Войти в почту

Через тернии — к звездам. Скоро вступает в силу закон об обязательной классификации отелей

Отели не спешат получать звезды. С 1 января 2019 года вступает в силу закон об обязательной классификации гостиниц по принципу звездности. Раньше времени процедуру прошли только отели городов, принимавших чемпионат мира по футболу. В других регионах, в том числе и туристических, владельцы гостиниц часто оттягивают момент, несмотря на то, что это грозит закрытием бизнеса. Впрочем, время еще есть — с 1 июля 2019 года классификация станет обязательной для отелей с номерным фондом больше 50-ти. К этому сроку звезды у отеля уже должны быть. Второй этап начнется 1 января 2020 года — для мини-гостиниц от 15 номеров. И только через год после этого — финал аттестации, после которого все отели, не прошедшие процедуру, начнут закрывать, говорит гендиректор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова: — Это грозит закрытием гостиницы и штрафом. Другого варианта, как не пройти классификацию, у них нет. — Предположим, гостиница не прошла классификацию, ее должны закрыть, но у нее брони надолго вперед. Как будут реагировать в данном случае региональные власти, для которых это тоже деньги? — Практика уже была по тем запретам на ведение деятельности, которые были, где были сертификаты просрочены или отозваны при повторной проверке, и так далее. Как правило, давался какой-то срок на исправление, он небольшой. Если гостиница в этот момент набрала какие-то обязательства, она должна будет их вернуть и гостям по-честному сказать, что мы не сможем. На мой взгляд, этому мало огласки, этого достаточно мало в прессе. Даже среди гостиничных игроков по тону разговора нет ощущения необратимости, ощущение — ну, мы потом как-нибудь сделаем. Услугу по экспертной оценке отеля и подгону под определенное количество звезд оказывают сейчас свыше сотни компаний. Большинство делают услугу качественно, в соответствии с требованиями закона. Но попадаются недобросовестные игроки. Бывает, когда оценку делают дистанционно по скайпу и фотографиям, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов: — У нас все региональные отели, независимо от того, в каких регионах они находятся — это регионы чемпионата мира, не чемпионата мира — классификацию проходят уже года два или три, даже при том, что это не было мерой обязательной. Это каждый предприниматель решает для себя, но внимание к непрошедшим классификацию будет повышенное. При отсутствии классификации отель оказывать услуги не может. — Насколько сложен для отеля процесс прохождения этой классификации? — Я особых сложностей не вижу, единственное, это не надо делать в последний момент, потому что от начала до конца нормальная процедура классификации занимает в среднем месяц-полтора. Процедура стоит абсолютно вменяемые деньги, на отель 100 номеров, четыре звезды, цена будет порядка 80-100 тысяч. Свидетельство выдается сроком на три года, поэтому это не какие-то адские затраты. — Среди тех компаний, которые уполномочены проводить подобную классификацию, есть недобросовестные, которые чуть ли не просто по фотографиям это все делают? — Да, есть такое. По крайне мере, я не могу сказать, кто конкретно, но знаю, что такие прецеденты бывали. Здесь есть и определенная мера ответственности этой компании, потому что еще министерство культуры принимало поправки по тем санкциям, которые будут налагаться на аккредитованные компании, которые недобросовестно проводят классификацию. В итоге, может быть признано, что звезды отелю не присвоили, а нарисовали, соответственно, санкции коснутся как самого отеля, так и аккредитованной компании. Гостинице, в итоге, придется проходить процедуру классификации заново. Если лицензия у оценочной компании будет отозвана, то присвоенные звезды автоматически станут недействительными. Это означает потери финансовые и репутационные. Поэтому в интересах самого отеля проверить заранее, кто и на каких условиях предоставляет им экспертную оценку. Но главная причина все-таки не в том, что попадаются недобросовестные игроки. Их единицы, говорит отельер Теймур-ханлы Юнис. Теймур-ханлы Юнис отельер, владелец и генеральный менеджер гостиницы «Гельвеция» в Санкт-Петербурге «Это отмазка, другое дело, что многие боятся проходить классификацию, это правда. Потому что классификаторы имеют достаточно четкие требования, они сами не хотят терять свою лицензию, поэтому они проводят в массе своей достаточно неплохой анализ отелей и присваивают классификацию достаточно честно. Поэтому многие отели просто боятся тех требований, которые нужно будет выполнить, и зачастую они безумно дорогие. Предположим, гостиница претендует на три звезды, у нее размер комнат должен быть в среднем 18 квадратных метров, а в отеле номера по 15. Классификатор просто не может по этим признакам гостинице дать три звезды, а две звезды получать не хотят. Фактически заявлять о себе, как отель «две звезды», бюджетный, гостиница не готова. Поэтому выгоднее быть без звезд, говорить: «Мы без звезд, такие, как есть». И под любым предлогом оттягивать эту классификацию. Просто многие не готовы идти на эти затраты, потому что речь зачастую может идти о достаточно больших работах, которые необходимо провести в отеле. На самом деле здесь собака зарыта, естественно, отели в 90% случаев хотят получить свыше того уровня, на котором они являются, а это не так просто, для этого нужно инвестировать большие средства». Вводимая в России обязательная классификация основана на французской системе. Ее адаптировали к российским условиям, но в целом программы идентичны, говорят участники рынка. Все российские гостиницы предлагается поделить на шесть категорий: без звезд и от одной до пяти звезд. Это должно помочь туристам при выборе отеля в любом городе страны. На чеке это никак не отразится. Свидетельство о присвоении отелю определенной категории будет действовать три года. Гостиницы не смогут завышать свою звездность в рекламе.

Через тернии — к звездам. Скоро вступает в силу закон об обязательной классификации отелей
© BFM.RU