Войти в почту

Как Елизавета Петровна и Екатерина II изменили Петербург и окрестности

Если своим рождением Петербург обязан императору Петру I, то своей красотой — его последователям. И в первую очередь императрицам Елизавете Петровне и Екатерине II. Именно они наполнили город прекрасными зданиями, привили жителям Северной столицы архитектурный вкус и задали высочайшую планку, соответствовать которой сегодня удаётся мало кому из зодчих. Дочь Петра I Елизавета правила Россией с 1741 по 1762 год. Она любила архитектуру барокко — богато украшенную, наполненную аллегориями. Самые значимые здания, построенные при ней, - Зимний, Царскосельский и Петергофский дворцы, Смольный собор. А вот её невестка Екатерина II считала барокко вычурным, глупым. Ей нравился строгий классицизм, этот стиль царил в её правление, продолжавшееся с 1762 по 1796 год. Тогда появились Гостиный двор, Академия художеств, Академия наук, Мраморный и Таврический дворцы. Смольный собор: ВИП-монастырь Белый воздушный храм, построенный при Елизавете Петровне архитектором Бартоломео Растрелли, — настоящий шедевр барокко. Монастырь вокруг него планировался непростой: в нём Елизавета Петровна хотела провести старость вместе со своими приближёнными. Так что строили его, как пятизвёздочный отель: 120 келий люкс имели комнаты для персональной прислуги и кухни. Но ВИП-монастыря не получилось. При Екатерине II кельи приспособили под Общество благородных девиц, где обучались девушки-аристократки. Оно было создано по образцу школы Сен-Сир под Парижем, а консультировал Екатерину II её друг, французский просветитель Дидро. Таврический дворец: Двойной подарок Таврический дворец, в котором проходит Евразийский женский форум, строился в подарок любовнику Екатерины II — князю Григорию Потёмкину, самому влиятельному в России сановнику. Дворец был роскошен и богат. Но дорог в содержании. Поэтому Потёмкин уговорил императрицу выкупить свой подарок за огромные деньги - 400 тысяч рублей. Но однажды во время бала, проходившего в этом дворце, Потёмкин заговорил с Екатериной II, встав на одно колено. О чём они беседовали — неизвестно. Но вскоре императрица во второй раз подарила Таврический дворец князю. Так что он получил и деньги, и здание. На месте их беседы - в середине Екатерининского зала под центральной люстрой — теперь принято загадывать желания. Они должны сбыться в течение одного года. Мраморный дворец: Компенсация любовнику Прекрасный дворец на набережной Невы должен был стать компенсацией Григорию Орлову за прекращение любовной связи с Екатериной II. Архитектор Антонио Ринальди соединил устаревавший барокко и входивший в моду классицизм. А своё название дворец получил из-за 32 сортов мрамора, использованных в отделке. Но Григорий Орлов до компенсации не дожил: он умер незадолго до окончания строительства дворца. Медный всадник: PR легитимности Поставить в Петербурге памятник Петру I хотела ещё Елизавета Петровна. Но не успела: почти готовая скульптура работы Растрелли на полвека «поселилась» в сарае. Екатерине II нужен был другой памятник — дерзкий, запоминающийся. Ведь она пришла к власти в результате переворота, убив законного императора Петра III. И много лет ощущала дефицит легитимности. А памятник должен был связать её имя с именем Петра I. Поэтому на постаменте есть надпись: «Петру Первому — Екатерина Вторая». Француз Фальконе придумал скульптуру с взлетающим на скалу всадником — очень сложную инженерно, но энергичную, впечатляющую. За доставкой в Петербург валуна для постамента следила вся Европа: газеты печатали отчёты — как камень волокут к Финскому заливу, как обрабатывают, как грузят на судно с тремя сотнями гребцов. Императрица добилась своей цели: её имя встало в один ряд с именем Петра I. Памятник вскоре стали называть Медным всадником - по названию знаменитой поэмы Пушкина. А старый памятник Растрелли не пропал: сын Екатерины II Павел I, ненавидевший мать, назло ей поставил скульптуру перед Михайловским замком. Эрмитажный театр: Комедия о свиньях Кбарочному Зимнему дворцу, возведённому при Елизавете Пет­ровне, Екатерина II пристроила Эрмитажный театр, выполненный в стиле классицизма. Там постоянно шли представления, и автором некоторых из них была императрица. Например, её