Ещё

Топливо без проблем: в Стерлитамаке запустили производство авиационного бензина 

Топливо без проблем: в Стерлитамаке запустили производство авиационного бензина
Фото: ufa1.ru
Очень
скоро на авиабензине из  полетят самолеты федеральных
аэропортов и ближнего зарубежья
Стерлитамак — второй после город в регионе по количеству предприятий, их здесь 20, и пять из них — нефтехимические. И первый по числу жалоб на состояние атмосферы: в рейтинге, который ежегодно составляет общероссийская организация «Зеленый патруль», в прошлом году заняла незавидную 52 позицию — ко дну регион потянули жалобы жителей Стерлитамака на грязный воздух.
— Как только ветер обходит нас стороной, в городе нечем дышать, — негодуют местные жители. — Кому нужны эти заводы?! Только воздух отравляют.
«» и «Синтез-Каучук» хоть и занимаются переработкой продуктов нефтехимии — под руководством «Управляющей компании „ТАУ НефтеХим“» производят синтетические каучуки, агидолы и авиационный бензин, но при этом за воздействием на окружающую среду тщательно следят.
Мы попросились к заводчанам на экскурсию, чтобы узнать, что выпускают на предприятии и как следят за чистотой выбросов.
Работа на страну
— Завод решили построить еще в 1947 году в рамках развития нефтехимического комплекса. В послевоенные годы выросли объемы добычи нефти в Башкирии, Оренбуржье, строились нефтеперерабатывающие предприятия в городах Уфа, . Их побочная продукция — бутан-бутиленовая и бутилен-бутадиеновая фракции — и является сырьем для производства каучуков. Путем химических превращений из нее получают бутадиен-стирольный каучук, — рассказывает начальник производственно-технического отдела АО «Синтез-Каучук» Юрий Скринник. — До нас каучук никто в стране не производил.
Первую
партию бутадиен-стирольного каучука на заводе получили в 1960 году
Первую партию бутадиен-стирольного каучука получили в 1960 году, через десять лет освоили производство изопрена и полиизопренового каучука. Первоначально стерлитамакским каучуком обеспечивались предприятия нашей страны, сейчас его импортируют более чем в 100 стран мира.
Бутадиен-стирольный и полиизопреновый каучуки использовались преимущественно в шинной промышленности, — на кордовую часть шел изопреновый, он похож на натуральный и более эластичный, на протекторную часть — сополимерный, бутадиен-стирольный, как более прочный и износоустойчивый. Теперь из стерлитамакского эластомера делают и подошву для обуви, изделия медицинского и пищевого назначения. А напарник «Синтез-Каучука» — «Стерлитамакский нефтехимический завод» — единственный в  производит агидол — антиоксидант, который предотвращает старение: без него не сделать ни долговечной пластмассы, ни качественного топлива, ни даже действенных кремов для лица и жевательной резинки.
Все родное, все свое
Хлопья бутадиен-стирольного каучука с водой выливают на специальное полотно с микроотверстиями
Процесс создания бутадиен-стирольного каучука чем-то напоминает производство творога. Газообразный бутадиен и жидкий стирол смешивают в воде, добавляют пену и нагревают, чтобы запустить реакцию между ними. И тут происходит химическое волшебство — образуются хлопья, напоминающие творог. Это — результат полимеризации.
Полуфабрикат
вытягивают на транспортере в желтоватого цвета ленту
Что происходит: разрозненные молекулы разных веществ — бутадиена и стирола — соединяются и превращаются в одно новое — латекс. Далее хлопья с водой выливают на специальное полотно с микроотверстиями — вода стекает, как через сито, а хлопья слипаются и вытягиваются на транспортере в желтоватого цвета ленту. Ее сушат и разрывают на кусочки, которые затем прессуют в брикеты по 30 килограммов.
Ленту сушат и разрывают на кусочки
— Все сырье, которое используется в производстве, — продукт нефтепереработки наших заводов, — рассказывает начальник цеха Анатолий Кутлин. — Эту марку каучука, в частности, покупают «Белшины», Алтайский и Нижнекамский шинные заводы.
Вот такие
брикеты весом в 30 килограммов отправляются покупателю
От натурального не отличить
Получение изопренового каучука — многоступенчатый процесс, поэтому установок в цехе по его выработке значительно больше, чем на производстве сополимерного каучука. На первой ступени из сырья выделяют органическое соединение с пятью атомами углерода в цепочке, на второй — проводят его дегидрирование — отщепляют от молекулы водород. И лишь после этого приступают к полимеризации. А еще попутно на обеих ступенях выделяются газы, которые нужно охладить и выделить в разные фракции — для этих процессов тоже требуются свои установки.
