ни осознать себя (а это две классические функции автопортрета в искусстве). Мы жаждем похвалы незнакомцев, а вместо познания реального мира мы строим собственную иллюзорную картину мира. Мы делаем рекламные селфи. В современном обществе, которое является одним большим шоу, мы считаем себя главными действующими лицами. Остальные — массовка, мир превращается в декорации, среди которых мы разыгрываем спектакль.

Público (Испания): Селфи-психопатия и взгляд в будущее
© ИноСМИ