комедия «За мухой с обухом» имела небывалый успех. Ведь прототипов героев пьесы все знали: Пострелова — это княгиня Дашкова, подруга и соратница Екатерины II, президент Академии наук, Дурындин - Алексей Нарышкин, сенатор и влиятельный сановник. Поводом для пьесы послужила ссора в усадьбе Кирьяново, где жила Дашкова. В цветник как-то залезли свиньи из соседнего имения Нарышкина. Рассерженная княгиня велела их зарезать. Этого уже не стерпел Нарышкин и выставил претензию за животных дорогой голландской породы. Мирить своих приближённых пришлось императрице. О скандале знал весь двор, поэтому пьеса Екатерины II вызвала бурю смеха. Вот только Дашкову и Нарышкина весь спектакль слуги держали за руки, чтобы они не вскочили и не подрались. Летний сад: Решётка вместо фонтанов Ещё при Петре I в Летнем саду было множество фонтанов. А к временам Елизаветы Петровны их уже насчитывалось больше полусотни! Но их уничтожило наводнение 1777 года. Екатерина II отказалась восстанавливать былое великолепие, ведь фонтаны - атрибут ненавидимого ею барокко. Зато Екатерина подарила Летнему саду прекрасную решётку, которую все сразу признали одной из красивейших в мире. А фонтаны, кстати, вернулись: во время реконструкции Летнего сада в 2009-2011 годах восемь из них восстановили. Екатерининский дворец: Неисполненная последняя воля Елизавета Петровна приказала архитектору Растрелли на месте скромных палат Екатерины I, жены Петра I, возвести роскошный Екатерининский дворец. В 1756 году он был готов. На отделку дворца ушло 100 килограммов золота, оно было повсюду — и внутри, и снаружи. Но самыми роскошными были Большой зал и ведущие к нему две анфилады: там глаза болели от золота. Елизавета хотела покрыть золотом и скульп­туры в дворцовом саду, но не успела. Перед смертью она попросила сделать это свою невестку — будущую Екатерину II. Та презрительно называла Екатерининский дворец «кремовым тортом», но просьбу свекрови решила выполнить. Скульп­туры начали золотить. Однако, узнав о стоимости этих работ, Екатерина II приказала их прекратить. Так что последняя воля Елизаветы осталась невыполненной. А вот многие комнаты дворца Екатерина II перестроила. Шотландский архитектор Чарлз Камерон сделал строже, проще и удобнее. Во время Второй мировой вой­ны дворец сильно пострадал, его восстанавливают до сих пор. Причём некоторые залы, перестроенные Екатериной II, возвращают облик, полученный при Елизавете Петровне. Некоторые детали декора, демонтированные при Екатерине, нашлись в запасниках Михайловского замка - спустя 200 лет их вернули на прежнее место. Александрия: Поздравление от народа Церковь Святого Александра Невского «Готическая Капелла» в парке Александрия. В центре: дворец «Коттедж». Справа: императрица Александра Фёдоровна. Внизу: символ Петергофа - скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» В роскошном парке Петергофа, украшенном многочисленными фонтанами и дворцами, есть романтический уголок — Александрия. Он связан с ещё одной российской императрицей Александрой Фёдоровной, женой Николая I. Ещё во времена Петра I здесь строил своё имение «Монкураж» князь Александр Меншиков. Но достроить не успел. При императрице Анне Иоанновне, обожавшей охоту, в парк запустили зверей. Но получился скорее тир: Анна была женщиной грузной, с больными ногами, так что она сидела с ружьём в кресле, а животных на неё выгоняли егеря. При Екатерине II Охотничий парк превратился в зверинец, а потом пришёл в запустение. Настоящий расцвет этого места пришёлся на времена Николая I. Император подарил участок свой нежно любимой супруге в 1825 году. По семейному уговору на эту территорию не распространялась его царская власть. Сам Николай говорил: «Здесь я, хозяин Земли Русской, нахожусь в гостях». Властный и жёсткий монарх превращался в Александрии в кроткого и романтичного героя. Обычно имение императрицы оставалось закрыто для посторонних. Но было исключение. 13 июля Александра Фёдоровна праздновала день рождения. Как правило, это событие проходило в кругу семьи. Но на следующий день, 14 июля, ворота Александрии распахивались: любой человек мог прий­ти во дворец и поздравить царицу.

Как Елизавета Петровна и Екатерина II изменили Петербург и окрестности
© Парламентская газета