На таинство химической реакции сополимеризации не посмотришь, она идет в закрытом
контуре.
В полимерицазции взаимодействуют друг с другом молекулы не двух веществ, а одного — изопрена, после химического превращения он выглядит как крошка или небольшие кочаны цветной капусты. Крошку остужают и прессуют в брикеты по 30 килограммов — изопреновый каучук готов.
Перед тем как продукт фасовать и отправлять покупателю, брикеты прозванивают — каждый пропускают через металлодетектор. Прибор очень чувствительный — поймает даже мельчайшую стружку, которая может попасть в крошку из емкостей для превращений.
Вот так выглядит готовый изопреновый каучук
— Вот, следите внимательно, — начальник цеха кладет на брикет обручальное кольцо.
Каучук не успевает проехать через рамку, как раздается звон, и к линии бежит машинист упаковочной машины — проверить продукт. Тест на бдительность пройден на отлично. Белый брусок реабилитирован и отправляется на упаковку.
— Наши каучуки по составу точь-в-точь как настоящие, — говорит Андрей Сидоров. — Натуральный от синтетического, наверное, только я отличу — по запаху.
Поддержим российского производителя
Чуть больше года назад предприятие освоило выпуск авиационного топлива, став единственным его производителем в республике. И вторым в стране — ближайший конкурент появился в 2017 году в городе Иваново Ярославской области.
Авиационный
бензин имеет голубоватый оттенок. Его качество тщательно проверяют в заводской
лаборатории
— Продукт для нас новый, осваивать его начали с нуля в 2014 году, разработали рецептуру, задекларировали ее и построили установку, — рассказывает Юрий Скринник. — Авиационный бензин отличается от автомобильного специфическими компонентами и высоким октановым числом — более 100. Он предназначен для поршневых авиационных двигателей, в качестве автомобильного топлива не применим, так как содержит высокооктановый компонент, который выводит из строя дорогостоящие элементы современных систем автомобиля.
Очистка сырья и добавление необходимых присадок происходит автоматически — все шаги записаны в компьютерную программу. Оператор следит за ее выполнением на мониторе компьютера и, если надо что-то подкорректировать, просто щелкает мышкой.
— Сейчас завершаются испытания топлива в Уфе, Казани, Краснодаре, на севере. После этого мы сможем продавать бензин в федеральные аэропорты и страны ближнего зарубежья, — говорит Юрий. — Одна марка нашего бензина используется в вертолетах «Робинсон» и легкомоторных самолетах, а другая подходит для малой авиации — так называемого «кукурузника» Ан-2. До 2017 года авиаторам приходилось закупаться за рубежом, теперь, надеемся, они совсем откажутся от импорта.
«Не соблюдать — не выгодно»
Производство на заводе идет в закрытой системе на всех стадиях: от загрузки сырья до налива в цистерну ничего не попадает из атмосферы и ничего в нее не улетает. Это значит, что ущерба окружающей среде нет.
На территории завода — чисто и зелено
— Все газы, которые получаются в процессе производства, уходят на дожигание в технологические процессы, вредные выбросы в атмосферу мы не «дуем» вообще, — говорит Юрий Скринник. — И когда стерлитамаковцы жалуются на качество воздуха, с уверенностью могу сказать, что наше производство его не загрязняет.
— Это подтверждают и пробы, которые регулярно отбирает лаборатория промышленной санитарии «Салаватского нефтехимзавода», — подключается к беседе начальник управления охраны окружающей среды Анатолий Кусакин. — Когда объявляют режим неблагоприятных метеоусловий, цеха снижают нагрузку, а лаборанты выезжают в город на контрольные замеры воздуха. Для уменьшения нагрузки на воздушную среду мы строго придерживаемся нормативов допустимых выбросов, утверждённых Росприроднадзором. Что касается очистки производственных стоков, компания поручает эту работу соседнему профильному предприятию, оставляя за собой функцию контроля. Нарушение природоохранного законодательства оборачивается огромными штрафами в сотни тысяч рублей, поэтому не соблюдать нормативы не выгодно.
Мнение экологов
Вот что ответили на запрос Ufa1 о влиянии на окружающую среду «Управляющей компании „ТАУ НефтеХим“», в ведении которой находятся «Стерлитамакский нефтехимический завод» и «Синтез-Каучук», в Стерлитамакском территориальном управлении Министерства экологии Башкирии.
— В 2015 году в отношении предприятия была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой нарушений природоохранного законодательства не выявлено, — сообщил начальник управления Азат Хайбуллин. — Кроме того, с момента начала осуществления деятельности предприятий и по настоящее время жалоб в части нарушения природоохранного законодательства в управление не поступало.
В детских завтраках нашли токсины: чем они опасны
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео