Ещё

Русский экспрессионизм: в Петербурге представят искусство переломных эпох 

Русский экспрессионизм: в Петербурге представят искусство переломных эпох
Фото: Вести.Ru
20 сентября в  Русский музей представит первую в  монографическую выставку, полностью посвященную многогранному и неоднозначному творчеству экспрессионистов в русском искусстве. Посетители смогут увидеть около 350 работ 1900-х — середины 1930-х годов, отражающих духовные поиски художников, живших в переломных исторических эпохах.
Наряду с известнейшими произведениями , , , , в рамках выставки «Экспрессионизм в русском искусстве» впервые будут показаны и малознакомые широкому зрителю работы художников из творческих объединений «Союз молодежи», «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Общество станковистов», «Круг». Впервые широко будет представлена и печатная графика русского экспрессионизма: станковые гравюры, литографированные книги и плакаты. Генеральным спонсором выставки стал .
Экспрессионизм зародился в Европе в первых десятилетиях 20 века и охватил не только все виды изобразительного искусства, но и оказал сильнейшее влияние на литературу, музыку, театр и кино. Его возникновение было обусловлено особой атмосферой пессимизма и духовной растерянности, сложившейся в обществе того времени. Первая мировая война, локальные конфликты, революционные перевороты и следовавшие за ними реакционные режимы — все это не могло не отразиться на мировоззрении творческих людей. Идейной основой произведений художников-экспрессионистов стали страх перед существующими реалиями, бегство от действительности и протест против общественных норм.
В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычайной силой, мощью и энергией. В противовес предшествующему импрессионизму, новое течение отличается яркостью, эксцентричностью и преувеличенной эмоциональностью. По сути эстетической программой для этого направления можно считать знаменитое гогеновское высказывание «Искусство — это прежде всего выражение». И в первую очередь художники в своих работах старались выразить собственные чувства и переживания, противопоставляя идею непосредственного эмоционального воздействия на публику эстетизму и натурализму.
"Не индивидуальное, а свойственное всем людям, не разделяющее, а объединяющее, не действительность, но дух", — писал в предисловии к немецкой антологии поэзии экспрессионизма «Сумерки человечества» ее составитель Курт Пинтус.
Стремясь донести до зрителя дух внутренних переживаний, живописцы сознательно прибегали к деформации внешних образов, беспредметности, изображению уродливых форм, утрированию, упрощению или преувеличению и гротеску. Угловатые линии, плоские изображения, грубые мазки, яркие цвета, вызывающий контраст оттенков — все эти техники были направлены только на то, чтобы отбросить все лишнее, не заострять внимание зрителя на красоте или правдоподобности деталей, а сосредоточить его на главной идее творца.
Трагическое мировосприятие, дегуманизация общества, крушение традиционных ценностей оказалось близким и русскому человеку. Предвосхищавшие экспрессионизм произведения возникали в обстановке системного кризиса, усиленного поражением в русско-японской войне и разгромом революции 1905-1907 годов. «Россия была больна. […] Все чувства нашей родины превратились в сплошной, безобразный крик, похожий на крик умирающего от мучительной болезни», — писал Александр Блок.
Особенностью русского экспрессионизма стало совмещение на коротком отрезке времени самых разных культурных возможностей. «У искусства путей много», — подчеркивала художница в манифесте петербургского общества «Союз молодежи». Выставка в Русском музее позволит зрителям проследить, как развивалось и менялось видение художников на разных этапах, а также познакомиться с индивидуальными особенностями творчества отдельных мастеров. В частности, русский вариант экспрессионизма представлен в творчестве Василия Кандинского, который стремился показать зрителю «внутреннюю жизнь картины, дать картине возможность воздействовать непосредственно», в космогонических мифах Марка Шагала, в аналитическом искусстве Павла Филонова, исходившего из традиций народного примитива и живописи Босха и Брейгеля, в творчестве неопримитивистов и лучистов группы Михаила Ларионова, в преображенной традиции иконописи и народной картинки Натальи Гончаровой. Также зрители увидят работы , Михаила Ле-Дантю, Ольги Розановой, Владимира Козлинского, Израиля Лизака, Веры Ермолаевой, , и многих других.
Выставка «Экспрессионизм в русском искусстве» продлится в Русском музее (корпус Бенуа) с 20 сентября по 19 ноября.
Гей-пара сбежала в США, прихватив усыновленных детей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео